СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности связывается, прежде всего, изменениями, происходящими в экономической, политической, культурной жизни страны. Теоретический анализ проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста подтверждает ее актуальность в дошкольном образовании. Под толерантностью понимается такое моральное качество, как терпимость, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения и особенности.

Просмотр содержимого документа
«Статья КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 377

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Соколова Александра Сергеевна


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Россияночка» п. Чернянка Белгородской области», площадь Наримана, дом 25, поселок Чернянка, 309560, Российская Федерация


ул. Строительная 6/8, п. Чернянка, Белгородская область, 309560, Российская Федерация


CASE-TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMATION OF TOLERANCE IN PRE-SCHOOL AGE


Sokolova Alexandra Sergeevna


Municipal budget preschool educational institution «Kindergarten «Rossiyanochka» p. Chernyanka, Belgorod region», Nariman square, house 25, Chernyanka village, 309560, Russian Federation


str. Construction 6/8, p. Chernyanka, Belgorod region, 309560, Russian Federation


Аннотация. Актуальность. В настоящее время проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности связывается, прежде всего, изменениями, происходящими в экономической, политической, культурной жизни страны. Теоретический анализ проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста подтверждает ее актуальность в дошкольном образовании. Под толерантностью понимается такое моральное качество, как терпимость, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения и особенности. Цель исследования: выявление особенностей формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, а также использование кейс-технологии как средства формирования толерантности у старших дошкольников. Результаты. Изучение толерантности у детей старшего дошкольного возраста показало недостаточную ее сформированность, у большинства детей наблюдается средний уровень, у единиц – высокий, также присутствует низкий уровень. Более сформирован у дошкольников эмоционально-волевой компонент толерантности, менее сформированным является когнитивный компонент. Заключение. Кейс-технология, несмотря на сложности ее использования в дошкольном образовании, предоставляет огромные неиспользуемые ресурсы для осуществления процесса обучения, воспитания и развития, максимально соответствующих возрастным особенностям дошкольников. Автором осуществляется проектирование, постоянное обновление и реализация на практике работы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста с применением кейс-технологии и в настоящее время.

Ключевые слова: технология, кейсы, кейс-технология, толерантность, старшие дошкольники.


Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе рассматривается как насущная необходимость.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур, умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания должно прививаться уже с раннего возраста. Именно в детском обществе у ребенка может сформироваться реальная готовность к толерантному поведению.

Старший дошкольный возраст рассматривается как сензитивный для формирования толерантности, так как это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения, усвоения моральных норм (М.В. Осорина, Е.А. Прокофьев, А.А. Реан, С.И. Розум, Е.Ф. Рыбалко, Д.Б. Эльконин и др.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что на этапе завершения дошкольного образования для личности ребенка должны быть характерны такие черты, как уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и другим людям, чувство собственного достоинства. У ребенка должна быть сформирована установка на положительное отношение к другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства, умение договариваться, учитывать чувства и интересы других людей, стараться разрешить конфликты [12]. Такие черты личности дошкольника характеризуют развитие у него толерантности.

Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне определяется современными тенденциями, обозначенными в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и связанными с формированием у подрастающего поколения уважительного, принимающего и понимающего отношения к иным национальным культурам.

На научно-теоретическом уровне актуальность изучаемой проблемы связана с недостаточной разработанностью теоретико-методологических вопросов, отражающих основание процесса формирования толерантности на разных этапах образования, в том числе и дошкольного.

Актуальность проблемы на научно-методическом уровне предопределяется потребностью в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Необходимым является поиск эффективных путей формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение любого предмета или явления необходимо начинать с выяснения его сущности, проанализировав различные взгляды на определение его понятия и содержания. Поэтому считаем целесообразным раскрыть содержания понятия «толерантность». Проблема толерантности нарастает, но изучение данной проблемы идет значительно медленнее. Существует множество различных точек зрения на определение толерантности, которое обуславливается множественностью его переводов.

Определение понятия «толерантность» дается в Новой философской энциклопедии под редакцией В.С. Степина: «Толерантность – (от лат. Tolerantia – терпимость) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом человеке иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим человеком, признание и уважение его права на отличие» [11, с.215].

По мнению Н.М. Ивановой, толерантность старшего дошкольника есть интегративное качество личности, формирующееся на основе познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания ребенком общности разных культур, определяющее его желание и умения устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству [6].

Подходы к структуре толерантности так же неоднозначны, но в целом исследователи выделяют три или четыре компонента данного феномена. Например, в исследованиях А.Г. Асмолова [2], Г.В. Безюлевой [3], P.P. Валитовой [4], А.А. Глебова [5], В.А. Лекторского [8], А.П. Садохина [10] и др. толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев: когнитивный, эмоциональный и практически-действенный.

Когнитивный критерий – базовые стереотипы, широкая периферия; знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи.

Эмоциональный критерий – эмоциональная отзывчивость;

Действенно-практический критерий – стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности.

М.А. Перепелицина выделяет мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и коммуникативно-деятельностный компоненты в структуре толерантности [9].

Проанализировав литературу по рассматриваемой проблеме мы решили провести собственное исследование, направленное на выявление уровня и изучение особенностей сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Так, на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Россияночка» п. Чернянка Белгородской области» нами проведено данное исследование. Участниками исследования стали старшие дошкольники (старшая группа) в количестве 20 человек.

Опираясь на исследования Е.А. Ильинской [7], мы выделили компоненты толерантности у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент: знания о феномене толерантности.

Эмоционально-волевой компонент: эмоциональная отзывчивость.

Мотивационно-поведенческий компонент: стиль взаимодействия с людьми, способность устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности.

Для исследования когнитивного компонента толерантности у детей старшего дошкольного возраста мы использовали метод беседы, адаптированный вариант опроса М.З. Друкаревича для дошкольников.

Для исследования эмоционально-волевого компонента толерантности у детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Разложи картинки» из адаптивной методики Е.В. Кучеровой для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду.

Для исследования мотивационно-поведенческого компонента толерантности у детей старшего дошкольного возраста применяли методику изучения толерантности детей (автор Доминик Де Сент Марс).

Проанализировав результаты исследования когнитивного компонента толерантности у детей старшего дошкольного возраста, выяснили, что средний уровень составил 40%, низкий уровень отмечался у 60% детей. Что указывает на недостаточную сформированность знаний у детей о феномене толерантности.

У дошкольников со средним уровнем знание норм толерантной культуры носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования. Характерным для этих детей является полное или частичное понимание правил поведения, понятия «семьи», главы семьи, отношений в группе детей, а также к другим детям по национальному и расовому признаку.

У детей с низким уровнем сформированы фактические представления о ценностях толерантной культуры. Чаще всего эти дети не имеют представление о терпимости, отмечают, что не подадут руку новому чернокожему ребенку группы, имеют частичные представления о семье, затрудняются аргументировать свой ответ. Ответы односложные: да, нет, хорошо. Часто дают ответы, не связанные с содержанием поставленного вопроса. Например, на вопрос: Кто главный в семье? – один из испытуемых ответил, чтоб «собака», не аргументируя свой ответ.

Более полные ответы все дети давали на вопрос о том, что такое семья, кто главный в семье. Следует отметить, что все старшие дошкольники не понимали значение феномена «Я», «Я и другие». Чаще всего они отказывались отвечать на эти вопросы, или давали ответы, не связанные с вопросом.

Результаты исследования эмоционально-волевого компонента толерантности у детей старшего дошкольного возраста показали, что у 90% старших дошкольников отмечается высокий уровень, т.е. наблюдается устойчивое проявление терпимого отношения к другим, низкий уровень тревожности, высокий уровень эмпатии. Для 10% характерен средний уровень, для которого характерно ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки, зависит от внешних условий.

Следует отметить, что 40% детей из 8 предложенных картинок назвали все веселыми.

50% испытуемых 7 картинок назвали веселыми, а одну грустной. Грустной картинкой дети считали под № 2 «Ребенок разговаривает со взрослым», указывая на то, что «мальчика ругают», «идет серьезный разговор», «они просто общаются» и т.п.

10% дошкольников назвали грустными две картинки под № 2 «Ребенок разговаривает со взрослым» и под № 4 «Дети играют в группе», отмечая, что «некоторым детям там грустно».

Результаты исследования мотивационно-поведенческого компонента толерантности у детей старшего дошкольного возраста показали, что у 10% старших дошкольников отмечается высокий уровень, 70% детей демонстрируют средний уровень, у 20% испытуемых наблюдается низкий уровень.

У дошкольников с низким уровнем отмечается отрицательное отношение к отличиям других людей, толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду, при определенных условиях, может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует.

Дети, имеющие средний уровень, характеризуются ситуационно-эмоциональным отношением к отличиям других людей, зависящим от внешних условий, они признают толерантное поведение со стороны других, но проявляют толерантность избирательно.

У детей с высоким уровнем отмечается эмоционально-устойчивое отношение к другим людям, принятие правомочности существования других точек зрения, они самостоятельно проявляют толерантность, сдержаны по отношению к иной точке зрения.

Согласно полученным данным исследования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, у 5% старших дошкольников отмечается высокий уровень, для 90% детей характерен средний уровень, 5% детей имеют низкий уровень.

Обобщая полученные данные исследования, пришли к выводу, что наиболее сформированным у старших дошкольников является эмоционально-волевой компонент толерантности, т.к. выявлено 90% детей с высоким уровнем. Менее сформирован у детей когнитивный компонент толерантности, где низкий уровень составил 60%, что указывает на недостаточность знаний о понятии «толерантность».

Исходя из актуальности исследования о необходимости поиска эффективных путей формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к заключению о том, что перспективной технологией, обеспечивающей эффективности процесса формирования толерантности у детей, является кейс-технология.

Как отмечает Р.Р. Аитбаева, кейс-технология представляет собой современную образовательную технологию, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации [1].

В рамках нашего исследования под кейс-технологией будем понимать интерактивную технологию обучения, направленную на формирование толерантности у старших дошкольников на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации, представленной в виде кейса.

Нами предложен и реализуется по настоящее время план-проект по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста с применением кейс-технологии (табл. 1).

Цель: формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста с применением кейс-технологии.

Задачи:

1. Формировать знания детей о понятии «толерантность» (когнитивный компонент).

2. Формировать эмоциональную отзывчивость (эмоционально-волевой компонент).

3. Формировать стиль взаимодействия с людьми, способность устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности (мотивационно-поведенческий компонент).

4. Приобщать родителей к проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1.

План-проект по формированию толерантности у старших дошкольников с применением кейс-технологии

1 Блок. Формирование когнитивного компонента толерантности

Название

Кейс «Вежливые друзья»

Цель

Способствовать развитию представлений о толерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с индивидуальными различиями людей.

Пример кейса

Ребята, все мы разные, иногда встречаем невежливость и вежливость в нашем окружении. Давайте представим, что жители того самого городка Волшебных слов, и употребляем в речи всегда вежливые слова.

Разыграем ситуацию разговора вежливых друзей о посещении детского сада.

- Привет, Коля.

- Здравствуйте, Никита.

-Скажи, пожалуйста, как твои дела?

- Спасибо, хорошо и т.п.

А теперь предлагаю каждому высказаться каждому (дети рассказывают правильно ли их товарищи смоделировали ситуацию вежливого общения)

Итак, что мы сегодня узнали, как нельзя себя вести, а как можно?

Название

Кейс «Немой мир»

Цель

Способствовать развитию представлений о толерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с отличиями людей, имеющих особенности здоровья.

Решение кейса

Мы побывали в мире слепых, теперь мы отправимся в мир немых. Для нас трудно представить, как это не разговаривать. Потому что мы постоянно говорим с друзьями, родителями, бабушками, дедушками. Мы привыкли говорить «слова» громко. А вот немые люди этого лишены.

Как вы думаете, какая основная проблема стоит перед обществом и немыми людьми.

Дети: Мы не понимаем друг друга.

Воспитатель: Давайте представим, что я за стеклом толстым, а все вы находитесь по другую сторону стекла. Ничего слышно. А вам нужно рассказать мне, что меня зовет ваш друг, которой плачет. Попробуем?

Дети вместе с воспитателем разыгрывают ситуацию.

Воспитатель: Мы поняли, что не можем понять друг друга без слов. Как нам быть?

Дети: нужно знать жестовый язык.

Группам детей раздаются карточки с жестами. Они изучают их совместно с другими детьми, с помощью воспитателя. Затем дети пробуют общаться с помощью языка жестов.

Ребята, что было трудным? Как будем понимать немых людей? Что требуется знать для того, что их понимать?

Ребята, как себя надо вести с особенными людьми? А как нельзя вести?

Название

Кейс «Опасность рядом»

Цель

Способствовать развитию представлений о толерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с национальными и этнокультурными особенностями людей.

Пример кейса

Ребята, вы любите играть? (Да) Иногда, играя, вы не всегда правильно относитесь к своему товарищу, например, забираете игрушки, не даете игрушки, не впускаете в свою игру и т.д.? (дети подтверждают это). Я вам предлагают каждому подойти и вытянуть картинку. (дети подходят и вытягивают предметную картинку)

У вас у всех какая-то картинка с изображением того, что есть в детском саду – игрушек (кукла, машинка, кубик, расческа, шприц, ножницы и др.). Ваша задача подумать – какую опасность таит в себе эта игрушка, как ее нельзя использовать по отношению к товарищу по игре?

А теперь предлагаю каждому высказаться (дети рассказывают по своей картинке)

Итак, ребята, что мы сегодня узнали? Как себя нельзя вести?

Блок 2. Формирование эмоционально-волевого компонента толерантности

Название

Кейс «Эмоциональные картинки»

Цель

Способствовать формированию толерантности через создание условий для получения положительного эмоционального опыта.

Пример кейса

Ребята, эмоций очень много, их мы проявлем каждый день. Поэтому я предлагают поиграть в загадки.

Для этого каждый ребенок подходит ко мне, вытягивает картинку с изображением какой-то эмоции, думает, в каких ситуациях она может проявиться, и показать ее всей группе.

А теперь предлагаю по каждому быть внимательным и высказать свое мнение об ответах товарищей.

Итак, ребята, что мы сегодня узнали? Как себя нельзя вести?

Название

Кейс «Правильный пешеход»

Цель

Способствовать формированию толерантности через создание условий для получения положительного эмоционального опыта.

Пример кейса

Ребята, посмотрите, на фото. На нем изображена девочка, бегущая по дороге за мячом.

Ребята, что не правильно делает девочка? (выбегает на дорогу с мячом)

- Почему вы так думаете? (привести к аварии, к травме)

- Что необходимо сделать, чтобы не произошло беды? (не выбегать на дорогу перед мчащимися автомобилями и не играть на дороге)

Подумайте, обсудите с товарищами (дети разделены по 3-4 человека в подгруппе) и придумайте правило, которое поможет другим детям быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не выбегать на дорогу перед мчащимися автомобилями и не играть в мяч на проезжей части)

Ребята, что вы сегодня делали? (рассматривали фото). А еще? (говорили о правилах дорожного движения) Зачем соблюдать ПДД? (чтобы быть осторожнее на дороге, не попасть в аварию). Молодцы, все сделали правильно! Давайте сделаем рисунок по правилу: «Нельзя играть с мячом на дороге!»

Название

Кейс «Страны мира»

Цель

Формирование положительных эмоций к людям разных национальностей.

Пример кейса

Ребята, послушайте короткую, но очень познавательную историю: Однажды дядя Вася очень спешил на работу. Так спешил, что случайно задел человека, рядом стоящего, сказал ему: Ой, простите. А этот был американец, который не понял, что ему сказали. Он был зол на прохожего.

Давайте рассмотрит две позиции: 1) поведения дяди Васи; 2) поведения иностранца.

Одна подгруппа обсжудают первую позицию, вторая подгруппа – вторую, третья подгруппа – опровергает высказанное деться, доказывает другую точку зрения, четвертая подгруппа – высказывает только положительные стороны ситуаций. Докажите правильность вашего варианта.

Какие выводы вы сегодня сделали?

3 Блок. Формирование мотивационно-поведенческого компонента толерантности

Название

Кейс «Умей общаться»

Цель

Способствовать формированию навыков коммуникации и гибкого поведения в ситуации затрудненного общения с другими.

Пример кейса

А сегодня мы с вами превратимся в настоящий театр и будем актера. Но актеры работают всего вместе, в труппе, т.е. в актерской группе, они очень внимательны друг к другу, помогают своим товарищам, умеют договариваться. Поучимся и мы сегодня у них.

Каждой группе дана картинка с изображением чего? (дети отвечают: семья гуляет, семья сидит за столом, семья играет в волейбол и др.). Ваша задача вместе придумать то, о чем они там говорят, изобразить, что делают, и потом показать нам всем. Но еще вы самостоятельно должны распределить роли, придумать речь каждому, определить последовательность слов и ваших действий. Готовы?

Дети обсуждают будущую драматизацию картинки, педагог следит за действиями детей, при необходимости вмешивается в процесс.

Итак, что же у нас получилось?! Давайте будем внимательно друг к другу, посмотрим, что у каждой группы получилось (драматизация картинок детьми). Как вы думаете, что у вас получилось, а что нет? Почему?

Название

Кейс «Помощь Алене»

Цель

Способствовать формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с возможными формами общения с людьми.

Пример кейса

Ребята, нам предстоит сегодня разгадать интересную загадку. Ее отгадка там известна будет, а вот сама загадка нет. Непонятно? Да? А давайте вместе разберемся!

Мне пришло письмо, в котором написано, что девочка Алёна из старшей группы сильно заболела. Почему? Непонятно. Это нам и предстоит с вами узнать.

Давайте подумаем, почему Алена могла заболеть? Какие этому причины? (дети высказывают свои предложения). У нас много предположений, вы молодцы. Сейчас я предлагают разделиться на пару и продумать последовательность действий, которую совершала Аленка, в результате чего заболела. Например, Мама сказала Аленке: надень шапку, она надела, но когда бегала на площадке, сняла ее, был сильный ветер, пришла домой, и утром уже была высокая температура. Примерно вот так. Давайте попробуем.

Мне очень интересно, что вы придумали (дети рассказывают свои варианты последовательности действий Алены)

Название

Кейс «Правила поведения»

Цель

Способствовать развитию толерантности у детей старшего дошкольного возраста через формирование навыков коммуникации с людьми различных национальностей и уважительного отношения к чужим национально-культурным особенностям.

Пример кейса

Каждой подгруппе даны конверты. Откройте их (дети открывают конверты). Что там? (там картинки)

Как вы думаете, что мы будем делать? (дети отвечают) Мы сегодня с вами придумаем правила поведения с людьми, которые имеют разные национальности.

Сейчас я предлагаю каждой подгруппе за отведенное время придумать правило поведения в группе товарищей (мальчик татар, девочка русская; мальчик китаец, мальчик американец; мальчики одной национальности и т.п.).

А теперь каждая группа расскажет свое правило. Отлично! Скажите, что было трудным? Почему? Детей подводят к тому, что неважно, какая национальность, правила поведения должны быть одни.

4 Блок. Работа с родителями

Групповая консультация для родителей

«Воспитываем толерантность в себе и в детях»

Цель: дать родителям информацию о формировании толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Круглый стол

«Толерантны ли мы?»

Цель: обогатить представления родителей о сущности понятия «толерантность».

Мастер-класс

«Терпимость и мы»

Цель: приобщать родителей к решению проблемных ситуаций, связанных с проявление толерантности к окружающим.


Таким образом, формирование толерантности у дошкольников представляет собой сложный и длительный процесс, требующий грамотной его организации педагогами в условиях дошкольного учреждения, зависящий от комплексного воздействия, т.е. участия в данном процессе педагогов и родителей как единого целого.


Литература

  1. Аитбаева Р.Р. (2015) К вопросу о специфике кейс-технологии и кейс-метода в системе образования // Научный альманах. 7(9). 365 с.

  2. Асмолов А.Г. (2000) На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. 255 с.

  3. Безюлева Г.В. (2003) Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2003. 164 с.

  4. Валитова P.P. (1997) Толерантность как этическая проблема: дис... канд. философ. наук: 09.00.05. М., 1997. 188 с.

  5. Глебов А.А. (2013) Толерантность в аспекте внутренней свободы личности / А.А. Глебова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 7. С. 67.

  6. Иванова Н.М. (2002) Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Елец, 2002. 24 с.

  7. Ильинская Е.А. (2009) Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Спб., 182 с.

  8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме, режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1599001/ (дата обращения: 19.07.2019)

  9. Перепелицина М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей: автореф. дис. … канд пед.наук: 13.00.08 / М.А. Перепелицина. – Волгоград. 2004. – 23 с.

  10. Садохин А.П. (2007) Толерантность и компетентность в межкультурной коммуникации / // Архетип. № 1. С.51-59.

  11. Степин В.С. (2010) Новая философская энциклопедия. 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 415 с.

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказа Минобрнауки (2015). М.: ТЦ Сфера, 96 с.

Соколова Александра Сергеевна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Россияночка» п. Чернянка Белгородской области», площадь Наримана, дом 25, поселок Чернянка, 309560, Российская Федерация

[email protected]


Sokolova Alexandra Sergeevna

Educator

Municipal budget preschool educational institution «Kindergarten «Rossiyanochka» p. Chernyanka, Belgorod region», Nariman square, house 25, Chernyanka village, 309560, Russian Federation

[email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!