СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Теоретические сведения о мотивации младших школьников к чтению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья «Теоретические сведения о мотивации младших школьников к чтению»»

Тема: «Теоретические сведения о мотивации младших школьников к чтению».

Автор: Тутельман Дарья Александровна (студентка 3 курса Красноярского педагогического колледжа им. Горького).

Аннотация: в данной статье раскрывается проблема детского чтения, отсутствие мотивации к чтению. Так же в статье раскрывается термин «мотивация» с разных сторон, различных педагогов и психологов, типы мотивации к чтению. Также перечислены причины понижения интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: мотивация, виды мотивации, личностно-ориентированное чтение.

В настоящее время общепризнано, что глобальная тенденция заключается в том, что молодое поколение перестает читать. Проблеме отсутствия мотивации к чтению художественной литературы посвятил свои работы Д.Б. Эльконин [9] будучи уже зрелым психологом, учеником Л.С. Выготского, когда несколько лет учительствовал в начальных классах. Также проблема развития интереса к чтению освещалась и в работах таких исследователей, как B.Г. Горецкий [2], Л. С. Выготский [1] и другие.

В настоящее время понятие мотивации в психолого-педагогических исследованиях трактуется по-разному. В.Г. Леонтьев рассматривает мотивацию как непрерывный процесс выбора и принятия решений, основанный на взвешивании вариантов поведения. По мнению исследователя, она объясняет «организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели, а также целенаправленность действия» [5]. И.П. Подласый определяет мотивацию как «общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [7].

Следует отметить, что термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».

Термином «мотивация» в современной психологии обозначают как минимум два психических явления:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих степень этой активности (т. е. мотивация как система факторов, детерминирующих поведение);

2) процесс образования, формирования мотивов, внутреннего управления поведением человека, поддерживающий поведенческую активность на определенном уровне [5].

Мотивация обусловливает целенаправленный характер действия. В. Г. Леонтьев предложил рассматривать два вида мотивации:

1) первичная мотивация проявляется в форме инстинкта, влечения, потребности;

2) вторичная мотивация проявляется в форме мотива.

Мотивы, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние [Там же, с. 9].

Внутренние мотивы формируются на основе потребностей, чувств и интересов человека, в то время как на внешние мотивы влияют обстоятельства и факторы внешней среды.

Говоря о мотивации, отдельное внимание следует уделить понятию "потребность". Оно означает состояние нужды в определенном условии, которого не хватает для нормального существования и роста человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму.

Люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей –периодичность возникновения, сила и способ удовлетворения.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность [8].

Цели чтения могут быть разнообразны – человек может читать, потому, что ему просто нравится читать, ему это интересно, или потому, что ему надо сдать экзамен [6].

Р. С. Немов полагал, что кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения могут рассматриваться также интересы, желания, задачи и намерения. Интересом называется особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью [Там же, с. 465].

Повышение мотивации к чтению в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из важнейших проблем современной школы. Повышение мотивации к чтению – это воспитание у школьников мировоззренческих ценностей, идеалов, принятых в нашем обществе, в сочетании с потребностью к чтению, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.

Школьным учителям важно выяснить, почему ученики не хотят читать, в каких случаях они не хотят читать, а где взрослые не научили их организовывать свое поведение таким образом, чтобы создать мотивацию к чтению.

Причинами понижения интереса детей к чтению Н.Н. Сотникова считает:

  1. усиление влияния средств массовой информации − чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

  2. рост числа неблагополучных семьей, в которых родители мало заинтересованы в воспитании ребёнка;

  3. изменение позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения) [3].

А. П. Кашкаров, исследуя проблему формирования мотивации к

чтению у современных детей, выдвинул и описал понятие «личностно-ориентированное чтение». Он выделяет следующие его принципы:

  1. Признание уникальности каждого читателя. При таком подходе необходимо учитывать тот факт, что все читатели имеют разную предрасположенность, зависящую от возраста, жизненного опыта и многих других факторов (включая образование и индивидуальные особенности). Она реализуется в форме индивидуального отношения к книге и последующим результатам этой деятельности.

  2. Каждый читатель понимает уникальность любого другого человека, включая и автора книги, признает существование индивидуальной ценности любого другого человека. Признание уникальной ценности людей является ключом не только к чтению как таковому, но и личностно-ориентированному обучению.

  3. Посредством книги, анализа действия героев на ее страницах,

читатель стремится понять и, возможно, даже принять для себя другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека. Взаимодействие читателя и автора в процессе чтения книги предполагает наличие, сохранение или изменение исходного положения.

  1. Знакомство с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как он сам осознал сущность изучаемого процесса, явления или вещи. Взаимодействие читателя с культурно-историческими аналогами происходит так же, как общение с другими людьми. Результатом личностно-ориентированного чтения должно стать личностное приращение читателя к внешним нормам культуры, толерантности и поведения.

  2. Личностно-ориентированный смысл чтения может быть заложен в любом возрасте. Например, в основе развивающего, творческого или познавательного чтения ребенка лежит личностная направленность, без которой невозможно полноценное формирование личности ребенка [4].

Можно сделать вывод, что только совместная деятельность педагога и обучающихся позволяет участникам чтения всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.

В современных школах вопрос мотивации к чтению имеет буквально первостепенное значение, поскольку мотивация является источником деятельности и функцией побуждения и смыслообразования. В младших классах закладывается фундамент для чтения и желания читать.

В.Г. Горецкий отмечает: «Навык чтения явление сложное, комплексное. Он складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения, содержания и смысла читаемого и технической – подчиненной первой, обслуживающей ее» [2].

Заключение

Таким образом, мы установили, что мотивация рассматривается как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Она объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели. Существуют несколько типов мотивации к чтению: отрицательная и положительная, внутренняя и внешняя. Также важным компонентом в формировании мотивации к чтению является личностно-ориентированное чтение.









Библиографический список

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — изд. — Москва : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 c. — Текст : непосредственный.

  2. Горецкий, В. Г. О проверке навыка чтения / В. Г. Горецкий. — Текст : непосредственный // Начальная школа. — 2001. — № 8. — С. 49.

  3. Готовимся к государственной аттестации: курс обзорных лекций: Учебное пособие. Часть 1. – Ставрополь: изд. СФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 400 с.

  4. Кашкаров, А. П. Как приохотить ребенка к чтению / А. П. Кашкаров. — Ростов на Дону : Феникс, 2014. — 80 c. Режим доступа: http://dzankoysh3.lbihost.ru/space/340/2018/12/Как-приохотить-ребенка-к-чтению.pdf

  5. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. — Новосибирск : АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР, 2002. — 264 c. — Текст : непосредственный.

  6. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680 с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый – с. 184

  8. Рубинштейн, Сергей Леонидович. Р82 Основы общей психологии / Сергей Рубинштейн. – Москва : изд. АСТ, 2020. – 960 с.

  9. Эльконин, Д. Б. Как научить детей читать / Д. Б. Эльконин. — Текст : электронный // . — 1961. — С. 324. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3231.htm#$p323



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!