СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Особенности использования интерактивных методик в преподавании предметов художественно-эстетического цикла»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены интерактивные методики для использования на уроках художественно-эстетического цикла. Объясныется целесообразность и значимость данной методики.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Особенности использования интерактивных методик в преподавании предметов художественно-эстетического цикла»»

Тема: «Особенности использования интерактивных методик в преподавании предметов художественно-эстетического цикла»



«Важно не количество знаний, а качество их».

  Лев Толстой

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Для достижения личностных результатов деятельность учителя должна быть направлена на развитие художественно-творческих способностей учащихся, а так же на их образное и ассоциативное мышление. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре во всём её единстве и многообразии, освоение широкого круга явлений мирового искусства с позиций диалога культур; развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство.

Для достижения метапредметных результатов от учителя требуется применение различных современных педагогических методов, в частности метод анализа для формирования умений сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать критическое мышление и способность аргументировано доказывать свою точку зрения; формировать исследовательские и коммуникативные умения. Это означает умение использовать полученные знания в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать учебную деятельность.

В области предметных результатов деятельность учителя должна быть направлена на осознание ценности культур разных стран и место отечественной культуры в общемировом наследии. Развивать духовно-нравственный потенциал и толерантное отношение к культурам других народов. Классифицировать различные явления культуры, структурировать материал, полученный на различных предметах и из различных источников. Различать виды и жанры, стили и направления в искусстве, понимать язык различных видов искусства.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение уроков с применением интерактивных методов. Интерактивный, ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) значит взаимодействующий, находящийся в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от других методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы сотрудничества. Интерактивная методика строится на диалоговом, проблемно-поисковом методе и методе взаимообучения.

Диалоговый метод – это метод, основанный на взаимодействии ученика с другими учениками, а так же учителя с учениками. Этот метод подразумевает концепцию первичного незнания, предполагающий в процессе познания яркое открытие через систему вопросов-ответов, доводов и опровержений, поиска противоречий в суждениях, исследование понятий и их определение. Это вопросно-ответный способ движения к истине в субъективных отношениях педагога и учащихся.

Сущность проблемно-поискового обучения видится в том, что учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе. Кроме того, проблемное обучение рассматривается, как средство активизации  учения, повышения эффективности обучения в любой дисциплине. М.И.Махмутов - один из основоположников проблемного обучения, считает, что это передача опыта старшего поколения младшему. Причём это не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.

Примером методики проблемного обучения на предметах художественно-эстетического цикла являются задания по любой теме, где необходимо сравнить или сопоставить два произведения на одну тему, но принадлежащим различным стилям или эпохам. Так можно предложить для рассмотрения две статуи «Давид» Микеланджело и «Давид» Бернини, или «Тайная вечеря» Леонардо и Тинторетто. Задача учеников найти общие черты и различия, постараться найти причины сходства (два разных стиля и эпохи – барокко XVII века и Возрождение XVI). К чему стремились авторы, каким образом они трактуют библейские образы. Тем самым подвести ребят к пониманию особенностей языка эпохи и авторской трактовки. Дать им возможность самим оценить и вывести определённые стилистические правила. Эта работа может вестись как парами или группами (работа с каточками), так и всем классом, демонстрируя пары картинок проектором на доску.

Подобный вид работы можно использовать и при представлении нового стиля. Не учителю перечислять черты стиля в виде лекции, а дать самим ученикам вывести основные законы стиля, предоставив наиболее яркие примеры. Здесь очень важна грамотная подборка иллюстрируемого материала. Представляемые примеры должны иметь яркие стилистические характеристики и принадлежать как к разным, так и к одинаковым видам искусств.

Одной из самых интересных интерактивных методик является методика взаимообучения. Своё теоретическое обоснование эта методика получила в работах А.Г.Ривина и его учеников. Современная психология утверждает, что мышление развивается через речь, следовательно, коллективный метод обучения по праву, входит в важнейшую группу развивающих педагогических технологий. Работа в различных группах и по определенным правилам, позволяет плодотворно развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативные умения. Технология урока, построенного по методике взаимообучения, заключается в том, что класс разбивается на группы, каждой даётся задание и дети сами проводят урок. Примером может быть тема: «Семь Чудес Света» (6класс) или «Русская история в творчестве художников-передвижников» (8 класс). Получив задание на дом, учащиеся готовят материал самостоятельно, в группах по собственному выбору. При желании они могут предоставить и видео-материал в презентации. На уроке они представляют свою работу, а остальные учащиеся фиксируют в тетрадях основные факты изложенные докладчиками. В результате у учащихся формируются сразу все универсальные учебные навыки: коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные.

Говоря об интерактивных методиках, нельзя обойти стороной и систему интерактивного опроса, который способствует более удобной, интересной и быстрой оценке качества усвоенного материала. Это может быть викторина по направлениям для старшеклассников или тест-опрос с картинками для учащихся 5-6 классов. Такая форма опроса может применяться регулярно в качестве стимулирования познавательной активности и развития интереса к изучению предмета. Кроме этого подобная форма проверки качества усвоенного материала даёт высокие оценочные результаты, что само по себе стимулирует детей к обучению и развитию интереса к предмету.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетенции. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность. Этот подход позволяет более целостно воспринимать искусство и его историческую эпоху. Даёт возможность для развития творческих способностей детей, а учителю большую вариативность в подборе материала и его дифференциации по сложности. Проблемно-поисковые и интерактивные методики позволяют учителю добиться своей основной цели: дать возможность почувствовать красоту, научиться понимать её и самое главное - оставить яркий след в душе ребёнка.

Автор: Двойченко О.В. учитель музыки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!