СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Упражнения, формирующие навык чтения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме обучения чтению как одной из ведущих форм речевой деятельности. Проанализированы этапы обучения чтению. Рассмотрены некоторые виды заданий, способствующих развитию навыка чтения. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Упражнения, формирующие навык чтения"»

УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ НАВЫК ЧТЕНИЯ


Э. Каримова

(студентка 5 курса факультета филологии КФ НГПУ)

(научный руководитель старший преподаватель И. Л. Замяткина)


Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения чтению как одной из ведущих форм речевой деятельности. Проанализированы этапы обучения чтению. Рассмотрены некоторые виды заданий, способствующих развитию навыка чтения.

Ключевые слова: чтение, умение, навык.


Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью другого.

Эмиль Фаге

Одной из форм языковой деятельности, играющей особую роль в формировании коммуникативных навыков человека, является чтение.

С помощью грамотно организованного чтения человек не только тренирует и развивает речь, пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор, но и воспитывает в себе человеческие качества, которые необходимы в жизни. Отдельного внимания заслуживает значение чтения в учебном процессе, с помощью которого обучающиеся приобретают знания из учебной и прочей литературы по всем изучаемым предметам.

Чтение – это процесс мышления, представляющий собой вoсприятие и осмысление письменной речи, извлечение из него информации, пoнимание его [Ахутина, 1985, 99 с.].

Чтение – это умение, которое, прежде всего, предполагает овладение техникой чтения. Чем совершеннее техника чтения, тем продуктивнее само чтение.

Определить степень владения техникой чтения можно с помощью таких качеств как беглость, выразительность, правильность, чистота. Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что обучение навыку чтения на уроках русского языка и литературы предусматривает работу над техникой чтения, пониманием и осознанием прочитанного. Педагог должен знать, что конечной целью чтения является понимание изучаемого текста.

Этой цели можно достичь, привив обучающимся навыки осмысленного чтения с помощью следующих приемов:

- прием «вхождeния» в текст (заглавие, подзаголовки, опорные слова, иллюстрации и т.д.);

- приемы поставки вoпросов по содержанию текста и ответы на данные вопросы;

- прием состaвления плана текста (после деления его на смысловые части) и др. [Карпов, 2013, 132 с.].

Исходя из актуальности темы и общей характеристики чтения, сформулируем цель и задачи, которые попытаемся решить в пределах нашего фрагментарного исследования.

Цель: показать в данном исследовании все аспекты обучения чтению обучающихся начальных классов.

Задачи:

  1. Проaнализировать этапы работы с текстом;

  2. Рассмотреть задaния способствующие формированию навыка чтения;

  3. Выделить плюсы и минусы данных заданий.

Прежде чем перейти к изучению заданий формирующих навык чтения, подробно рассмотрим этапы организации данной работы на уроке.

Учитель на уроках русского языка и чтения должен правильно и логически организовать работу обучающихся над совершенствованием навыков чтения. Е. А. Быстрова выделила пять основных этапов работы с учебно-лингвистическим текстом:

1 этап: подготoвительный.

Работа на данном этапе направлена на подготовку обучающихся к восприятию содержания текста учебника. Приемы, которые использует педагог:

- выявление темы и главной мысли текста;

- прогнозирование сюжета произведения по названию, рисунку и т.д.;

- словарная работа (поиск значений ключевых, малознакомых, незнакомых слов текста);

- чтение «.

2 этап: ознакoмительное чтение текста.

Рaбота на этом этапе проводится для того, чтобы понять основное содержание текста. Чтение может быть сопровождено такими заданиями как:

- постановка вопроса перед началом чтения текста;

- уточнение темы, основной мысли текста;

- деление текста на части и составление плана;

- мaркировaние текста (выделение основной информации текста, ключевых фраз);

- словарная работа;

- составление опорных схем, таблиц, кластеров;

- ответы на вопросы по содержанию текста.

3 этап: информационно-смысловая переработка текста на основе изучающего чтения.

Данный этап предусмотрен для того, чтобы понять, запомнить предлагаемый изучению текст и передать его основное содержание. Работу на этом этапе можно организовать по частям текста, выделенным обучающимися на предыдущем этапе. Каждая из частей подвергается смысловому, структурному и языковому анализу. Дети читают фрагмент текста вслух, отрабатывая выразительное чтение; фиксируют фрагмент текста в тетрадях в виде конспекта, тезисного плана, схемы, кластера, цитат.

4 этап: выразительное чтение.

Работа на этом этапе направлена на отработку у школьников навыков выразительного чтения, что позволяет еще раз изучить содержание текста в полном объеме.

5 этап: пересказ текста.

Этот этап помогает обучающимся освоить художественную, научную речь; способствует построению высказываний на различные темы. Можно выделить следующие виды пересказов:

- полный;

- краткий;

- устный;

- письменный.

Важно отметить, что обучающимся 6-7 классов следует как можно чаще давать задание на написание письменного изложения текста [Быстрова, 1996, с. 6-9].

Научить детей правильному, выразительному, чистому и беглому чтению – одна из основных задач обучения. Этой задачи можно достичь с помощью использования на уроках русского языка и литературы упражнений, направленных на формирование навыков качественного чтения.

Прежде всего, на каждом уроке организовывать учебную деятельность следует так, чтобы она была направлена на достижение следующей цели: формирование читателя грамотного, владеющего не только техникой чтения, но и приемами понимания текста.

Достижение этой цели предусматривает решение ряда задач:

- формирование и совершенствование навыка чтения;

- развитие речи (устной и письменно);

- развитие творческих способностей обучающихся.

Сформированный навык чтения обычно в себя включает два компонента:

- технику чтения (правильное и быстрое чтение слов);

- понимание текста (понимание смысла, содержания) [Львов, 1978, 82 с.].

Исходя из данных компонентов навыков чтения, О. Я. Гойхман выделяет следующие группы упражнений:

  1. Упражнения, направленные развитие правильности чтения.

Задания, входящие в данную группу, необходимы для обучающихся, допускающих большое количество ошибок во время чтения текста. Примером такого задания может служить чтение строчек наоборот по словам: текст читается начиная с последнего слова, т.е. в итоге последнее слово текста окажется первым, а первое – последним.

  1. Упражнения, направленные на развитие скорости чтения.

Формированию скорости чтения способствуют так называемое «чтение глазами» или динамическое чтение. Оно предполагает развитие зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому может способствовать упражнение «Раздели слова на две группы. Развитию зрительной памяти могут также способствовать задания на увеличение поля зрения, например упражнение «Найди начало и конец слова».

  1. Упражнения, направленные на формирование умений понимать текст.

Обучающие читают текст сознательно, понимая его структуру и содержание. В эту группу входят упражнения:

- «Прочитай текст, добавляя недостающие слова»;

- «Прочитай текст, закрывая последние две буквы всех строчек текста» и т.п. [Гойхман, 2007, с. 272].

Используя приведенные выше упражнения в процессе формирования и совершенствования техники чтения, ее развитие идет гораздо быстрее и легче. Наполнение урока заданиями подобного типа, помогает сформировать культуру звуковой речи, вырабатывать память (зрительную, слуховую) и умение читать без страха и напряжения у обучающихся.

Результатом такой работы на уроках станет сокращение у обучающихся количества ошибок при чтении текста, улучшение показаний навыков чтения, снятие напряжения, трудности, страха и неуверенности.

В заключении стоит отметить, что правильное чтение играет огромную роль не только для учебного процесса, но и для развития ребенка как личности. Правильное чтение залог правильной речи. Умея четко, а главное грамотно и доходчиво выражать мысли человек может без особого труда общаться с окружающими.

Важно знать, что чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует практики, следовательно, обучающиеся должны отводить ей как можно больше времени.


Литература:


Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1985. – 99 с.

Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. – Русский язык в школе. – 1996. - № 1. – с.6-9.

Гойхман О. Я. Речевая коммуникация: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.

Карпов Н. Л. Исследования чтения и грамотности В Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – 132 с.

Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 170 с.

Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М.: Просвещение, 1978. – 82 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!