СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Особенности педагогической работы в начальных классах".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе предсталена статья на тему: "Особенности педагогической работы в начальных классах".

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Особенности педагогической работы в начальных классах".»

Особенности педагогической работы в начальных классах


Выполнила:

Егорова Ангелина Игоревна

студентка 21П-7 группы специальности:

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»



Аннотация: в статье рассматриваются особенности личности педагога начальных классов на современном этапе, а также специфика осуществляемой им педагогической деятельности. Особое внимание в статье уделено необходимости учета возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования навыков и умений учебной деятельности.

Ключевые слова: педагогика, возрастные особенности младших школьников, профессионально-педагогическое мастерство, профессиональные качества учителя, самообразование, нравственное поведение.


Школьный период выступает особенно значимым периодом в жизни ребенка, поскольку в это время начинается непосредственный процесс активного познания окружающего мира и явлений социальной жизни общества. Именно в этот период формируются основы гармоничной личности ребенка, у него возникают первые представления о взаимосвязях и закономерностях предметов и явлений окружающей среды, он впервые начинает применять полученные теоретические знания на практике. На этом этапе стратегическую значимость имеет уровень профессионально-педагогического мастерства учителя и грамотно организованная педагогическая деятельность.

Ключевое положение в современной системе образования занимает педагог, предопределяя прогресс в данной среде. От педагога требуется не только высокий профессионального мастерства, но и общекультурная подготовка, а также значительный творческий потенциал. Здесь следует обратиться к широко известным словам К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [8]. Успешность деятельности педагога во многом обусловлена применяемыми им методами обучения и воспитания, а также его личностью, особенностями характера, умением выстраивать эффективные взаимоотношения с учениками и творческим отношением к делу.

Отметим, что личность педагога следует рассматривать не просто в качестве совокупности статических и не связанных между собой характеристик, а в качестве сложной и целостной категории. Рассматривая профессионально значимые характеристики личности педагога, следует учитывать тот факт, что их перечень достаточно широк и включает множество различных по содержанию социальных и педагогических характеристик [3, c. 182]. Тем не менее, на современном этапе в педагогике принято выделять следующие разновидности личностных и профессиональных качества личности учителя, оказывающих влияние на реализуемую им деятельность:

‒ умственные;

‒ дидактические, связанные со способностью педагога успешно преобразовывать материал науки в материал конкретного учебного предмета, обеспечивая при этом высокий уровень доступности материала и используя систему эффективных образовательных методов;

‒ персептивные качества, связанные с умением педагога «проникать» в душевный мир ребенка; ‒ развитые организаторские качества;

‒ развитые волевые профессиональные качества, связанные с умением преодолевать трудности в профессиональной деятельности, проявляя настойчивость, требовательность, выдержку, справедливость;

‒ развитые коммуникативные качества, позволяющие гармонично сочетать формальное и неформальное общение;

‒ наличие развитого педагогического воображения.

Указанный перечень включает множество других личностных и профессиональных качеств. Однако, указанные качества лишь формируют своеобразный «идеальный» образ педагога в теории. На практике педагогическая деятельность учителя младших классов носит не менее специфический характер. В качестве примера можно привести педагогическую направленность личности учителя именно на работу с младшими школьниками, а не любовь к детям в целом, наличие устойчивого интереса к ученикам начальных классов, склонность к выстраиванию гармоничного общения с ними, а также к их обучению и воспитанию.

Определенной спецификой обладают те умения и навыки, которые требуются от педагога в процессе работы с учениками начальных классов. Здесь следует отметить намного более широкий спектр предметно-академических способностей учителя начальных классов, в частности гармоничное сочетание способностей педагога к различным дисциплинам, в частности естественно-математическим, лингвистическим и музыкально-художественным дисциплинам. Педагог младших классов должен в обязательном порядке уметь обращать внимание на мелочи и детали, сочетая при этом творческое образное мышление с логическим и воображая себя в роли реальных и вымышленных персонажей и героев [1, c. 314].

В качестве наиболее важных направлений педагогической работы учителя начальных классов следует относить:

‒ создание на постоянной основе эффективных педагогических условий с целью успешного обучения, развития и воспитания детей с учетом возрастных особенностей;

‒ обеспечение охраны жизни и укрепление здоровья учеников младших классов; ‒ организация эффективного взаимодействия с родителями с целью согласования воспитательных воздействий со стороны семьи и школы;

‒ систематическое самообразование;

‒ участие в методической и исследовательской работе [10, c. 513].

К числу особенностей педагогической работы в начальных классах относится тот факт, что в школе для ребенка впервые в жизни ведущей деятельностью становится учебная, возникают незнакомые виды деятельности и перестраиваются психические процессы. Квалифицированный педагог должен максимально разнообразить учебный процесс, внедряя элементы игры и творчества.

Еще одна специфическая особенность связана с необходимостью обучения детей умению целенаправленно слушать и смотреть. Это связано с тем, что восприятие ребенка еще отличается неустойчивостью и неорганизованностью, однако уже присутствует доля «созерцательной любознательностью» [2, c. 244]. Мышление ребенка на этом этапе постепенно переходит от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, а задача педагога – поднять мышление ребенка на качественно новый уровень. Это становится возможным за счет обогащения словарного запаса ребенка, формирования устно и письменно излагать свои мысли.

Отдельно следует отметить память ученика младших классов, естественные возможности которой на этом этапе очень велики, хотя сами ученики еще не умеют распоряжаться ей эффективно. Педагогам следует прилагать максимум усилий для того, чтобы научить детей развивать навык самоконтроля при заучивании, а также навык самопроверки.

Важным направлением педагогической работы является систематическая работа педагога по формированию основ нравственного поведения ребенка. Это связано с тем, что доверчивость и склонность к подражанию младших школьников, а также авторитет педагога в их глазах создают предпосылки для формирования наиболее значимых положительных черт характера [9, c. 950].

Таким образом, современный педагог начальной школы выступает одновременно учителем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом и просветителем [4, c. 588]. Функции и направления профессиональной деятельности педагога младших школьников в разы шире, нежели у учителей, специализирующихся на конкретных предметах, в связи с чем именно на него возложены функции по формированию навыков и умений ребенка, а также становлению его гармоничной личности.

Список литературы:

1. Анисимова Л.С. Система педагогических задач в формировании профессиональных компетентностей учителя начальных классов / Л.С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 311– 315.

2. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243–244. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/73/12457/

3. Вазлеев В.А. Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов / В.А. Вазлеев // Молодой ученый. – 2018. – №3. – С. 181–183. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/189/47830/

4. Лаврентьева И.В. Организаторские и коммуникативные способности педагога в системе профессионально значимых качеств / И.В. Лаврентьева, М.А. Лысенко // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 585–588. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37224

5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2014. – 320 с.

6. Москвина Н.Б. Профессиональная деятельность преподавателя / Н.Б. Москвина // Высшее образование в России. – 2014. – №12. – С. 36–42.

7. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Морева. – М., 2014. – 320 с.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский. – М., 1946.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!