СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методы и приемы формирования УУД в начальной школе по ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье систематизированы различные методы и приемы формирования универсальных учебных действий в начальной школе по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методы и приемы формирования УУД в начальной школе по ФГОС"»

Методы и приемы формирования УУД в начальной школе по ФГОС



Базовый принцип системы российского образования – справедливость, т.е. качественное образование должно быть доступным для каждого ребенка.

В. В. Путин



Что важно для учителя в работе? Достичь результата, используя инновационные технологии, различные методы и средства. А ученикам главное, чтобы было интересно и тогда будет желание учиться и действовать.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. 

Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) выступает его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

В связи с увеличением потока информации и объема знаний, произошла смена в методах и способах образования. В связи с этим процесс образования должен включать в себя не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и процессы развития личности, приобретения нравственных, социальных, семейных и духовных ценностей. Из этого следует, что главной задачей,  стоящей перед современной системой образования, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Они должны обеспечить школьников умением учиться и способствовать формированию саморазвития и самосовершенствования.

В широком значении «универсальные учебные действия»  – это процесс саморазвития и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

С точки зрения общего понятия «универсальные учебные действия (УУД)» — это умение учиться,  то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Универсальные учебные действия включают в себя четыре основных блока: личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

 

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

 

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

РегулятивныеКоммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность,задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

 

Лови ошибку!

 Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Светофор

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор» «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Мордашки: Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

Использование парного и группового методов обучения позволяет организовать эффективное сотрудничество, повысить мотивацию, качество знаний, осуществлять взаимопомощь, взаимообучение, взаимопроверку, а главное, формировать универсальные учебные действия.

Исследовательская деятельность учащихся  деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.


Личностные УУД:

1. Эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза …

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

3.Учащимся очень нравятся соревнования.

4. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. 
Я почувствовал (а) … 

Я улыбнулся (ась) … 

Я вспомнил (а) … 

Мне стало грустно … 

Я бы продолжил (а) написанное так


Регулятивные УУД.

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.

3. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка.

4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).


Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение.

2. Проектное обучение

3. Педагогические игры

4. На уроках использую схемы-опоры для решения различных заданий.

5. На уроках широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.


Коммуникативные УУД

1.Работа в парах или группах

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!