СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Подходы к формированию финансовой грамотности у обучающихся 1 класса системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается сущность формирования финансовой грамотности и рассматриваются подходы к формированию финансовой грамотности. В статье представлен пример разработанного задания с применением авторских подходов.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Подходы к формированию финансовой грамотности у обучающихся 1 класса системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова"»

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА – В. В. ДАВЫДОВА

Т. М. Рыженкова
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель Т. А.  Вахромеева, преподаватель

С 1 сентября 2022 года реализуется обновленный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Требования к предметным результатам по математике в обновленном стандарте изменились. Появились требования к формированию элементов финансовой грамотности у учеников начальной школы на уроках математики. Приведем цитату из требований к предметным результатам по учебному предмету «Математика» предметной области «Математика и информатика»: «Использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов» [1:49].

С 1 сентября 2022 года учителя первых классов начали работать по обновленному стандарту. Проблема заключается в том, что учебники и авторские программы не приведены в соответствии с обновленным ФГОС НОО. Учителям 1-ых классов необходимо самим подбирать материалы для формирования элементов финансовой грамотности на уроках математики и самим разбираться в понятии «финансовая грамотность».

Рассмотрим понятие финансовой грамотности. Полное определение понятия «финансовая грамотность» представлено в материалах международного сравнительного исследования PISA: «Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни». По мнению Смолеусовой Т.В. под финансовой грамотностью понимается способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности [3].

Существуют различные подходы к отбору материалов для формирования финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе. Так, например, Раицкая Г. В. предлагает модифицировать задания из учебников математики. По мнению автора, в теме «Уравнения и их решения» можно модифицировать следующее задание из учебника: «У Миши было 37 руб. После покупки ручки у него осталось 5 руб. Сколько Миша заплатил за ручку?». В задании обучающимся нужно решить задачу, составив уравнение. Данный математический текст уже содержит одну их характеристик по финансовой грамотности – личностный контекст. Галина Викторовна модифицировала данное задание на основе добавления таблицы и тематического содержания «деньги и операции с ними». Получилось целостное модифицированное задание, в котором появился вопрос: посмотрите на таблицу и скажите, что сможет купить Миша, если решит потратить 5 рублей? И третий вопрос: достаточно ли денег Мише, если он захочет купить фломастеры? В первом случае необходимо сделать выбор между правильными покупками. При ответе на третий вопрос обучающийся должен еще раз осмыслить задачу и сравнить оставшуюся сумму и стоимость фломастеров. При решении данной задачи нужно найти несколько способов решения. Подход, предложенный Раицкой Г.В к модификации заданий, позволяет изменять текстовые задачи с сюжетом о покупке на задачи по формированию финансовой грамотности.

Данный подход, по нашему мнению, интересен, но его невозможно применить в "чистом виде" при реализации уроков системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В Давыдова (РО) на математическом содержании 1 класса. Это связано с особенностями содержания математики в данной системе. Ключевое понятие 1 класса - это величина, особое внимание уделяется величинам: площадь, периметр, длина, масса, объем. Так, в программе по математике В. В. Давыдова, С. Ф. Горбова указаны следующие предметные результаты: обучающиеся упорядочивают величины, сравнивают величины непосредственным и опосредованным способом, моделируют отношения неравенства величин (больше-меньше) на числовой прямой, находят значения разности между величинами по их значениям с помощью числовой прямой, разбивают величины на части. Также большое место отводится изучению свойств величин в действиях с конкретными предметами и абстрактными моделями [2:124].

Поэтому мы разработали свои подходы к заданиям для системы РО, направленные на формирование финансовой грамотности. Первый подход заключается в том, что, работая с заданиями, мы сохраняем работу с величинами (площадь, длина и др.), а не с числами. Второй подход заключается в осуществлении учениками предметно-практических действий руками при выполнении заданий, направленных на формирование финансовой грамотности.

Приведем пример разработанных нами заданий. В теме «Сравнение величин» рассмотрим задание №1. Авторы учебников предлагают сравнить длины отрезков, при необходимости выполнив измерения. Как может выглядеть модифицированное задание? Текст задания: сравните длины купюр. Раздели купюры на 2 группы. Чем отличаются все купюры? Для чего это нужно? Представь, что тебе подарили 2 купюры: «обычную» купюру номиналом 100 рублей и Олимпийскую банкноту номиналом 100 рублей. Что бы ты с ними сделал?

Данное задание мы достроили таким образом, чтобы появилось тематическое содержание, связанное с термином «деньги». Важным составляющим в этом задании является то, что ученики работают с копиями непосредственно самих купюр, а не рисунками, сравнивая купюры по длине, площади и другим признакам. Для того, чтобы сравнить величины по длине, удобнее всего использовать способ наложения. Далее необходимо разделить купюры на 2 группы. Первая группа – банкноты Банка России номиналом 10 руб., 50 руб., 100 руб., 200 руб. и 500 руб. 2-ая группа – банкноты Банка России номиналом 1000 руб., 2000 руб. и 5000 руб. Используя способ наложения, ученики с помощью учителя выясняют, что 2-ая группа купюр немного длиннее 1-ой группы. Далее нужно ответить на вопрос: чем отличаются все купюры? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно сложить купюры так, как бы они лежали в кошельке. Из середины немного вытащить любую купюру, затем другую купюру. Так, видя лишь малую часть купюры, мы можем определить какого она номинала, это поможет не перепутать купюры номиналом, например, 50 рублей и 500 рублей. Итак, выяснили, почему все купюры имеют разный цвет. Для того, чтобы ответить на последний вопрос, мы рекомендуем использовать прием «Прогнозирование». Обучающиеся представляют, что им подарили 2 купюры. Есть несколько вариантов решения данного вопроса. Например, обучающиеся могут «обычную» купюру потратить, а Олимпийскую оставить на память. Либо, «обычную» можно потратить, а Олимпийскую продать в несколько раз дороже. Здесь обучающиеся делают выбор, ищут выгоду и пытаются обосновать свое мнение.

Таким образом, представленная работа поможет учителям начальных классов подобрать материалы для формирования элементов финансовой грамотности на уроках математики. Разработанные нами подходы можно включать в урочную и внеурочную деятельность, которые дают возможность обучающимся постигать основы формирования финансовой грамотности с учетом возрастных особенностей младших школьников.


Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 30.10.2022).

2. В. В. Давыдов, С. Ф. Горбов Г. Г. Микулина, О. В. Савельева. Авторская программа по математике.

3. Т. В. Смолеусова.  Формирование финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе. Просвещение. 2022. URL: https://uchitel.club/events/formirovanie-finansovoi-gramotnosti-na-urokax-matematiki-v-nacalnoi-skole/






1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!