Марченко Арина Олеговна,
КГБПОУ "Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького", студент 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Научный руководитель: Бугакова Ольга Евгеньевна
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация:
Статья написана на актуальную тему, как для учителей, так и для родителей: «Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности». В статье даны ответы на 3 вопроса:
1) Что такое читательская грамотность?
2) Зачем необходимо формировать читательскую грамотность7
3) Какие приёмы и способ можно использовать при формировании читательской грамотности?
В статье раскрыты понятия «Читательская грамотность» и «Технология продуктивного чтения». Представлены читательские действия необходимые при чтении текста, нетрадиционные приёмы работы с текстом, которые может использовать педагог, а также этапы технологии «Технология продуктивного чтения». В конце статьи подведены итоги достоинств и эффективности применения технологии «Технология продуктивного чтения».
Ключевые слова: читательская грамотность, технология продуктивного чтения, читательские действия, читательские умения.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования цель обучения чтению в начальной школе определена, как формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Согласно ФГОС НОО начать формирование смыслового чтения необходимо со 2 класс, т.к. в возрасте 8-9 лет, чтение у большинства детей бессознательное, обучающиеся не могут перейти от техники чтения к осмысленному. В настоящее время перед современной начальной школой поставлена задача формирования читательской грамотности младших школьников. [1]
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи. При формировании духовно-нравственных качеств личности. Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста. [4]
Г.А. Цукерман в своей статье «Оценка читательской грамотности» определила грамотность как владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. [3, с. 5] Читательская грамотность, это не просто уметь читать, но и уметь извлекать нужную информацию из текста. А этот навык понадобится не только на уроках литературы, но и на других школьных предметах. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чём нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.
Для формирования читательской грамотности недостаточно просто читать текст, важно правильно выстроить работу с ним, благодаря которой, ребёнок будет ещё глубже понимать смысл текста. Поэтому существуют определённые читательские действия:
вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
делать прямые умозаключения из этой информации;
интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов. [5]
Первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые пробелы между авторскими сообщениями. Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. [4]
Среди многообразия путей и средств формирования читательской
грамотности наиболее значимые для обучающихся начальной школы – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. Это могут быть кластеры, синквейны, викторины, сценки и т.п.
Используя различные способы формирования читательской грамотности, я выделила наиболее удобный и эффективный способ Натальи Николаевны Светловской - заслуженного учителя Российской Федерации. Способ «Технологию продуктивного чтения» направлен на решение проблемы формирования читательской грамотности.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. [2]
Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения:
Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать. [2]
Для благоприятного проведения данного этапа, можно задать ребёнку вопросы:
-Что вы скажите про автора, посмотрев на его портрет?
-Прочитайте заголовок, подумайте о ком или, о чем мы будем читать?
-Это сказка, рассказ, стихотворение?
-Что вы видите на иллюстрации? Кого изобразил художник?
Теперь текст нужно прочитать и проверить, оправдались ли наши предположения. Так возникает мотивация к чтению.
II этап. Работа с текстом во время чтения:
Данный этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Очень важно понимать необходимость этого и делать, чтобы ребёнок привык к тому, что тексты он будет читать сам.
Затем, нужно выявить первичное восприятие: поговорить с ребёнком о том, что он понял и почувствовал, о чём подумал. Уже в этот момент можно спросить, какие предположения, сделанные до чтения текста, подтвердились, а какие нет.
Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов) [2]. А с помощью коротких комментариев можно вызвать эмоциональную реакцию и обратить внимание на важные детали содержания.
Чтобы совершить диалог с автором, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений. [2]
Главная задача:
-научить видеть в тексте авторские вопросы;
-включать творческое воображение учащихся;
-научить задавать свои вопросы автору по ходу чтения;
Приёмом комментированного чтения дети тоже овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают - учитель, как квалифицированный читатель- комментирует. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмента.
III этап. Работа с текстом после чтения:
Работа с текстом продолжается смысловой беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. [2]
На данном этапе, учитель говорит о авторе произведения. Это могут быть известные, яркие, интересные факты его биографии. И обязательно спросить ребёнка, каким человеком ему представляется автор прочитанного текста. По мнению автора программы, рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения).
Очень полезно вернуться к заглавию и иллюстрациям: обсудить смысл заглавия, сравнить своё читательское представление с видением художника. (-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?) Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Нарисовать иллюстрацию к любимому фрагменту текста, пересказать от имени разных персонажей, инсценировать; подобрать музыкальный фрагмент, соответствующий характеру героя, и др. [2]
Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:
- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.
-метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)
-личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности. [1]
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Метод «Продуктивное чтение», который очень популярен среди учителей, самый удобный способ формирования читательской грамотности. Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Список литературы:
1) ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ Дата обращения: 03.12.2022
2) Г. А. Цукерман Оценка читательской грамотности – Москва 2010.- 389с
3) Технология продуктивного чтения [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.zar-school.ru/downloads/Technolog%20produk%20stenia.pdf -Дата обращения: 03.12.2022
4) Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://padovkasoch.minobr63.ru/wp-content/uploads/формирование-читательской-грамотности-обучающихся-начальной-школы-в-условиях-реализации-ФГОС.pdf -Дата обращения: 03.12.2022
5) Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать её у школьника [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://mosmetod.ru/centr/smi-o-nas/https-www-vedomosti-ru-press-releases-2020-04-14-zachem-nuzhna-chitatelskaya-gramotnost-i-kak-sformirovat-ee-u-shkolnika-14-04-2020.html -Дата обращения: 05.12.2021