СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему:" Здоровьесберегающие образовательные технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Здоровьесберегающие образовательные технологии"

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:" Здоровьесберегающие образовательные технологии"»

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.
Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников и студентов потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
 К сожалению современные учебные заведения не прибавляет здоровья ни ученикам, ни педагогам. Как показывают  исследования 2/3 выпускников выходят из стен школ с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.
Технология – это продуманная  модель  педагогической деятельности по организации и проведению учебного процесса с  обеспечением комфортных условий для обучащихся и учителя (В.М. Монахов).

Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в учебных заведениях медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, студентам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у обучающихся любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в учебном заведении отвечает директор.
Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность учебного заведения по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на подростков основных факторов нарушения здоровья.
Варианты педагогического инструментария здоровьесберегающих технологий:

• Спортивные занятия,
• Питание,
• Основы личной гигиены,
• Влажная уборка помещений,
• Проветривание,
• Соблюдение температурного режима,
• Озеленение кабинетов и рекреаций,
• Физкультминутки,
• Динамические паузы

Средства здоровьесберегающих технологий
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
 Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: 
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; 
-  работа с учениками по формированию у них  культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности детей через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни. 
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
     1. Учёт индивидуальных особенностей.
     2. Привитие знаний в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений
     3. Не допускать чрезмерной  физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
     4. Поддержание   благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Организация учебной деятельности на уроке
-строгие дозированные физические нагрузки;
-использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
-использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; 
-учёт физической подготовленности обучающихся и развития физических качеств;
-построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
-соблюдение гигиенических требований;
-благоприятный эмоциональный настрой;
-создание комфортности.   

                                Создание комфортных условий на уроке.
-температура и свежесть воздуха;
-рациональное освещение зала;
-исключение монотонных звуковых раздражителей;
-влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
-наличие туалетов и умывальников в раздевалках женских и мужских;
-наличие аптечки;
-спортивный инвентарь по возрасту
-наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима). 
Учёт динамики работоспособности на уроке.


Индивидуально-дифференцированный подход.
1.     работа в индивидуальном темпе
2.     использование источников информации
3.     возможность обратиться за помощью
4.     отсутствие страха ошибиться
5.     положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности
6.     высказывание и аргументирование своего мнения.
Оздоровительные моменты.
1.   Дыхательные упражнения.
2.   Сочетание нагрузки с восстановлением.
3.   Закаливающее влияние занятий на свежем воздухе.


 Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направлености) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного, газохимического, промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной радиации. Количество машин, поездов, и самолетов в нашем техногенном обществе «зашкаливает». Постоянные телефонные разговоры, круглосуточные радио и телеэфир... Шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической цивилизации. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума снижается на 10-12 лет. Наиболее чувствительны к шуму лица старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного истощения, инфаркта, психических заболеваний. Поэтому вредно находится в зоне громких постоянных шумов и музыки.
Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что причина этой особенности - курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается.

Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием электромагнитного поля монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое количество положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к болезнетворным микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая заболевания.
Для устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще проветривать, работать за компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно заряженными ионами при помощи специальных приборов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.



Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

Это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.




Литература





1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

2.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

3. Физическая культура: учеб.для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред. М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.

4.http:/www.shkolnymir.info/

5.Operclass.ru

6. Karpinsk-edu.ru.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!