СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Организация исследовательской лаборатории как инструмент становления умения извлекать информацию из текста у обучающихся 2 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Организация исследовательской лаборатории как инструмент становления умения извлекать информацию из текста у обучающихся 2 класса"»

«Организация исследовательской лаборатории как инструмент становления умения извлекать информацию из текста у обучающихся 2 класса»

А.О. Бетту

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького



Аннотация: статья рассматривает проблему исследовательской деятельности учащихся начальной школы и предлагает организацию исследовательской лаборатории как инструмент для развития навыков работы с информацией и анализа учащихся 2 класса. Статья описывает конкретные методы и инструменты, которые можно использовать для организации исследовательской лаборатории, а также преимущества исследовательской работы для развития умений учащихся в младшем школьном возрасте. В статье также приводятся рекомендации для учителей начальной школы по эффективной работе с книгой и формированию у учащихся положительного отношения к чтению.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, начальная школа, информационно-аналитические умения, работа с информацией, анализ, организация исследовательской лаборатории.

В настоящее время проблема исследовательской деятельности школьников является особенно актуальной для учащихся начальной школы. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. И исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. [1]

Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы «умения учиться», формируются начальные навыки работы с информацией и обобщенные информационно-аналитические умения. Младший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования компетенции как составляющей функционально грамотной личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений мировоззренческих убеждений, закладывается «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.[2] Отношение к книге как источнику знаний формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге, тексту активным и осмысленным. Владение навыками работы с информацией становится «ключом», который способен открывать в дальнейшем двери всех этапов образования и сфер деятельности. Исходя из изложенного, можно сказать, что на протяжении всей жизни познавать, воспринимать и анализировать новую информацию способен лишь тот человек, у которого на этапе раннего школьного детства были выработаны информационно-аналитические умения.

Учебное исследование младшего школьника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, включает основные элементы, т.е. алгоритм исследовательской деятельности:

Подготовительный: определение темы, постановка цели и задач, постановка проблемы, определение источников информации.

Основной: сбор и уточнение информации; самостоятельная исследовательская деятельность, оформление работы;

Заключительный: защита итогового продукта, выступление перед одноклассниками, родителями.

На начальном этапе развивается личностно-активное отношение к учебно-исследовательской деятельности, осуществляется формирование представлений об основных этапах этой деятельности. Ребята приобретают умения и знания исследовательского характера (как выбрать тему исследования, умение выстроить структуру исследования, поиск информации). Затем младшие школьники учатся задавать вопросы, видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, собирать и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать и т.д. - словом, приобретают умение работать с информацией.

На следующем этапе формирования исследовательских умений оптимальным средством развития становится самостоятельная исследовательская деятельность. На этом же этапе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с организационной деятельностью.

Заключительный этап формирования исследовательских умений предполагает подготовку к защите выполненной исследовательской работы и способствует формированию коммуникативных и речевых умений. Младшие школьники учатся доказывать, отстаивать свою точку зрения, выступать с итоговым продуктом по теме исследования. Приобретают навыки оформления работы в соответствии с требованиями. [1]

Чтобы привлечь внимание школьников к учебно-исследовательской деятельности и вовлечь в совместную работу, по мнению Т.Г. Тахтаровой учитель должен принять на себя (освоить) несколько ролей: энтузиаст, повышающий мотивацию детей; специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях; консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе информационным; руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы; «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь; координатор всего исследовательского процесса; эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.[3]

В ФГОС ООО, отводится важное значение процессу подготовки к осуществлению учебно-исследовательской деятельности, организуя которую учитель должен проявлять положительное отношение к ребенку, уважение его личности и поддержание чувства собственного достоинства. Все это обеспечивает признание права ребенка быть непохожему на других, свободным в выборе, а учителю оценивать не личность ребенка, а его деятельность и поступки с учетом индивидуально-психологических особенностей.[4]

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, а также имеет непосредственное влияние на показатели умственной деятельности и помогает младшим школьникам развивать ключевые навыки, такие как критическое мышление, работа с информацией, коммуникация и самостоятельность. Кроме того, это позволяет им обрести уверенность в своих способностях и улучшить академические результаты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ракитницкая Наталья Владимировна Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе // Исследователь/Researcher. 2018. №3-4 (23-24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 12.11.2023).

  2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс] // Центр «Эйдос». URL: http://www/eidos.ru/news/compet/htm (дата обращения 14.07.2017).

  3. Тахтарова Т.Г. Роль педагога в организации исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Multiurok.ru: сайты учителей. 2017. 13 ноября. - URL: https://multiurok.ru/blog/rol-piedaghogha-v-orghanizatsii-is-sliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia.html (дата обращения: 8.04.2020).

  4. ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 №1897) [Электронный ресурс] - URL:https://fgos.ru/#b3ac23ba5e3cfc8ef (дата обращения: 8.04.2020).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!