СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Использование виртуального пространства при подготовке и проведении уроков литературы, русского языка и МХК.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье говорится об использовании виртуального пространства на уроках русского языка, литературы, МХК.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Использование виртуального пространства при подготовке и проведении уроков литературы, русского языка и МХК.»

Статья. Использование виртуального пространства при подготовке и проведении уроков литературы, русского языка и МХК.  

Роль педагога в жизни ребенка велика. Он выполняет роль посредника между детьми и социумом. Содержание его деятельности – смягчение ударов социума, помощь ребенку в процессе адаптации его к жизни, компенсация того, что ребенок недополучает в социуме, реабилитация, если социум наносит удары и т.д. Поэтому главные функции педагогической деятельности должны быть направлены на гуманизацию пространства детства, то есть на помощь ребенку и его поддержку.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека.

Характерными чертами этого процесса являются ценностное отношение к каждому участнику образовательного процесса как к субъекту собственной деятельности; предоставление права выбора обучаемым задания из серии вариативного дидактического материала, варианта решения учебной задачи, а для педагога – выбор стратегии, технологий и методики обученияориентация на развитие социально-значимых качеств и способностей через обучение; признание обучаемого инициативным, самостоятельным в своих поступках; ориентация педагога на интерактивные технологии обучения, а не информационно-монологический способ преподавания.

Действительно, использование ресурсов виртуального пространства делает жизнь человека информативно насыщенной и позволяет наполнить пространство школьного урока разнообразными материалами и впечатлениями, помогает интегрировать разные виды человеческой деятельности и тем самым расширять кругозор детей, способствовать их социальной адаптации. Но самое важное, на мой взгляд, использование итернет-ресурсов дает ребёнку настоящую свободу в выборе источников, в подборе материала по теме, способствует развитию интереса к теме, потому что, вникая, углубляясь в суть вопроса, юный человек открывает для себя новые темы, смыслы. Привычное библиотечное пространство не обладает такими возможностями ни в плане объёма источников, ни в плане времени. Современный учитель, готовя урок, должен грамотно определить вектор познания учащегося. Например, не только ясно сформулировать тему как направление поиска, но и выделить ряд вопросов, отражающих глубину выбранной темы, чтобы ребёнок почувствовал её неисчерпаемость, проникся серьёзностью подхода к изучению.

Так, на каникулы я часто даю своим ученикам проектное задание по МХК, которое они выполняют по группам. Это задание выкладывается в «Беседе» класса. К примеру, определив тему как «Искусство периода образования государства (15 в.)», я выделила следующие составляющие части этой темы:

- особенности архитектуры: приглашение иностранных мастеров; архитектурно-художественный ансамбль – Московский Кремль; Успенский собор итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти; ансамбль Соборной площади Кремля: храм Ризположения (1486г), храм Благовещения (1489), Архангельский собор (1508г.), Грановитая палата (1491г.), церковь Иоанна Лествичника (1505 – 1508гг.) (итальянский архитектор Б.Фрязини) с трёхъярусной колокольней (после перестройки в 1600г. за ней закрепилось название колокольни Ивана Великого);

- сравните Успенские соборы во Владимире и в Московском Кремле;

- ответьте на вопрос: в чём новизна архитектурных решений Аристотеля Фиораванти?

- роль и особенности изобразительного искусства: сыграло определяющую роль в становлении общерусского стиля; творчество Дионисия, достойного преемника Андрея Рублёва, (фресковая роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре; 3-ярусный иконостас для Успенского собора Московского Кремля; фрески для Иосифо-Волоцкого монастыря; роспись собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря («Покров Богоматери», «О Тебе радуется», «Похвала Марии»).

Материал для подготовки этого задания ученики будут брать как в библиотечном, так и в виртуальном пространстве, кроме того, работая в группе, они, конечно, будут общаться в «Контакте», в «Беседе» своего класса. Для иллюстрации устного выступления дети готовят презентации по теме, то есть опять обращаются к виртуальному пространству.

Когда-то человечество мечтало о создании машины времени, с помощью которой можно было бы перемещаться во времени и пространстве. Так вот, оказавшись в виртуальном пространстве, современный школьник получает такую возможность: он переносится из пространства одной книги в пространство другой, он может посмотреть любой эпизод любого фильма. Готовя учеников к беседе о дуэли между Печориным и Грушницким, я не только прошу их перечитать дневниковые записи героя за 16 мая (повесть «Княжна Мери»), но и предлагаю посмотреть эпизод из фильма «Герой нашего времени». Это помогает включить в процесс беседы всех, даже тех, кто не прочитал к уроку нужных страниц, позволяет подметить важные интересные режиссерские находки в интерпретации текста романа, расширяет кругозор детей, учит вдумчиво смотреть фильм. Я думаю, что интеграция с киноискусством делает урок ярче. Кроме того, это дает необходимые знания и тем детям, кто участвует в олимпиадах по литературе, МХК, ведь среди заданий по этим предметам есть и вопросы на знание режиссёров, актёров и многое другое.

Неотъемлемой частью современного урока стало создание и использование виртуальных музеев. Это могут быть презентации, рассказывающие о жизни и творчестве писателей или поэтов, а может быть, своеобразный рассказ о быте или укладе наших предков. Например, к уроку русского языка «Обучение написанию сочинения-рассуждения», в течение которого мы должны были обращаться к тексту, рассказывающему о русских народных промыслах, ученица подготовила презентацию, жанр которой можно обозначить как виртуальный музей «Русская посуда». На таком занятии дети не только учились создавать текст, но и вникали в мир слова, в его историю, значение, а через это познавали и уклад жизни своего народа.

Деятельность учителя предполагает и работу с родителями, и индивидуальную работу с учащимися ( подготовка к олимпиадам, конкурсам, помощь слабым ученикам и многое другое), то есть речь идет о внеурочной деятельности, которая всегда занимает очень много времени. Благодаря виртуальному пространству, мы можем проводить дистанционные курсы, беседовать с родителями, заниматься с учащимися, используя электронную почту, скайп, что облегчает в какой-то мере жизнь учителя, потому что во время общения с ребенком педагог может находиться у себя дома, не в школе.

Безусловно, обращение к виртуальному пространству делает современный урок ярким, информационно насыщенным; активизирует познавательную деятельность учащихся и учителей, позволяет проявлять свою неординарность, творческие способности; предоставляет им право выбирать нужные для работы источники; экономит время, демократизирует процесс общения. Итак, при правильно скорректированной учителем деятельности участники учебного процесса начинают активно сотрудничать, а значит гуманизируется процесс обучения в школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!