СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Использование стратегий смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в процессе обучения "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Следуя требованиям содержания образования на сегодняшний день, современный педагог должен научить обучающихся осознанному чтению, направленному на приобретение тех знаний, которые помогут ему стать конкурентоспособной личностью. Это одна из важнейших задач, которая стоит перед образованным человеком современного общества. 

В XXI веке не умеющего читать человека, наверное, сложно найти. Но с появлением компьютеров, телефонов, планшетов куда-то на второй план уходит книга. И, к сожалению, современные школьники, чтению предпочитают всевозможные компьютерные игры. Однако, воспитание человека напрямую зависит от чтения классической и современной литературы. Как учитель русского языка и литературы, я понимаю, что большинство общечеловеческих ценностей, а именно совесть, долг, честь, благородство, верность и др., формируются на уроках литературы через изучение художественных текстов. И наша главная задача как педагогов – научить читать грамотно, вдумчиво, и самое важное – уметь применять прочитанное в общественной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Использование стратегий смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в процессе обучения "»

Использование стратегий смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в процессе обучения

учитель русского языка и литературы КГУ «Тарангульская сш»

Шаймарданова Марина Рахимзяновна



Орыс тілі мен әдебиеті сабақтарында мәтінмен жұмыс істеудің осы әдістері мен әдістері Оқушылардың ойлау қабілетін қалыптастыруға мүмкіндік береді, бұл оқу сауаттылығының маңызды құрамдас бөлігі болып табылады.

These techniques and techniques of working with text in Russian language and literature lessons allow students to form thinking, which is an important component of reading literacy.

Ключевые слова: читательская грамотность,смысловое чтение, общечеловеческие ценности, текстовая информация, художественный текст, читательское пространство.

Читать – значит «... извлечь из мёртвой буквы живой смысл...

Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное». К. Д. Ушинский

Следуя требованиям содержания образования на сегодняшний день, современный педагог должен научить обучающихся осознанному чтению, направленному на приобретение тех знаний, которые помогут ему стать конкурентоспособной личностью. Это одна из важнейших задач, которая стоит перед образованным человеком современного общества.

В XXI веке не умеющего читать человека, наверное, сложно найти. Но с появлением компьютеров, телефонов, планшетов куда-то на второй план уходит книга. И, к сожалению, современные школьники, чтению предпочитают всевозможные компьютерные игры. Однако, воспитание человека напрямую зависит от чтения классической и современной литературы. Как учитель русского языка и литературы, я понимаю, что большинство общечеловеческих ценностей, а именно совесть, долг, честь, благородство, верность и др., формируются на уроках литературы через изучение художественных текстов. И наша главная задача как педагогов – научить читать грамотно, вдумчиво, и самое важное – уметь применять прочитанное в общественной жизни.

По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Сегодня большое внимание уделяется формированию читательской грамотности учащегося, который способен использовать читательскую деятельность как способ самообразования.



Каждый раз, идя на урок, мы учителя мечтаем, чтобы наши ученики прочитали изучаемое художественное произведение. Но к сожалению, часто происходит обратное. Поэтому мы делаем особый акцент на создании особенных условий для пробуждения у учащихся интереса к чтению. Это стало первостепенной задачей для нас, учителей.

Как нам кажется, главным условием «успешного чтения» является творческая составляющая урока. С помощью творческих заданий пробуждается тот самый интерес к чтению, а впоследствии формируется и читательская грамотность учащихся, для формирования которой очень важно организовать «читательское пространство». И здесь можно воспользоваться пробно-поисковыми ситуациями, беседами-дискуссиями, личным примером учителя, приёмом устного словесного рисования или словарно-стилистической работой. Но, бесспорно, всё это предполагает развитие у обучающихся определённых читательских умений, а именно:

  • выделение главной мысли всего текста или его частей;

  • понимание информации, содержащейся в тексте;

  • преобразование текстовой информации;

  • применение информации из текста в изменённой ситуации;

  • критическое оценивание степени достоверности, содержащейся в тексте информации.

На своих уроках я часто использую такие стратегии смыслового чтения и приёмы работы с текстом, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны для формирования читательской грамотности у учащихся.

Приём «Словарики». При начальной работе с текстом ребятам предлагается подчеркнуть простым карандашом те слова, значение которых им непонятны. Обычно в каждом классе найдутся несколько ребят, которым понятны все слова из указанного текста. И задача этих «ребят-словариков» организовать объяснение всех непонятных слов. Конечно, в случае затруднений учителю необходимо помочь ребятам. Эффективность данного приёма заключается в том, что учитель выступает в роли наблюдателя, а большинство учащихся стремятся занять позицию «ученикасловарика».

П риём «Конкурс шпаргалок». Здесь важны умения учащихся находить и извлекать информацию из текста, так сказать, уметь сворачивать и разворачивать её. Обычно используются задания, в которых ребятам необходимо работать с графической информацией, например, графики, схемы, диаграммы, таблицы. Данный приём наиболее эффективен, когда он используется в качестве домашнего задания [2.

стр.184]. Например,

Приём «Письмо с дырками». Нередко мы используем данный приём, когда необходимо сформировать у учащихся читательское умение интерпретировать информацию текста. С его помощью можно проверить усвоенные ранее знания, а также провести работу над ошибками. Например,

1. Имя прилагательное обозначает________________2. Разряды имен прилагательных__________________3. К качественным прилагательным относятся ______________________.

Не менее популярными на уроках русского языка и литературы являются и приёмы «Маркировка», или как его ещё называют «Инсерт», и «Реставрация текста». В одном случае ребята выделяют ярким цветом основную мысль прочитанного текста, а также ключевые слова, в другом – им необходимо восстановить последовательность предложений в тексте.

Пример №1: 1. Все взаимосвязано в нашем мире. 2. Стремительное вхождение новых слов, появление новых значений, иных словосочетаний неизбежно ускоряет старение других слов, утрату других значений и словосочетаний. 3. Этот процесс исторически неотвратим, и поэтому те искренние и горькие сожаления, которые нередко встречаются в печати, хотя отчасти и вызывают сочувствие, вряд ли помогут повернуть вспять колесо истории.

Пример №2:

«Луна,как_________пятно,

На________небе_______носилась;

Сквозь_____ ___________желтела Вечор,ты помнишь,вьюга злилась А _________погляди в окно:

И ты___________сидела…».

Одним из интересных приёмов работы на уроках русского языка и литературы является приём «Диаманта». Подобное творческое создание стихотворения позволяет учащимся более осознанно осмыслить изученную информацию. На наш взгляд, уместно использовать данный приём в качестве домашнего задания или в конце урока. Например, семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

  1. Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

  2. Два слова (определение; прилагательные)

  3. Три слова (действие; причастия)

  4. Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

  5. Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

  6. Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

  7. Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

[3. стр.87].

«Диаманта» к рассказу «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого

  1. Жилин

  2. Смелый, свободолюбивый

  3. Сражающийся, стремящийся, действующий 4. Свобода, смелость, активность, служба.

  1. Боящийся, бездействующий, примирившийся

  2. Трусливый, пассивный

  3. Костылин

Указанные приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы позволяют сформировать у обучающихся навык мышления, который является важней составляющей читательской грамотности. Мы всегда стараемся организовать работу своих учеников так, чтобы они сами «додумывались», как решить ту или иную ключевую проблему урока, и, конечно же, смогли применить полученные знания от прочитанного в общественной жизни.

В заключение хотелось бы привести слова одного из крупнейших педагогов -гуманистов своего века И.Г. Песталоцци, которые наиболее точно раскрывают предназначение каждого педагога, который выступает не только организатором учебной деятельности, но и соучастником данного процесса: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».





Список литературы

  1. http://www.lycee6.ru/wp_li6/wp-doc/plan.rab.kaf.gd-3_21121.pdf

  2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб.

пособие для общеобразоват. организаций /Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2019.

  1. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!