СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Формирование картографической грамотности на современном уроке географии в школе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается важность знания географических карт, уделяется внимание приемам картографической грамотности, приведены примеры заданий на разные виды приемов.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование картографической грамотности на современном уроке географии в школе"»

Статья на тему:

«Формирование картографической грамотности учащихся на современном уроке географии в школе».

Камневой В.И., учителя географии

Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

       Важным моментом изучения географии является формирование

географической (картографической) культуры. Старшее поколение помнит,

когда в каждом доме была географическая карта. Люди внимательно

следили за всеми событиями на планете и в нашей стране.

    Знание карты - это не только показать государство, город. Оно предполагает наличие знаний в области физической и экономической географии, культуры, истории, политического устройства. И сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, учителю, она становиться необходима каждому человеку. Поэтому освоение, изучение, знание географической карты, должно быть обязательным и прежде всего начиная со школьной скамьи.

      В ФГОС говорится о том, чтобы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В этом отношении знание географической карты- пример реального использования и применения в жизни картографических знаний. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание и умение читать. Понимать - значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. Знать – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.

Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Карта позволяет школьнику ориентироваться в пространстве, извлекать из нее самую разнообразную информацию. Она упорядочивает знания, облегчает их усвоение и запоминание. Роль карты прекрасно определил Н. Н. Баранский: «Карта – второй язык географии… гораздо более доступный восприятию учащихся, нежели текст».

 В настоящее время возможности современного учителя расширились. На уроке возможно использовать как традиционные атласы с набором карт по курсу обучения, настенные карты, электронные карты. Как говорят, все средства хороши, главное, чтобы был результат.

Все привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. Сегодня у учителя в руках маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт и материалов.

Эволюция карты от схематичных рисунков до интерактивных изображений Земли, позволяет говорить о постоянном интересе человека к картографии. Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии. Карта – это обязательный свидетель географического открытия. А современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.

В современном обществе прослеживается тенденция к увеличению роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами, столь привычно и свободно как книгами и компьютером. Данный интерес можно объяснить несколькими факторами: практической направленностью школьной географии, наличием во всех современных электронных устройствах спутниковых карт, возрастающей ролью рекреационной географии и способностью человека осуществлять путешествия.

Карты используются в качестве учебного пособия в образовательном процессе, в научных исследованиях, хозяйстве, военном деле. Следовательно, картографическая грамотность нужна современному человеку.  

     Картографические знания пронизывают всё содержание школьной географии и формирование картографической грамотности современного школьника – одна из целей географического образования.

Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Следовательно, важнейшая задача учителя географии – научить учащихся максимально использовать содержание географической карты в получении знаний.

Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование географических компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими.

Часто для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. И поэтому формирование картографической грамотности учащихся осуществляется по следующим этапам:

-формирование картографических знаний;

-овладение практическими приемами работы с картой;

-осмысление содержания карты и пространственное представление.

Данный подход выражается в поэтапном овладении учащимися специальными умениями и навыками в работе с картографическим материалом. Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу «от простого к сложному».

В начальном курсе географии закладываются основы картографической грамотности школьников.

      Учащиеся должны:  

-правильно произносить и писать географические названия объектов,

-знать условные обозначения объектов на карте, по памяти представлять взаимное расположение, форму и размеры изучаемых объектов,

-быстро находить и правильно показывать их на карте.

Общий путь обучения чтению карты заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. Вначале преобладает прием, обеспечивающий действия с отдельными объектами, изображенными на карте. Это элементарное чтение плана и физической карты, когда на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Затем постепенно к опыту подключаются географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.

Самый высокий уровень включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека, особенности природных комплексов.

Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов.

Приёмы формирования и развития умений работы с географическими картами

Использование карт в школе должно решать 2 главные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать изучению физической и экономической географии и истории, во-вторых, формировать картографические навыки, закладывать начала картографической грамоты, необходимые каждому человеку. При изучении предмета «география» учащиеся должны усвоить очень большой объём географических названий. Это трудно. В своей работе мы пытаемся подобрать и разработать разные виды педагогических приёмов, которые позволили бы активизировать все виды памяти учащихся (моторную, эмоциональную, словесную, образную), развить их внимание, мышление, а также сформировать мотивацию к изучению этого предмета.

Приёмы формирования мотивации учащихся при работе с картой.

Активизация деятельности школьников решается каждым учителем индивидуально. Получили, например, всеобщее признание такие методические приёмы, как пробуждение интереса путём использования новых наглядных пособий, разных их сочетаний. Оправдывает себя занимательное изложение, введение игрового момента. Несомненно, наиболее эффективным методом мотивации учащихся является игра. Тогда игровые приёмы обучения – это педагогические приёмы, локализованные в игровой среде. Работа с сигнальными карточками позволяет каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим. Дети очень любят задание на составление таких карточек, загадок. Ведь сигнальные карточки – это неиссякаемая фантазия, это одна и та же фраза, местность, образ, зашифрованный по-разному, это уверенность в себе и адекватная оценка своих собственных способностей и потребностей.

Приёмы развития внимания, памяти, мышления и проверки уровня знаний учащихся при работе с картой.

Главный принцип развития внимания на уроке – «учение с увлечением». Развитие внимания также тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт человеку хорошо ориентироваться не только в учебном материале, но и в окружающей среде, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.

Приёмы: «Географическая цепочка», «Наблюдатель», «Буквенный лабиринт», «Третий лишний», «Зачет по номенклатуре», «Фотография», «Волшебная буква», «Река- город», «Географический конструктор», «Географические координаты».

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать далеко не одно и то же. Только внимание даёт нам возможность видеть и слышать, в полном смысле этого слова, воспринимать окружающее. Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок.

Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Человеческая память- это, прежде всего, произвольная память. Причём, каждый человек на самом деле запоминает абсолютно всё, что видит, слышит или читает, но далеко не всё потом может произвольно воспроизвести. Тут действует такое правило: то, что запоминается автоматически (то есть без участия сознания), потом не может быть воспроизведено, осознанно по желанию человека. Приём: Зачёт по номенклатуре

Когда изучение материка заканчивается, проводится урок-зачёт по номенклатуре. Первые 10 минут идёт проверка номенклатуры друг у друга. На втором этапе в течение 10-12 минут проводится диктант: «Найди «белую ворону». И третье задание: учащиеся получают контурные карты, где цифрами отмечены объекты, и они за 15-20 минут должны их подписать. Или выдаются карточки, где перечислены объекты, которые следует отметить на контурной карте. За зачёт ребята получают две оценки: первая – за диктант, вторая – за работу с контурной картой. Работа по такой системе даёт хороший результат, а главное – на всех переменах у географической карты толпятся ребята, что говорит об их интересе к предмету.

Приём: «Фотография»

На первом этапе идет простой тренинг по запоминанию качеств предмета или группы предметов с последующим их описанием. Затем мы переходим к работе с картинками-схемами. Частые тренировки на узнавание контуров материков и их частей, постепенное их заполнение от темы к теме дают возможность работать более продуктивно, а главное – творчески. Учитель может изобразить контур материка на доске, а ученики по очереди заполняют его (рисуют то расположение рек, то природные зоны, то горные массивы).

Приём: «Волшебная буква»

Ученикам предлагается за определённое время написать как можно больше географических названий, начинающихся на заданную букву. Побеждает тот, кто вспомнит больше географической номенклатуры. Например, А – Албания, Андорра, Азербайджан, Англия, Австралийский союз, ...Б – Босния и Герцеговина, Бельгия, Бразилия, Бутан, В – Венесуэла, Венгрия, Вьетнам, Г – Габон, Гвинея Новая, Гондурас, Гватемала.

Приём: «Географический конструктор»

Ученик должен быстро из большого количества карточек найти нужную. Он представляет собой подсказку, так как имеется набор уже готовых ответов, и в то же время – это напряжённая работа для памяти, поскольку вариантов ответов слишком много.

Задание: Из предложенного списка отберите те формы рельефа, которые расположены в Южной Америке.

Горы: Кордильеры, Драконовы, Анды,

Низменности: Западно - Сибирская, Оринокская, Прикаспийская, Ла-Платская,

Плоскогорья: Декан, Бразильское, Гвианское, Среднесибирское,

Наивысшая точка материка: г. Мак-Кинли, г. Костюшко, г. Анонкагуа.

Приём: «Географические диктанты»

Наиболее распространённой формой принято считать диктант по контурной карте, когда учитель записывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты.

В системе «мышление – внимание – память» именно мышление является ведущим звеном. Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. В процессе мышления осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Доказано, что чем сильнее развито образное мышление, тем богаче внутренний мир человека, лучше его память, пластичнее взаимоотношения с людьми и природой. Но для качественного выполнения данной задачи, как и в любом другом деле, требуется знание основ и тренировка.

Задания, используемые на уроках.

1.Задания «Составить фрагмент карты». После знакомства учащихся с понятием «материк», «остров», «архипелаг», «пролив», задание на схематичное изображение географических объектов «Составить фрагмент карты».

2.Задания с текстовыми вопросами. Вопрос задается в классической форме «Река, левый приток Терека», «Столица государства в Юго-Западной Азии».

3.Задания с иллюстрированными вопросами. В этих заданиях используются вопросы с фрагментами или целыми картами.

А. Задания типа «Найти – написать». Когда учащемуся предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте. В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду «Моря России» используется карта страны с отмеченными цифрами морями.


Б. Задания «Найти – найти – написать». Здесь ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.

В. Задания «Найти – вспомнить – написать». В этом случае фрагмент карты используется как часть вопроса. Ученику необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и географические знания, приобретённые в прежние годы обучения.

4. Географические диктанты. Такие задания часто используются для работы с картой в ходе изучения нового материала, а также для проверки усвоения материала. Диктанты могут быть цифровые и словесные. Дан ряд географических названий, каждое под цифрой в соответствие с нумерацией. Озвучивается вопрос под номером. Необходимо найти ответ и указать его номер. Возможна работа как с использованием карт, так и без них.




Географические объекты

Америка

Антарктида

Атлантический

Тихий

Вопросы

Самый южный материк

Самый большой по площади океан

Часть света, состоящая из двух материков

Океан, омывающий четыре материка, три части света

Ответы

  1. 2

  2. 4

  3. 1

  4. 3

5.Задания- карточки.   Задания в форме карточек, содержащих рисунок и краткий текст с вопросами. Каждая карточка посвящена одному географическому объекту. Получив карточку, учащийся вначале по изображённому контуру или иллюстрации, демонстрирующей характерный ландшафт, уникальные природные объекты, главные достопримечательности, должен определить страну, озеро, прочитав краткое повествование, ответив на ряд поставленных вопросов. В вопросах отражены аспекты, рассматриваемые при страноведческом подходе: природа, население, характеристика хозяйства, внутренние различия, культура.  Работа с карточкой требует определённых усилий. В ходе поиска ответа, учащийся приобретает знания, так как необходима информация географических карт, справочных материалов, интернета.

6.Работа с контурными картами. Работая с картой, учащиеся тренируют зрительную, развивают сенсорно-моторную память во время нанесения географических объектов на карту, логически запоминают номенклатуру во время работы. У учащихся формируются навыки выполнения картографических работ, воспитываются такие качества, как точность, внимательность, аккуратность, развивается эстетический вкус.

7.Определение географических координат.

А. Определить географические координаты пунктов: г. Москва, г. Пекин,

г. Бразилия, г. Нью-Йорк, г. Сидней.

Б. Определить точки по заданным координатам: 62 ю.ш. 70 з.д.;

                                                                                    50 с.ш. 60 в.д.;

                                                                                    27 с.ш. 165 з.д.

8.Соверши путешествие.

1.Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова. Полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…

2.По физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.

3.По Зарубежной Европе по 50° с.ш., называя государства и страны. Для разнообразия закрепление можно провести в виде рассказа.

4.Путешествие от Чукотки до Суэцкого канала.

5.Путешествие по Восточной Сибири.

  9.Задания «Согласен – не согласен». Учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны.

Утверждения по теме «Северная Америка»:

-Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.

-На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.

-Северная Америка самый жаркий материк.

-На западе материка расположены горы Анды.

-Самая большая река Северной Америки – Амазонка.

10.Игра «Что это?». Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки используются следующие вопросы:

-Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о. Гренландия)

-Название этого полуострова  происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)

-Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).

-Название этого острова у северо – восточных берегов Северной Америки переводится как «Новая найденная земля» (о. Ньюфаундленд).

-На шельфе этого залива сосредоточены значительные запасы нефти и природного газа. Его часто называю внутренним морем западной части Атлантического океана (Мексиканский залив).

-Если у названия сладкого порошка изменить одну букву, то получится название самого большого острова у берегов России (Сахарин –Сахалин).

-Из какой точки вы не сможете двигаться на восток по российской территории? ( С мыса Дежнева)

11.«Песенные» задания:

-В каком направлении «плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре»? (в нижнем течении с запада на восток, против течения).

-В каком из городов России и в какое время суток можно правдиво запеть: «Ветер с моя дул…»? (к примеру, в Сочи в дневное время, так как здесь речь идет о бризе).

-В каком из городов России могут жители пропеть о себе: «Ведь мы ребята семидесятой с лишком широты»?  (к примеру, в Мурманске).




 

 

 

Список литературы:

1.Антонюк Е.С. Картографический беспредел / Е.С. Антонюк // География. – 2006. - № 1. – С. 13 - 14.

2.Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 358с.

3.Барышева Ю.Г. Кабинет географии / Ю.Г. Барышева. – М.: Просвещение, 2013. – 187с.

4.Берлянт А.М. Карта – второй язык географии: очерки о картографии: кн. для учителя / А.М. Берлянт. – М.: Просвещение, 2015. – 564с.

5.Берлянт А.М. Карта рассказывает: пособие для учителей / А.М. Берлянт. – М.: Просвещение, 2018. – 317с.

6.Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии / В.А. Блаженов. – М.: Дрофа, 2016. – 60с.

7.Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии / А.А. Гаврилюк // География в школе. - 2017. - № 2. – С. 45 - 46.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!