Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Значение физкультуры в школе как элемента развития психологических и эмоционально-волевых качеств человека"»
Значение физкультуры в школе как элемента развития психологических и эмоционально-волевых качеств человека
Занятия спортом направлены на развитие как физической, так и психологической составляющей человека. Они вырабатывают выносливость, гибкость, координацию , повышают скорость реакции, учат навыкам самозащиты, помогают выплескивать агрессию и эмоции. Учат самоконтролю ,сдержанности и мирному решению конфликтов.
Резервы человеческой психики — это важнейший ресурс, позволяющий экономить время на спортивную подготовку. Важную роль для успеха играют и врожденные задатки, и генетическая предрасположенность, но мастерство определяется сформированными навыками, то есть устойчивыми психофизиологическими связями.
Говоря о развитии психики при изучении занятий спортом в различных его проявлениях, мы выделяем в первую очередь эмоциональную устойчивость. Существует множество видов развития психологической выносливости.
Приемы, используемые в спорте направлены на контроль эмоционально-волевой сферы, а именно, на борьбу со стрессом, страхом и усталостью.
Основной источник стресса — это вообще вся наша жизнь. В результате тренировок уровень приемлемого для человека стресса повышается, а способности его становятся больше, чем у человека, не занимающегося спортом.
Для борьбы со стрессом используются различные техники и в целом тренируется эмоционально-волевая устойчивость. Вырабатываются такие качества, как настойчивость, выдержка, решительность, ответственность, дисциплинированность, самоорганизованность. Важное место в этой подготовке отводится борьбе с собой:
создается абсолютная вера в себя, уверенность в своей победе, создание сосотояния успешности
абсолютная концентрация на процессе без мыслей о результате, что позволяет вести себя максимально эффективным образом;
контроль усилием воли, который позволяет отдавать самому себе приказы (т. н. «самоприказ»);
невозмутимость духа, достигаемая за счет отстранения от собственных переживаний;
десенситизация — избавление от чувства страха, боли, достижение большей мышечной силы, обострение реакции (путем нейтрализации нежелательных условных рефлексов);
уверенность профессионала: вера в свои силы, основанная на большом опыте и знании пределов своих возможностей.
Главное и основное — это управление своими эмоциями, способность совладать с собой и продолжить занятия. Готовность выдерживать усиленные физические нагрузки, справляться со страхом, стрессом и болью.Способность поднимать боевой дух и настраивать себя на победу, а также активировать скрытые резервы психики в нужный момент, как и повышать уровень своих физических и психических возможностей в целом. Знание себя и своих пределов, компенсация слабых мест и опора на сильные. Все это в совокупности делает человека гармонично физически и психически развитым.