СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Развитие творческого потенциала младших школьников через внеурочную деятельность. Кружок «Изонить»».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Изонить – техника, напоминающая вышивание.  Работа выполняется очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Эта техника содержит образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал, располагает большими учебными возможностями.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие творческого потенциала младших школьников через внеурочную деятельность. Кружок «Изонить»».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл







Статья

«Развитие творческого потенциала младших школьников

через внеурочную деятельность. Кружок «Изонить»».





Рекомендована воспитателям ГПД, учителям начальных классов, студентам.









подготовила

учитель начальных классов

Краснощекова Анна Михайловна

















г. Козьмодемьянск

«Развитие творческого потенциала младших школьников

через внеурочную деятельность. Кружок «Изонить»».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Я выбрала данную тему для выступления не случайно, ведь поддержка детского творчества – одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».   Такие мудрые слова сказал Сухомлинский.  

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется вид деятельности, который увлёк меня и моих учащихся на данный момент времени. Позвольте мне сегодня познакомить и всех присутствующих с данным видом творчества.

Что такое "ИЗОНИТЬ"?

Это то, как нитью по картону шить,

          Для работы обязательно желание,

Приветствуется творчество и старание.

Ещё необходимо время и терпение,

          А также хорошее настроение!

                    И тогда!..

Любой цветочек расцветёт,

                    Зверь, иль птица оживёт.

                    Ангел крыльями взмахнёт,

                    И кораблик поплывёт!

Подарки своими руками

Легко ты тогда смастеришь

Такою работой, открытками

Друзей и родных удивишь.

Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходит корнями к народным промыслам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища. Мы же используем картон – у него готовый цветовой фон и он обладает достаточной плотностью, нить не стягивает его при натяжении.

 С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты.

Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

Этот вид работы почти незнаком учителям. Между тем техника изонити содержит образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал, располагает большими учебными возможностями.

Во внеурочное время я веду кружок “Изонить”, в котором занимаются дети с 1 класса, вне зависимости от их способностей.

Что же даёт работа этого кружка?

Во-первых, развитие творческой увлечённости каждого ребёнка декоративно-прикладной деятельностью, развитие его индивидуальных способностей.

Каждое занятие проводится в форме игры. Обучение осуществляется путём развития творческой активности ребёнка. Я не показываю детям образцы того, что они должны сделать.

Большое значение в этой работе имеет пример сверстника (у кого получается лучше, у кого хуже). Можно посоветоваться, обратиться к помощи товарища, у которого работа лучше спорится. Следует не забывать хвалить ребёнка даже за самый незначительный успех, стараться вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучать его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.

Во-вторых, дети расширяют и углубляют знания и умения, полученные на уроках математики, изобразительного искусства, технологии.

В-третьих, занятия приучают к коллективной ответственности за выполненную работу.

С каким упоением и гордостью показывают друг другу, учителям, родителям и даже мне свои работы! Стоит посмотреть на детей, закончивших свои произведения, и мы увидим, как они преображаются, становятся гордыми и “великими”… А как они радуются выставкам! Они привлекли большое внимание и учащихся, и родителей. И увлекли в данный процесс и своих родителей.

Цели занятий включают в себя:

1. Блок задач по развитию математических представлений.

Дать понятие о разных углах, величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Дать понятие о точке отсчёта.

Закрепить знание направлений: вверх, вниз, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине.

2. Блок задач по умственному воспитанию.

Развивать абстрактное мышление.

Обучать плоскостному моделированию – обучать умению составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие “зеркальное изображение”.

3. Блок задач по трудовому воспитанию.

Научить владеть иголкой, ниткой.

Научить работе с трафаретом.

4. Блок задач по эстетическому воспитанию.

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

5. Блок задач по нравственному воспитанию.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.


Занятия изонитью способствуют:

- развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга,

- глазомера,

-логического мышления,

-воображения,

-волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца, -художественных способностей и эстетического вкуса.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

А ведь для работы нужно не так много.

Изонить – вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов – только цветные катушечные нитки, цветной картон, иголка, ножницы, скотч.

На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На первом же занятии, знакомство ребят с различными инструментами и приспособлениями для работы. Показать, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.

Правила безопасности работы, оформленные в виде плаката-памятки, рекомендуется вывесить на видном месте, чтобы дети их видели постоянно. На каждом занятии по мере необходимости напоминать их детям.

Занятия изонитью требуют системности в работе с детьми, а со стороны педагога - тактичности и непринужденности. Результат работы в технике `изонить` завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, праздник и всегда хорошее настроение. Прежде чем заняться с детьми изонитью, учителю сначала нужно самому освоить основные элементы работы в этой технике - научиться заполнять нитью угол, окружность, составлять из элементов узоры и композиции, следуя принципу «от простого к сложному». По тому же принципу следует проводить занятия с детьми. 
На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь учитель. На начальном этапе овладения техникой изонити я заранее готовила для детей иголки с нитками и сама делала разметку будущего рисунка на картоне.  Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение. Поэтому следует с самого начала учить детей заполнять фигуры одной нитью. 

Нужно пошагово учиться данному виду творчества. В ближайшее время хотим начать работу по вышиванию и на компьютерных дисках.

Есть здесь и свои нельзя, о которых не стоит забывать.

НЕЛЬЗЯ КРИТИКОВАТЬ, НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ РАБОТУ, ЕСЛИ РЕБЕНКУ НЕ ИНТЕРЕСНО и НЕ ИНТЕРЕСНО ВАМ!!!!


Не рекомендую в самом начале использовать дополнительный материал, такой как бусины, бисер, пайетки, стеклярус, так как нужно время, чтобы научиться его правильно пришить или добавить в рисунок.  

Я не рекомендую предлагать начинающим (мне и самой не нравится) в качестве фона ткань: лучше ограничиться работой на картоне. На ткани невозможно разметить отверстия для «шагов» иглы, и для детей нитяная графика на ткани может оказаться сложной. В результате может снизиться интерес к выполняемой работе, что очень нежелательно. В настоящее время есть бархатный картон – он имеет красивые цвета и такой тёплый на ощупь, что работаешь с удовольствием.


Помните, что если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Ещё Ушинский сказал: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою».

Как использовать работы, выполненные в технике ИЗОНИТЬ. По-разному: фото рамок для фотографий, панно, открытки, закладки, можно вышивать и целые картины.

Один мудрец сказал: «Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке».


Таким образом, результаты использования техники изонить показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, повышается познавательная активность и вследствие этого расширяется круг их знаний и умений, решаются общевоспитательные задачи.


Список литературы:

1  Леонова О. В. Рисуем нитью. М. 2004.

2.  Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. 1998, № 4, с. 65.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!