СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Развитие физических качеств через урочную и внеурочную деятельность"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Развитие физических качеств через урочную и внеурочную деятельнсть" представлен личный опыт работы о развитии физических качеств. Какаие формы, приёмы и методы работы использую на уроках и во внеурочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Развитие физических качеств через урочную и внеурочную деятельность"»

« Гимнастика, физические упражнения,

ходьба должны прочно войти в повседневный

быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность,

здоровье, полноценную и радостную жизнь»

Гиппократ

Введение

В детском спорте давно – более тридцати лет. В разное время работала учителем физкультуры, руководителем ДЮСШ, тренером. Меня радует, что сегодня физической культуре и спорту уделяется большее внимание – строятся спортивные сооружения, который оснащаются оборудованием и инвентарём, внедряются федеральные государственные образовательные стандарты, в которых определён заказ на здоровую физически и психически развитую личность.

Вспоминая, свои школьные годы, знаю точно, что дети были воспитаны

на примерах нравственности и патриотизма, поэтому поколение росло инициативным, самостоятельным при выполнении поручений и заданий, умеющим преодолевать трудности. Занимались физической культурой в стандартных или приспособленных спортивных залах, с обычным, но прочным инвентарём и оборудованием. У нас не было современных гаджетов, поэтому всё свободное время мы пропадали в спортивных секциях, кружках, либо носились на улице.

Сейчас, работая учителем физической культуры, продолжая проводить дополнительные занятия по видам спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика), понимаю что моего энтузиазма мало.

Моя задача, как учителя физической культуры, формировать навыки здорового образа жизни, развивать физические способности детей, при этом мне необходимо создать условия, содействующие этому и учитывать их индивидуальные способности, состояние здоровья. С недавнего времени все освобожденные должны получить оценку по физической культуре. Каждый урок начинается с выдачи учебников, а на это уходит немало времени, потом ещё проверить выполненное задание и поставить «хорошую» оценку. О каком здоровье может идти речь, если он сидит не за партой, а на скамье, ссутулившись, читает или пишет. Убеждаю детей, что лучше заниматься не в полную силу (ходить – не бегать, выполнить элементарные упражнения), чем отсиживаться, но учащиеся предоставляют справки о фельдшера или записки о родителей, поэтому в этом случае учитель физической культуры бессилен.

Конечно, большая часть класса приходит на урок, чтобы развиваться и двигаться. На уроке я работаю по рабочим программам, составленным на основе Рабочей программы В.И Ляха, А.А. Зданевича, которая разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС среднего (полного) общего образования и направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Задачи физического воспитания учащихся 5-9,10-11 классов направлены:

- на содействие гармоничному развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

- на обучение основам базовых видов двигательных действий;

- на углубленное представление об основных видах спорта и т.д..

Для достижения более высоких результатов в развитии физических качеств недостаточно выполнения данных задач только на уроке, потребуется планомерная и целенаправленная работа во внеурочной деятельности, а также самостоятельная работа самих учащихся. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, быстроту и гибкость. Участие в соревнованиях разного уровня требует высокой физической подготовленности учащихся, поэтому выбираю такие средства урочной и внеурочной деятельности, которые способствуют развитию физических качеств.

Цель исследования: проанализировать средства урочной и внеурочной деятельности с целью эффективного развития физических качеств.

Урок в школе в силу своих организационных и дидактических особенностей не обеспечивает учащимся нужный тренировочный эффект, поэтому более способных детей убеждаю посещать занятия по внеурочной деятельности и спортивные секции. 

На уроках и во внеурочной деятельности использую следующие формы и методы работы:

  1. проведение мониторинга физической подготовленности в начале и конце учебного года (сентябрь – май) (Приложение№1);

  2. подбор специальных эффективных упражнений для развития физических качеств;

  3. использование в 5-6 классах подвижных игр с элементами спортивных игр;

  4. применение метода круговой тренировки при развитии силы, гибкости, ловкости;

  5. подготовка и участие учащихся в проектной деятельности;

  6. подготовка и участие учащихся в олимпиадах по физической культуре школьного и муниципального уровня;

  7. проведение спортивных праздников с использование комбинированных, встречных эстафет, эстафет с мячом, со скакалкой и т.д.;

  8. проведение школьных соревнований после изучения каждого раздела (легкая атлетика, волейбол, баскетбол и т.д.).

Воспитывая и развивая физические качества необходимо убеждать детей, что «невозможно научить, возможно только научиться». Успешный результат зависит от их желания и самостоятельной работы. На уроках постоянно провожу беседы, где показываю значимость физической подготовленности. Физические качества, развиваемые на уроке и дополнительных занятиях физической культурой и спортом, имеют свойства переноса, т.е. их более высокое развитие переносится на все виды деятельности человека на производстве, в быту, проявляются в повышении эффективности умственной и физической работы.

Ежегодное проведение мониторинга физической подготовленности учащихся помогает мне отслеживать развитие физических качеств, объективно выставлять оценки, а самим детям увидеть совершенствование, результат работы над собой. Желание улучшить свои способности мотивируют детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые в сочетании с чётким соблюдением режима дня являются надёжным профилактическим средством против травм и многих заболеваний, способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, гибкости, ловкости, быстроты, силы).

Учащиеся сдают следующие тесты (Приложение№1). Они должны знать и понимать, что тестирование – это проверка двигательных способностей (физических качеств).

Таблица№1

Тесты для определения двигательных способностей

Название теста

Измеряемый вид (двигательные способности)

1

Бег 60 или 100 м

скоростные способности

2

Бег 1000 м

аэробная выносливость

3

Подтягивание (мальчики)

сила и силовая выносливость мышц рук и верхнего плечевого пояса

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (девочки и мальчики, не умеющие подтягиваться)

сила и силовая выносливость мышц рук и верхнего плечевого пояса


5

Поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми коленями за 30 секунд

сила и силовая выносливость мышц брюшного пресса и позвоночного столба.

6

Прыжок в длину с места с двух ног

скоростно-силовые способности

7

Наклон туловища вперёд в положении стоя.

гибкость позвоночного столба и туловища.

8

Челночный бег (3Х10 м)

координационные способности.


В конце учебного года провожу сравнительный анализ физической подготовленности учащихся за три года (Приложение№2).

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание два показателя: 1) исходный уровень развития физических качеств ученика; 2) реальные сдвиги ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. Оценка «отлично» соответствует высокий уровень физической подготовленности, оценке «хорошо» – средний и оценке «удовлетворительно» – низкий. При оценке сдвигов ученика в показателях определённых качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития отдельных из них, динамику изменения у детей определённого возраста, исходный уровень конкретного ученика.

При прогнозировании прироста скоростных способностей, которые являются более консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, силовой выносливости темпы прироста могут быть выше.

При оценке темпов прироста на отметку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» учитель должен исходить из выше приведённых аргументов, поскольку в каждом конкретном случае предсказание этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для ученика определённую трудность, но быть реально выполнимыми.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре, складывается из суммы баллов, полученных учеником за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, уровень физической подготовленности [].

Высокий уровень физической подготовленности будет достигнут, если во внеурочной деятельности будут включены эффективные общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения.

На развитие физических качеств направлены следующие упражнения:

  1. На силу. Упражнения с использованием собственного веса (приседания, отжимания) или упражнениями сопротивлением партнера (противодействие в парах, перетягивание), а также с отягощениями. Упражнения не должны быть длительными и не должны вызывать чрезмерное напряжение. Для непредельных отягощений в упражнениях применяю набивные мячи, гантели, штанги, гимнастические палки и другие грузы. Напрыгивание на скамью, тумбы. На начальном этапе упражнения с отягощениями выполняются в замедленном темпе. Постепенно темп может увеличиваться. Упражнения на развитие силы чередуют с упражнениями на расслабление.

  2. На выносливость. Длительный бег (6 до 20 минут), кросс с препятствиями. Бег на местности разной степени сложности (в гору, под гору, по песку, снегу, в лесу и т.д.). Эстафеты с относительно большими отрезками дистанции.

  3. На ловкость. Упражнения со скакалкой, с теннисными мячами, жонглирование мячом (волейбольным, футбольным), одновременное ведение двух баскетбольных мячей. Прыжки через скамью разными способами. Акробатические упражнения. Упражнения на гимнастических снарядах. Балансировка на одной ноге в течение минуты. В дальнейшем, чтобы усложнить задачу, упражняться с закрытыми глазами. Челночный бег.

  4. На гибкость. Упражнения с повышенной амплитудой для плечевого пояса, локтевых, тазобедренных и коленных суставов. Стретчинг.

  1. На быстроту. Челночный бег. Скоростные отрезки. Бег из различных исходных положений. Прыжки из полуприседа. Нужно стараться выпрыгнуть максимально высоко. Прыжки через препятствие. Необходимо расставить 10 предметов одной высоты вдоль беговой дорожки так, чтобы они располагались в шахматном порядке на расстоянии 60 см друг от друга. Важно именно перескакивать через препятствия, а не перебегать.

Прыжки на одной ноге. Нужно стараться выпрыгнуть как можно выше и немного зависнуть в воздух (по 10 повторений). Бег с подскоками. Нужно растягивать шаги в длину и высоту. Прыжки на скакалке.

Методика воспитания физических качеств описана в педагогической литературе и является общедоступной. Важно при этом знать периоды сенситивного (благоприятного развития) физических качеств в детском и подростковом возрасте [Янсон стр.358].

Таблица№2

Сенситивные периоды развития физических способностей у мальчиков и девочек

возраст

Физические способности

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

Быстрота





+

+

+

+

+

+

+

+











Координация

движений

+

+

+

+

+

+

+

+











+

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+

+

+

+

+









+

+

+

+

+

+

Сила










+


+


+

+

+

+


+


+


Силовая выносливость













+

+

+

+

+

+

+

+



Скоростно-силовые










+


+


+

+

+

+


+




Скоростные








+


+


+

+


+


+






Аэробная мощность














+

+

+

+






Аэробная ёмкость

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


+












Применение «круговой тренировки» для развития физических качеств эффективно в условиях, когда организм готов выполнить работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки. В основе организации учащихся для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит мелкогрупповой поточный способ. Для проведения занятий составляю комплекс из 6-8 упражнений. Чаше выбираю упражнения, тесты для развития физических качеств – силы рук, ног, брюшного пресса, ловкости, гибкости. В зависимости от числа упражнений класс делится на 6-8 групп по 3- 4 человека. Возле места (станции) выполнения упражнения прикрепляю лист с кратким описанием и графическим изображением упражнения. Перед началом выполнения упражнений для каждого учащегося определяется индивидуальная физическая нагрузка. Чаше всего для всех учащихся дается 30-45 секунд с перерывом 2 минуты отдыха, а темп выполнения выбирают сами (сильные выполняют в быстром темпе максимальное количество раз, слабые – в нормальном теме).

Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной «станции», например: если число повторений было 15–20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20–25 раз — силовая выносливость. Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях.

Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым. Воспитание быстроты у учащихся в «круговой тренировке» достигается следующими упражнениями: бег на скорость, челночный бег, выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т. д..
Развитие ловкости у учащихся могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность: упражнениях, связанных со сменой позы (быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться и т. д.) [], прыжки на скалке разными способами, через скамью, жонглирование мяча, работа с различными предметами (обводка, передача, броски и т.д.).

После серии уроков круговой тренировки необходимо проверить выполнение всех тестов (упражнений) индивидуально каждого учащегося на результат. Конечный максимальный результат можно сравнить с начальным.
Это, конечно, занимает много времени, зато учащиеся видят эффект круговой тренировки. Чтобы сэкономить время урока, я проверяю физически подготовленных ребят во внеурочное время.

Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений и контролем за её воздействием. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность урока или занятия (учащиеся выполняют упражнения одновременно и самостоятельно соразмерно своим возможностям).

Формирование двигательных способностей учащихся 5-6 классов лучше всего происходит в игре. Тут мы подходим к истине о пользе подвижных игр, в которые можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменить по желанию.

При изучении раздела «Спортивные игры» (волейбол, баскетбол) на уроке и во внеурочной деятельности использую игры с элементами спортивных игр.

Таблица№3

Содержание курса внеурочной деятельности для 5-ых классов

содержание

подвижные игры

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетики.

«Салки», «Салки-пересалки», «Вызов номеров», «Бегуны», «Сбей городок», «Эстафета с прыжками в длину», «Самый быстрый», «Круговая эстафета», линейная эстафета.

2

Подвижные игры с элементами волейбола.

«Охотники и утки», «Чемпионы большого мяча», «Четыре мяча», «Десяты»,

эстафеты с мячом, Пионербол с элементами волейбола.

3

Подвижные игры с элементами баскетбола.

«Снайпер», «Переброска мяча», «Своему ловцу», «Больше передач», «Перестрелка», эстафеты с баскетбольными мячами, стритбол,

мини-баскетбол.

4

Подвижные игры с элементами футбола.

«Мяч капитану», «Кто больше набьет», мини-футбол, эстафеты с футбольными мячами.


Требования ФГОС предполагают основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля. Теоретические знания получают во время урока. Участие в олимпиаде по физической культуре, проектная деятельность требует от учащихся не только отличную физическую подготовку для выполнения практической части, но и глубокие знания: естественных, социально-психологических, культурно-исторических основ, приёмов закаливания, по видам спорта.

Немаловажная роль отводится развитию двигательных способностей в учебнике «Физическая культура» (5-7 классы, под редакцией М.Я.Виленского). Изучение третьего раздела «Развитие двигательных способностей позволит учащимся самостоятельно использовать средства физической культуры и спорта для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости. Сложность состоит в том, что урок физической культуры носит двигательный характер и учителю необходимо использовать такие технологии, которые помогут учащимся в овладении теоретических знаний (использование информационно-коммуникацинных технологий, подготовка презентаций, участие в проектной деятельности, выполнение олимпиадных заданий и т.д.). Очень важно понимать, что в процессе урочной и внеурочной деятельности большое значение имеют знания, приобретённые посредством личного опыта.










Приложение№2

Мониторинг физической подготовленности обучающихся за 2016-2017,2017-2018, 2018-2019 учебных годов.

1

Количество обучающихся, прошедшие

мониторинг физической подготовленности

мальчики


девочки

2016-2017

2017-2018


2016-2017

2017-2018



всего, в том числе

226


188




242


242





обучающихся 1-4 классов

90

85

73

85



120

119

93





обучающихся 5-9 классов

136

131

115




122

122

130





обучающихся 10-11 классов













2

Уровень физической подготовленности

обучающихся 1 – 4 классов














Быстрота. Бег 30 м.

кол

%

кол

%



кол

%

кол

%




высокий уровень

9

11%

10

14%



9

8%

5

6%




нормальный уровень

39

46%

40

55%



58

49%

46

50%




низкий уровень

37

43%

23

31%



52

43%

41

44%




Выносливость. Бег 1000 м.














высокий уровень

10

12%

10

14%



7

6%

4

4%




нормальный уровень

30

35%

34

47%



52

44%

41

44%




низкий уровень

45

53%

29

40%



60

50%

48

52%




Силовые качества (сгибание и разгибание рук в упоре лежа)














высокий уровень

17

20%

15

21%



20

17%

6

6%




нормальный уровень

54

64%

38

52%



62

52%

35

38%




низкий уровень

14

16%

20

27%



37

31%

52

56%




Силовые качества (поднимание туловища за 30сек.)














высокий уровень

26

31%

22

31%



29

24%

29

31%




нормальный уровень

49

58%

34

47%



66

56%

29

31%




низкий уровень

10

12%

17

22%



24

20%

35

38%



3

Уровень физической подготовленности

обучающихся 5 – 9 классов














Быстрота. Бег 60 м.

2016-2017

2017-2018


2016-2017

2017-2018



высокий уровень

40

31%

15

33%



18

15%

24

18%




нормальный уровень

66

50%

67

38%



73

60%

71

55%




низкий уровень


25

19%

33

19%



31

25%

35

27%




Выносливость. Бег 1000м














высокий уровень

44

34%

20

17%



20

16%

32

25%




нормальный уровень

59

45%

59

51%



51

42%

73

56%




низкий уровень

28

21%

36

32%



51

42%

25

19%




Силовые качества (сгибание и разгибание рук в упоре лежа)














высокий уровень

35

27%

15

13%



32

26%

27

27%




нормальный уровень

51

39%

48

42%



49

40%

43

33%




низкий уровень

45

34%

52

45%



41

34%

60

40%




Силовые качества (поднимание туловища за 30сек.)














высокий уровень

45

34%

36

31%



34

28%

70

54%




нормальный уровень

61

47%

67

58%



65

53%

42

32%




низкий уровень

25

19%

12

11%



23

19%

18

14%







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!