СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Рукописные заметки на богослужебной литературе (храм Всех Святых г. Торопца Тверской области)"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящей статье в рамках изучения прихрамового фольклора и православной культуры Тропецкого района[1] мы обратимся к традиции ведения заметок на страницах богослужебных книг

 

[1] Об изучении прихрамового фольклора Торопецкого района см., например: Петров А. А. Прихрамовый фольклор Торопецкого района Тверской области (по материалам полевых записей 2008 г.) // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2012. № 18. Вып. 3. С. 68—75; Он же. Духовные стихи Торопецкой земли (к истории бытования жанра в Тверском крае) // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2012. № 21. Вып. 3. С. 273—277; Он же. Собирание и изучение духовных стихов Торопецкой земли (из истории тверской фольклористики) // Земля Торопецкая: древняя и современная: Материалы краеведческих чтений: 2011—2012 / Ред. В. М. Воробьёв. Тверь: Седьмая буква, 2012. С. 97—108; Он же. Религиозная деревянная скульптура (по материалам Тверского края) // Традиционная культура Тверского края: Памяти А. Н. Вершинского (1888—1944): Статьи и публикации / Ред. М. Л. Логунов, А. А. Петров; сост. А. А. Петров. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. С. 42—50; Духовные стихи Торопецкого района. Подгот. текстов и публ. А. А. Петрова // Традиционная культура Тверского края: Памяти А. Н. Вершинского… С. 131—140. Историографию работ по данной теме см. также здесь: Петров А. А. История собирания и изучения традиционной культуры Торопецкой земли // Традиционная культура Тверского края: Памяти А. Н. Вершинского... С. 6—28; Он же. Традиционная культура Торопецкого края: монография. Германия: AP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 160 с.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Рукописные заметки на богослужебной литературе (храм Всех Святых г. Торопца Тверской области)"»

А. Белозерская, С. Гапонова


Рукописные заметки на богослужебной литературе

(храм Всех Святых г. Торопца Тверской области)



«Ибо сколько сей город

ныне ни мал и не славен,

в рассуждении прочих городов,

но, несмотря на оное,

было в нем довольно достопамятностей».


Петр Иродионов1


В настоящей статье в рамках изучения прихрамового фольклора и православной культуры Тропецкого района2 мы обратимся к традиции ведения заметок на страницах богослужебных книг, которые находятся в храме Всех Святых г. Торопца Тверской области. Эти записи сделаны служителями церкви в книгах Минея Месячная3, которые датируются 1800—1895 гг., и используются при богослужении в настоящее время. Записи делались на протяжении 120 лет, начиная с 1910 по 2014 гг. включительно.

На последнем листе апрельской Минеи читаем: «В 1910 году первое апреля на четверток. Снегу нет, кое-где в низинных местностях. Тепло. Земля оттаивает ». На следующем листе находим записи, сделанные через восемь лет: «В 1918 году Пасха Христова 22 апреля. Снег сошел до первого апреля почти весь. Погода стояла хорошая». И далее: «В 1929 году Пасха 22 апреля ». По нашим наблюдениям, традиция наблюдать погоду перед Пасхой и первое время после нее сохраняется у прихожан храма Всех Святых до сегодняшнего дня. По приметам делается прогноз на предстоящее лето, будущий урожай. Например, по словам прихожанки храма Всех Святых Валентины Ивановны Клещевниковой, ранний сход снега перед Пасхой, морозная погода свидетельствуют о плохом урожае зерновых летом; ранний сход снега, тёплая сырая погода – принесут обилие травы, хороший приплод скоту, богатый урожай зерновых. Если в Рождественскую ночь звёзды ярко горят – быть урожаю ягод. Эти примеры свидетельствует о сохранении в народной среде примет, связанных с окружающей природой.

Записи в книге Минея за май находятся и на оборотной стороне обложки книги, которую реставрировали, поэтому часть заметок оказалась заклеенной. Вот что удается прочитать: «Холода до июня месяца. Трава плохая. Весна 1926 года очень морозная. Пасха 17 апреля. Стужа, ветры и дождь до дня. Травы не было». В Минее на июнь есть заметка, сделанная во время Петрова поста, в которой сообщается о проведении в храме службы в этот день: «Свидетельство 1920 года во 2-ю неделю поста», а в Минее на сентябрь говорится о том, что «18 сентября 1929 года служили Литургию».

Для записей в Минеях характерно то, что они относятся к разным временным промежуткам. Встречаются записи начала ХХ в., его середины, а так же начала ХХI в. Вот, к примеру, запись 1960 г.: «Свидетельствую, сей день 1960 г. согласно метеорологического сведения было 4 градуса. Шел дождь. Подпись. (Не разборчиво. — А. Б., С. Г.)». На страницах 11—12 Минеи за декабрь находим несколько свидетельств о службе 22 декабря в праздник Праведной Анны. Первое из них сделано протоиереем Леонидом Просовецким на 12 странице: «22 декабря 1951 года святой Праведной Анны служил отец Леонид Просовецкий». Затем на странице 11 читаем: «22 декабря 1971 года Святой Праведной Анны служил отец Василий Савчук». Ниже видим следующую запись: «В 2013 году 22 декабря Святой Праведной Анны служил Протоиерей Сергей Гаврышкив». Последнюю запись, как удалось установить, сделала регент церковного хора Елена Валерьевна Гаврышкив. Этот день, как объяснила нам певчая клироса Вера Ивановна Морозова, отметили в книге потому, что на эти числа выпадало воскресенье, а поэтому служили Литургию. Многие прихожане храма Всех Святых помнят службы Протоиерея Василия Савчука, свидетельства же о Леониде Просовецком находим лишь в специальной литературе4.

Как известно, после революционных событий в конце десятых годов ХХ в. на духовенство, верующих и религию в целом начались гонения, а службы в культовых зданиях запрещались. До настоящего времени история торопецких церквей в двадцатом столетии не описана. Нередко мы обладаем лишь отрывочными сведениями о том, когда храмы были закрыты, кто служил в них в советский период, поэтому обнаруженные нами записи имеют как филологическую, так и историческую ценность и позволяют уточить историю храмов, а также проследить тенденцию записи различных сведений в сакральных печатных изданиях.


1 Исторические, географические и политические известия, до города Торопца и его округа касающиеся. Собраны из российских летописей и достоверных свидетельств того же города Псковской церкви священником Петром Иродионовым // Торопец: Учеб.-инф. компьютерный центр, 2001. С. 5—6. (Первое изд.: СПб., 1778).

2 Об изучении прихрамового фольклора Торопецкого района см., например: Петров А. А. Прихрамовый фольклор Торопецкого района Тверской области (по материалам полевых записей 2008 г.) // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2012. № 18. Вып. 3. С. 68—75; Он же. Духовные стихи Торопецкой земли (к истории бытования жанра в Тверском крае) // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2012. № 21. Вып. 3. С. 273—277; Он же. Собирание и изучение духовных стихов Торопецкой земли (из истории тверской фольклористики) // Земля Торопецкая: древняя и современная: Материалы краеведческих чтений: 2011—2012 / Ред. В. М. Воробьёв. Тверь: Седьмая буква, 2012. С. 97—108; Он же. Религиозная деревянная скульптура (по материалам Тверского края) // Традиционная культура Тверского края: Памяти А. Н. Вершинского (1888—1944): Статьи и публикации / Ред. М. Л. Логунов, А. А. Петров; сост. А. А. Петров. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. С. 42—50; Духовные стихи Торопецкого района. Подгот. текстов и публ. А. А. Петрова // Традиционная культура Тверского края: Памяти А. Н. Вершинского… С. 131—140. Историографию работ по данной теме см. также здесь: Петров А. А. История собирания и изучения традиционной культуры Торопецкой земли // Традиционная культура Тверского края: Памяти А. Н. Вершинского... С. 6—28; Он же. Традиционная культура Торопецкого края: монография. Германия: AP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 160 с.

3 Минея Месячная – богослужебная книга, содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.


4 См. о нем: Петров А. А. Торопецкая жизнь в воспоминаниях Л. И. Никитиной // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Вып. 3 / Составители В. В. Кузнецов, М. В. Строганов. Редактор М. В. Строганов. Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей; Тверь: Издательство М. Батасовой, 2010. С. 258.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!