СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Технология продуктивного чтения как способ формирования читательской грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Технология продуктивного чтения как способ формирования читательской грамотности"»

Марченко Арина Олеговна,

КГБПОУ "Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького", студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Научный руководитель: Бугакова Ольга Евгеньевна



ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация:

Статья написана на актуальную тему, как для учителей, так и для родителей: «Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности». В статье даны ответы на 3 вопроса:

1) Что такое читательская грамотность?

2) Зачем необходимо формировать читательскую грамотность7

3) Какие приёмы и способ можно использовать при формировании читательской грамотности?

В статье раскрыты понятия «Читательская грамотность» и «Технология продуктивного чтения». Представлены читательские действия необходимые при чтении текста, нетрадиционные приёмы работы с текстом, которые может использовать педагог, а также этапы технологии «Технология продуктивного чтения». В конце статьи подведены итоги достоинств и эффективности применения технологии «Технология продуктивного чтения».

Ключевые слова: читательская грамотность, технология продуктивного чтения, читательские действия, читательские умения.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования цель обучения чтению в начальной школе определена, как формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Согласно ФГОС НОО начать формирование смыслового чтения необходимо со 2 класс, т.к. в возрасте 8-9 лет, чтение у большинства детей бессознательное, обучающиеся не могут перейти от техники чтения к осмысленному. В настоящее время перед современной начальной школой поставлена задача формирования читательской грамотности младших школьников. [1]

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи. При формировании духовно-нравственных качеств личности. Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста. [4]

Г.А. Цукерман в своей статье «Оценка читательской грамотности» определила грамотность как владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. [3, с. 5] Читательская грамотность, это не просто уметь читать, но и уметь извлекать нужную информацию из текста. А этот навык понадобится не только на уроках литературы, но и на других школьных предметах. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чём нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.

Для формирования читательской грамотности недостаточно просто читать текст, важно правильно выстроить работу с ним, благодаря которой, ребёнок будет ещё глубже понимать смысл текста. Поэтому существуют определённые читательские действия:

  • вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;

  • делать прямые умозаключения из этой информации;

  • интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

  • оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов. [5]

Первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые пробелы между авторскими сообщениями. Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. [4]

Среди многообразия путей и средств формирования читательской

грамотности наиболее значимые для обучающихся начальной школы – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. Это могут быть кластеры, синквейны, викторины, сценки и т.п.

Используя различные способы формирования читательской грамотности, я выделила наиболее удобный и эффективный способ Натальи Николаевны Светловской - заслуженного учителя Российской Федерации. Способ «Технологию продуктивного чтения» направлен на решение проблемы формирования читательской грамотности.

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. [2]

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения:

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать. [2]

Для благоприятного проведения данного этапа, можно задать ребёнку вопросы:

-Что вы скажите про автора, посмотрев на его портрет?

-Прочитайте заголовок, подумайте о ком или, о чем мы будем читать?

-Это сказка, рассказ, стихотворение?

-Что вы видите на иллюстрации? Кого изобразил художник?

Теперь текст нужно прочитать и проверить, оправдались ли наши предположения. Так возникает мотивация к чтению.

II этап. Работа с текстом во время чтения:

Данный этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Очень важно понимать необходимость этого и делать, чтобы ребёнок привык к тому, что тексты он будет читать сам.

Затем, нужно выявить первичное восприятие: поговорить с ребёнком о том, что он понял и почувствовал, о чём подумал. Уже в этот момент можно спросить, какие предположения, сделанные до чтения текста, подтвердились, а какие нет.

Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов) [2]. А с помощью коротких комментариев можно вызвать эмоциональную реакцию и обратить внимание на важные детали содержания.

Чтобы совершить диалог с автором, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений. [2]

Главная задача:

-научить видеть в тексте авторские вопросы;

-включать творческое воображение учащихся;

-научить задавать свои вопросы автору по ходу чтения;

Приёмом комментированного чтения дети тоже овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают - учитель, как квалифицированный читатель- комментирует. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмента.

III этап. Работа с текстом после чтения:

Работа с текстом продолжается смысловой беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. [2]

На данном этапе, учитель говорит о авторе произведения. Это могут быть известные, яркие, интересные факты его биографии. И обязательно спросить ребёнка, каким человеком ему представляется автор прочитанного текста. По мнению автора программы, рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения).

Очень полезно вернуться к заглавию и иллюстрациям: обсудить смысл заглавия, сравнить своё читательское представление с видением художника. (-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?) Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Нарисовать иллюстрацию к любимому фрагменту текста, пересказать от имени разных персонажей, инсценировать; подобрать музыкальный фрагмент, соответствующий характеру героя, и др. [2]

Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС: 

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

-метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)

-личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности. [1]

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Метод «Продуктивное чтение», который очень популярен среди учителей, самый удобный способ формирования читательской грамотности. Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Список литературы:

1) ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ Дата обращения: 03.12.2022

2) Г. А. Цукерман Оценка читательской грамотности – Москва 2010.- 389с

3) Технология продуктивного чтения [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.zar-school.ru/downloads/Technolog%20produk%20stenia.pdf -Дата обращения: 03.12.2022

4) Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://padovkasoch.minobr63.ru/wp-content/uploads/формирование-читательской-грамотности-обучающихся-начальной-школы-в-условиях-реализации-ФГОС.pdf -Дата обращения: 03.12.2022

5) Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать её у школьника [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://mosmetod.ru/centr/smi-o-nas/https-www-vedomosti-ru-press-releases-2020-04-14-zachem-nuzhna-chitatelskaya-gramotnost-i-kak-sformirovat-ee-u-shkolnika-14-04-2020.html -Дата обращения: 05.12.2021







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!