СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Теоретические основы управления персоналом в современной образовательной организации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается понятие «управление персоналом». Раскрываются компоненты управления персоналом. Обосновывается роль и место управления персоналом в образовательном процессе современной образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Теоретические основы управления персоналом в современной образовательной организации»

УДК-37.013.2



Теоретические основы управления персоналом в современной образовательной организации

Арустамян В.С.

Армавирский государственный педагогический университет,

г. Армавир, Россия



Аннотация. В статье рассматривается понятие «управление персоналом». Раскрываются компоненты управления персоналом. Обосновывается роль и место управления персоналом в образовательном процессе современной образовательной организации.

Ключевые слова: управление персоналом, компоненты управления персоналом, проблемы управления персоналом, проблемы в управлении персоналом, образовательная организация.



Theoretical foundations of personnel management in a modern educational organization

Arustamyan V.S.

Armavir State Pedagogical University,

Armavir, Russia



Abstract. The article discusses various approaches to the concept of "personnel management". The components of personnel management are revealed. The role and place of personnel management in the educational process of a modern educational organization is substantiated. The problems of personnel management in a modern educational organization are described.

Keywords: personnel management, components of personnel management, problems of personnel management, educational organization.









Российские образовательные организации уже второе десятилетие живут в условиях непрекращающегося реформирования. Меняются содержание образования, методы и формы, приходят новые технологии, преобразуются схемы финансирования. Подобные вещи неизбежно ведут к необходимости изменений во взаимодействиях, работающих в ней людей.

Нужно сказать, что в современных российских условиях существуют общие черты, которые можно отнести к любому учреждению – как к учебному заведению, так и к коммерческой структуре. Кратко обозначим их, поскольку они имеют непосредственное отношение к особенностям работы с персоналом. Это нестабильность, непредсказуемость социально-экономической ситуации, что подтверждает текущий экономический кризис.[1}

Школа здесь находится в тех же условиях, что и любая другая организация. Нестабильность внешней ситуации – это тот фактор, который непосредственно оказывает влияние и на работу с персоналом, и в целом на формирование организационной структуры учреждения.

Тем не менее, именно у образовательного учреждения есть особенности, отличающие его от коммерческого предприятия. Они принципиальным образом сказываются на построении взаимодействия с сотрудниками.

Большое влияние государства на осуществление деятельности. Руководитель отдельно взятой школы не отвечает в полной мере за работу своей организации, она регулируется государственными структурами на местном и федеральном уровнях. Причем с одной стороны это касается жесткой регламентации и стандартизации основной (образовательной) деятельности, с другой – «сопутствующих» направлений[2].

Следствием этой специфики становится ограниченность финансовых ресурсов не только относительно их количества, но и качества, имея в виду, что поступление денег нерегулярно и сложно планируемо, бюджетные средства строго закреплены заранее за статьями расходов, а внебюджетные слабо юридически обоснованы.

То же касается ограниченности юридических ресурсов. Образовательное учреждение имеет крайне низкий уровень свободы в издании локальных нормативных актов, что важно и с точки зрения управления персоналом. Однако такая ресурсная ограниченность ведет к повышению роли человеческих ресурсов, как наиболее «подвластных» руководителю

Образовательная организация несет огромную социальную ответственность перед обществом за качество своей деятельности, ведь образование нельзя вырвать из общего контекста развития общества и государства. Таким образом, образовательное учреждение не просто предоставляет образовательные услуги, но и осуществляет важную социальную миссию[3].

Актуальная социально-экономическая ситуация и образовательные реформы приводят к тому, что в современной образовательной организации появляются новые направления деятельности, а некоторые начинают играть более значимую роль. Так, возникает необходимость в более грамотном финансово-экономическом планировании, поскольку образовательное учреждение получает больше финансовой автономии.

Важными становятся такие нетрадиционные направления, как маркетинг и связи с общественностью. В первую очередь это вызвано введением подушевого финансирования, в условиях которого учебные заведения часто вынуждены конкурировать в борьбе за ученика. Связано это и с общим влиянием школы не только как образовательной, но и как общественной организации в рамках своего района, города, страны. Относительно образовательного учреждения начинают фигурировать такие термины, как имидж, бренд.

Все чаще в связи с управлением образовательным учреждением звучат понятия «менеджмент качества» и «стратегический менеджмент»[4].

Человеческий ресурс в целом – один из наиболее значимых в организации. В образовательной организации он приобретает особое значение по нескольким причинам.

Во-первых, кадры наиболее подвластны руководителю в рамках финансовой и материальной ограниченности ресурсов.

Во-вторых, штат учебного заведения – это, прежде всего педагоги, от качества труда которых зависит не только успешность самой школьной организации, но и развитие учеников.

Одно из основных направлений в работе с персоналом – набор сотрудников. В этом контексте можно говорить о таких трех аспектах, как планирование потребности в кадрах, их поиск и подбор.

В образовательной организации при проведении поиска потенциальных работников на первое место среди источников выходят внешние, поскольку в редких случаях существует возможность ротации внутри организации. Это может касаться только выдвижения на руководящие должности из числа рядовых педагогов, на все же остальные позиции необходимо искать кандидата «со стороны»[5].

Среди внешних источников отходит на второй план столь популярный для коммерческой среды Интернет. В настоящий момент отечественные образовательные учреждения редко публикуют информацию о вакансиях на специализированных сайтах, а учителя почти никогда не размещают там свои резюме. Активно пользуются школы объявлениями о вакансиях в печатных СМИ. Но все же, скорее всего со временем эти два источника поменяются местами по значимости.

С другой стороны, нужно отметить, что педагоги нередко (чаще, чем работников других специальностей) подбирают работу по фактору близости к месту жительства, поэтому большое значение имеют публикация объявлений в районной прессе, а также размещение их на здании самого учебного заведения. Зачастую ищущий работу учитель просто первым делом обходит или обзванивает все образовательные учреждения своего района.

Поиск сотрудников для образовательного учреждения имеет свою специфику с точки зрения действенности различных методов. Наибольшую же проблему на данный момент составляет организация эффективной системы подбора специалистов[6].



В современной образовательной организации актуализировано противоречие между потребностью в новой теории управления развитием персонала образовательного учреждения и сохраняющейся практической установкой на управление кадрами.

Таким образом, можно сделать вывод, что в образовательной организации целесообразно проводить кадровую политику по всем направлениям работы с сотрудниками. Это должно делаться с учетом специфики и адаптацией традиционных методов управления персоналом к условиям школы. Однако для данной работы в большинстве образовательных учреждений отсутствуют кадровые и финансовые ресурсы, а также осознание ее важности руководством[7].






Список использованных источников и литературы

1. Александрова Н.А. Управление персоналом организации [Текст] / Н.А. Александрова, О.Ю. Брюхова. – Екатеринбург: УрГУПС, 2017. – 161 с.

2. Мальцева Т.И. Система управления персоналом образовательного учреждения [Текст] / Т.И. Мальцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 43-44.

3. Монди У.Р. Управление персоналом [Текст] / Уэйн Р. Монди, М. Ноу Роберт, Р. Премо Шейн; пер. с англ.; под ред. И.В. Андреевой, С.В. Кошелевой. – СПб.: Нева, 2014. – 640 с.

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособие [Текст] / В.П. Симонов. − М.: Высшее образование; Юрайт, 2009. – 357 с.

5. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие [Текст] / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; под ред. П.И. Третьякова. − М.: Академия, 2016. – 368 с.

6. Управление образовательными системами: учеб. пособие [Текст] / под ред. Т.И. Шамовой. − М.: Академия, 2006. – 384 с.

7. Ушаков, К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы / К. М. Ушаков. - М. : Изд. фирма "Сентябрь", 1995. - 125 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!