Статья: «Музыкальные викторины во внеурочной деятельности как средство развития музыкального восприятия младших школьников».
Черепанова Александра Васильевна,
учитель музыки
МБОУ «СОШ №1 г. Ленска» РС (Я)
Проблема развития музыкального восприятия в наше время приобретает всё более важное значение, так как у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к академической музыке. Причиной являются серьёзные упущения в формировании восприятия музыки, прежде всего, в семье, а также в детском саду и начальной школе. Отсюда у детей не развито музыкальное восприятие, и как следствие – не сформирована музыкальная культура.
Проблема развития музыкального восприятия – одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в музыкальной педагогике. Большой вклад в исследование вопросов развития музыкального восприятия внесли В.А Сухомлинский, Б.В. Асафьев, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский, В.Н. Шацкая, Н.Л. Грозненская, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Н.А. Ветлугина и другие. В работах вышеуказанных авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей. Но для использования этих разработок в музыкальном образовании необходимо подобрать конкретный методический материал, например, с использованием музыкальных викторин во внеурочной деятельности.
Поэтому нами было проведено исследование с целью развития музыкального восприятия посредством использования музыкальных викторин у младших школьников во внеурочной деятельности. Так как развитие музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста посредством изучения музыкальных викторин во внеурочной деятельности до сих пор не имеет широкого распространения, прежде всего из-за недостаточной разработки учебно-методического и музыкально-педагогического материала.
Объектом исследования явился процесс развития музыкального восприятия младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет нашего исследования - система занятий с использованием музыкальных викторин во внеурочной деятельности как средство развития музыкального восприятия младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по музыкальному восприятию младших школьников;
2. Разработать цикл музыкальных викторин во внеурочной деятельности младших школьников;
3. Провести опытно-экспериментальную работу с использованием музыкальных викторин для развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста;
4. Сделать сравнительный анализ результатов исследования по развитию музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.
Нами были использованы такие методы исследования: анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, проведение опытно-экспериментальной работы, анализ результатов исследования.
Нами были изучены психолого-педагогические особенности развития музыкального восприятия во внеурочной деятельности у младших школьников, так как в исследовании участвовали именно младшие школьники, третьеклассники.
Собственно в опытно-экспериментальной работе по развитию музыкального восприятия у третьеклассников с использованием музыкальных викторин во внеурочной деятельности проведена диагностика уровня развития музыкального восприятия, составлен и проведен цикл музыкальных викторин для развития музыкального восприятия, сделан сравнительный анализ результатов.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в МБОУ «СОШ №1 города Ленска». Всего в эксперименте участвовало 34 учащихся: 17 детей контрольной группы и 17 детей экспериментальной группы. Эксперимент был организован и проведен на занятиях по внеурочной деятельности в течение шести месяцев.
Исследование состояло из трех этапов:
I этап – констатирующий: сентябрь 2020 год;
II этап – формирующий: сентябрь 2020 года по февраль 2021 год;
III этап – контрольный: январь – февраль 2021 года.
I этап – констатирующий - был проведен в сентябре месяце 2020 года с целью выявления уровня развития музыкального восприятия у младших школьников. Нами была использована диагностика уровня развития музыкального восприятия у младших школьников по методике музыковеда, педагога Марины Степановны Осенневой. Работа велась с группами, а не индивидуально. Учащимся предлагались следующие музыкальные произведения: Полина Иванова «Якутский танец», Грант Григорян «Под звуки хомуса (Токкатина), Н. Докалова, М. Эверстова – Обутова «Сайын кэллэ».
Учащимся необходимо было определить:
- какие используются средства музыкальной выразительности: характер, лад, темп, тип (вокальная, инструментальная);
- какие чувства и эмоции возникают после прослушивания музыкального произведения.
Учитывалось также насколько дети внимательны во время звучания музыки и каковы их внешние проявления эмоциональности.
Восприятие музыки оценивалось по 3 - бальной системе:
Низкий уровень – 1 балл;
Средний уровень – 2 балла;
Высокий уровень – 3 балла;
Результаты заносились в таблицу и суммировались. В зависимости от того, какое общее количество баллов будет набрано, соответственно определяется уровень музыкального восприятия каждого школьника:
от 1 до 3 баллов – низкий уровень;
от 4 до 6 баллов – средний уровень;
от 7 до 9 баллов – высокий уровень.
В ходе анализа было выявлено, что из 17 учеников экспериментальной группы 9 детей - показали низкий уровень развития музыкального восприятия, 5 детей – средний уровень и 3 – высокий уровень.
В контрольной группе из 17 учеников 5 детей показали низкий уровень, 10 детей – средний и 2 детей – высокий.
Процентное соотношение результатов диагностики в констатирующем этапе:
Контрольная группа:
Низкий уровень – 29 %
Средний уровень – 59 %
Высокий уровень – 12 %
Экспериментальная группа:
Низкий уровень – 53 %
Средний уровень – 29 %
Высокий уровень – 18 %
Таким образом, анализ результатов исследования в экспериментальной группе показал преобладание низкого уровня развития музыкального восприятия, по сравнению с контрольной группой, что вызвало необходимость в разработке цикла занятий с использованием музыкальных викторин во внеурочной деятельности.
Для развития музыкального восприятия на формирующем этапе эксперимента нами был разработан и апробирован цикл викторин по развитию музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальные занятия проводились с учащимися один раз в неделю. Средняя продолжительность занятий 10-15 минут.
На 3-м, контрольном, этапе нами проведено исследование с целью выявления эффективности использования музыкальных викторин для развития музыкального восприятия у младших школьников во внеурочной деятельности и повторное обследование детей с использованием диагностической методики первого этапа.
Исходя из показателей констатирующего и контрольного этапов, нами составлена диаграмма
Результаты экспериментальной группы
Результаты контрольной группы
Сопоставление данных экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах привело нас к выводу, что показатель «низкий» уровень понизился на 36%, показатель «средний» результат понизился на 1%, «высокий» уровень повысился на 37%.
В результате систематических занятий, проведенных во внеурочной деятельности с использованием музыкальных викторин, наблюдается положительная динамика развития музыкального восприятия детей.
Сопоставление данных контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах привело нас к выводу, что показатель «низкий» результат остался на прежнем уровне – 29%, «средний» уровень повысился на 6%, а также на 6% понизились результаты детей с «высоким» уровнем.
Следует отметить, что после формирующего этапа у детей экспериментальной группы произошло повышение уровня развития музыкального восприятия. Дети стали более внимательны на занятиях, появился интерес к музыкальным викторинам. Данная система групповых занятий оказалась очень интересной и увлекательной для детей.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что проделанная нами опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального восприятия у младших школьников посредством цикла музыкальных викторин показала свою эффективность и дала положительные результаты.
Результаты данной работы можно использовать в качестве дополнительного материала в музыкально-педагогической практике средних общеобразовательных школ республики, а именно во внеурочной деятельности у младших школьников.