СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

(Гальцова Т.И. МБОУ СОШ № 13, ст. Ленинградская)

 

Выявление, отбор, социально-педагогическая поддержка одаренной молодежи – одно из важнейших направлений Государственной молодежной политики.

             Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах.

             Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу, что большую роль в ранней диагностике и развитии одаренности детей играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Познакомившись с мультимедийными обучающими программами по английскому языку, я пришла к необходимости изменить свое отношение к преподаванию этого предмета в школе – огромный интерес у учащихся вызывает не только разнообразие тем, видов деятельности, но и красочность, увлекательность самих компьютерных программ. Применение мультимедийных обучающих программ продуктивно при работе со школьниками младшего и среднего звена, и позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению. Оценивая работу детей и скорость усвоения материала, учитель может определить уровень способностей ребенка, выявит на ранней стадии обучения одаренных детей и скорректировать программу их обучения.

             На мой взгляд, такие программы и такой способ организации работы дает нам возможность провести раннюю диагностику и развитие одаренности учащихся на начальном этапе обучения.

             Развитию одаренности учащихся средних классов способствует и то, что в последние годы в работе с ними я стала применять в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. Новые УМК, например Spotlight, предлагают использовать проекты практически на каждом уроке, что очень нравится детям.

             Кроме этого учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет, переписываются со сверстниками из других стран, участвуют в чатах, видеоконференциях.

             В системе среднего образования дифференцированное обучение справедливо считается одним из оптимальных условий обучения одаренных детей. Разработка «уровней обучения» является одним из направлений при дифференцированном обучении. Мною разработана индивидуальная учебная программа для одаренных детей, которая отличается от базовой учебной программы:

- уплотнением учебного материала;

- использованием более сложного материала;

- ускорением темпа обучения;

- самоуправлением и самообразованием;

- средой обучения (возможностью выбора форм и видов учебной работы; отказом от ограничений во время занятий; развитием творческих способностей; развитием независимого мышления; поощрением исследовательского процесса).

             Должна существовать система поиска одаренных детей, и она имеет свои отличительные особенности. Выявление способностей детей на основе тестирования осуществляется с самого раннего детства.

Необходимо отметить также социальные механизмы и формы взаимодействия одаренного учащегося с учителями и наставниками. Правильный выбор учителя зачастую предопределяет успех всего процесса обучения и воспитания личности одаренного ребенка. Учитель, приступивший к работе по программе, должен обладать высоким профессиональным уровнем, уметь налаживать дружеские взаимоотношения с учащимися, осуществлять творческий подход к обучению. Учителя могут помочь одаренным, сотрудничая с учителями-предметниками.  Вместе они могут модифицировать расписание, изменить стратегии обучения, выбор возможностей, цели учебной программы, а также усовершенствовать процедуру оценки знаний.

             Программа «Одаренные дети», которая реализуется в нашей школе, охватывает все направления деятельности учащихся. Это и элективные курсы, и кружки, и дополнительные занятия и консультации с одаренными детьми в которых проводится целенаправленная работа по развитию творческих способностей учащихся, по подготовке их к участию в олимпиадах и конференциях.

             Методическое объединение учителей нашей школы уделяет большое внимание развитию способностей одаренных детей. В соответствии с этим определена тематика заседаний нашего МО, на которых рассматриваются проблемы, связанные с применением инновационных технологий с одаренными детьми во внеурочное время. Широко используются такие формы методической учебы, как презентации тестов, проектов, круглые столы, творческие отчеты, семинары-практикумы.

             Внеклассная работа по предмету является одним из путей повышения качества обучения, предполагает высокую мыслительную активность учащихся, повышает их творческую инициативу. Проведение по-праздничному яркого внеклассного мероприятия значительно повышает интерес к предмету. Подготовка к внеклассным мероприятиям активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность оценить им свой уровень владения языком. Нетрадиционная обстановка, исполнение ролей способствуют развитию воображения, фантазии. Дети любят импровизировать, участвовать в сценках, представлениях. Некоторые учащиеся проявляют свои «актерские» способности, другие проявляют способности сочинять стихи, т.е. овладение языком осуществляется в ходе творческой деятельности.

             Что дают эти занятия? Дети совершенствуют разговорную речь, познают новое, психологически раскрепощаются, т.е. чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, у них развивается инициатива и самостоятельность. Учащиеся могут на практике видеть, где и как они могут использовать знания английского языка, т.е. эти занятия способствуют повышению мотивации к изучению предмета.

             Хочется отметить, что ожидаемые результаты по работе с одаренными детьми позволят:

- создать систему работы с одаренными детьми;

- повысить профессиональный уровень педагогов;

- повысить результативность работы объединений, клубов, кружков;

- создать опыт освещения проблем, направленной работы с одаренными учащимися, пропаганды их достижений.

             В заключении хочется напомнить что, говоря о работе с одаренными детьми в школе, мы должны отметить еще три основных момента, которые кажутся очень важными.

1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное – не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые собственно говоря, и делают его другим.

2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

3. Наша главная цель работы – воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

Просмотр содержимого документа
«Статья: ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

(Гальцова Т.И. МБОУ СОШ № 13, ст. Ленинградская)


Выявление, отбор, социально-педагогическая поддержка одаренной молодежи – одно из важнейших направлений Государственной молодежной политики.

Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах.

Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу, что большую роль в ранней диагностике и развитии одаренности детей играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Познакомившись с мультимедийными обучающими программами по английскому языку, я пришла к необходимости изменить свое отношение к преподаванию этого предмета в школе – огромный интерес у учащихся вызывает не только разнообразие тем, видов деятельности, но и красочность, увлекательность самих компьютерных программ. Применение мультимедийных обучающих программ продуктивно при работе со школьниками младшего и среднего звена, и позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению. Оценивая работу детей и скорость усвоения материала, учитель может определить уровень способностей ребенка, выявит на ранней стадии обучения одаренных детей и скорректировать программу их обучения.

На мой взгляд, такие программы и такой способ организации работы дает нам возможность провести раннюю диагностику и развитие одаренности учащихся на начальном этапе обучения.

Развитию одаренности учащихся средних классов способствует и то, что в последние годы в работе с ними я стала применять в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. Новые УМК, например Spotlight, предлагают использовать проекты практически на каждом уроке, что очень нравится детям.

Кроме этого учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет, переписываются со сверстниками из других стран, участвуют в чатах, видеоконференциях.

В системе среднего образования дифференцированное обучение справедливо считается одним из оптимальных условий обучения одаренных детей. Разработка «уровней обучения» является одним из направлений при дифференцированном обучении. Мною разработана индивидуальная учебная программа для одаренных детей, которая отличается от базовой учебной программы:

- уплотнением учебного материала;

- использованием более сложного материала;

- ускорением темпа обучения;

- самоуправлением и самообразованием;

- средой обучения (возможностью выбора форм и видов учебной работы; отказом от ограничений во время занятий; развитием творческих способностей; развитием независимого мышления; поощрением исследовательского процесса).

Должна существовать система поиска одаренных детей, и она имеет свои отличительные особенности. Выявление способностей детей на основе тестирования осуществляется с самого раннего детства.

Необходимо отметить также социальные механизмы и формы взаимодействия одаренного учащегося с учителями и наставниками. Правильный выбор учителя зачастую предопределяет успех всего процесса обучения и воспитания личности одаренного ребенка. Учитель, приступивший к работе по программе, должен обладать высоким профессиональным уровнем, уметь налаживать дружеские взаимоотношения с учащимися, осуществлять творческий подход к обучению. Учителя могут помочь одаренным, сотрудничая с учителями-предметниками. Вместе они могут модифицировать расписание, изменить стратегии обучения, выбор возможностей, цели учебной программы, а также усовершенствовать процедуру оценки знаний.

Программа «Одаренные дети», которая реализуется в нашей школе, охватывает все направления деятельности учащихся. Это и элективные курсы, и кружки, и дополнительные занятия и консультации с одаренными детьми в которых проводится целенаправленная работа по развитию творческих способностей учащихся, по подготовке их к участию в олимпиадах и конференциях.

Методическое объединение учителей нашей школы уделяет большое внимание развитию способностей одаренных детей. В соответствии с этим определена тематика заседаний нашего МО, на которых рассматриваются проблемы, связанные с применением инновационных технологий с одаренными детьми во внеурочное время. Широко используются такие формы методической учебы, как презентации тестов, проектов, круглые столы, творческие отчеты, семинары-практикумы.

Внеклассная работа по предмету является одним из путей повышения качества обучения, предполагает высокую мыслительную активность учащихся, повышает их творческую инициативу. Проведение по-праздничному яркого внеклассного мероприятия значительно повышает интерес к предмету. Подготовка к внеклассным мероприятиям активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность оценить им свой уровень владения языком. Нетрадиционная обстановка, исполнение ролей способствуют развитию воображения, фантазии. Дети любят импровизировать, участвовать в сценках, представлениях. Некоторые учащиеся проявляют свои «актерские» способности, другие проявляют способности сочинять стихи, т.е. овладение языком осуществляется в ходе творческой деятельности.

Что дают эти занятия? Дети совершенствуют разговорную речь, познают новое, психологически раскрепощаются, т.е. чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, у них развивается инициатива и самостоятельность. Учащиеся могут на практике видеть, где и как они могут использовать знания английского языка, т.е. эти занятия способствуют повышению мотивации к изучению предмета.

Хочется отметить, что ожидаемые результаты по работе с одаренными детьми позволят:

- создать систему работы с одаренными детьми;

- повысить профессиональный уровень педагогов;

- повысить результативность работы объединений, клубов, кружков;

- создать опыт освещения проблем, направленной работы с одаренными учащимися, пропаганды их достижений.

В заключении хочется напомнить что, говоря о работе с одаренными детьми в школе, мы должны отметить еще три основных момента, которые кажутся очень важными.

1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное – не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые собственно говоря, и делают его другим.

2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

3. Наша главная цель работы – воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!