СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Выявление одаренных и талантливых детей. Помощь обучающимся в самореализации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье представлена информация по выявлению одаренных и талантливых детей, рекомендованы варианты помощи этой категории обучающихся. Даны конкретные решения имеющихся проблем.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Выявление одаренных и талантливых детей. Помощь обучающимся в самореализации"»

«Выявление одаренных и талантливых детей. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности»

выступление Липовой А.Г. (учителя английского языка МОУ «СОШ №18 им. А.А. Мыльникова»)

Любому обществу необходимы талантливые, творческие люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от школы, одной из задач которой является поддержка ребенка и помощь в развитии его способностей.

Стремление познать новое и реализоваться в какой-либо области проявляются у ребёнка в детстве. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они самостоятельно ищут ответы на интересующие их вопросы в разных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности и талант.

Система работы с одаренными и способными учащимися начинает выстраиваться еще при подготовке и проведении уроков, когда педагоги, используя разнообразные педагогические технологии, различные приемы и методы, развивают творческие способности учеников. Вторым этапом становится внеурочная деятельность, участие в предметных событиях. Так формируется определенный круг учащихся, проявляющих интерес к предмету, и далее создаются условия для всестороннего развития этих учащихся с опорой на основные дидактические принципы.

Система работы с одаренными и способными учащимися включает в себя следующие компоненты:

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции, исследовательская работа);

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Система работы с такими детьми строится на следующих принципах:

•  принципе дифференциации и индивидуализации обучения;

•  принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

•  принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

•  принципе возрастания роли внеурочной деятельности у одарённых детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;

•  принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

•  принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.


Важнейшей формой работы с одаренными учащимися является внеурочная деятельность, где большое значение имеет подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Особая роль здесь принадлежит предметным неделям, основная цель которых - повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, кругозора.

Большинство одаренных детей принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности, представляя свои работы на конференциях различного уровня. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося 5-9 классов, обучающегося по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Соответственно этому направлению уделяется особое внимание, ведь в рамках работы над проектами учащиеся осваивают ключевые компетенции:

  • формирование информационной грамотности, то есть умений работать с источниками информации и критически оценивать ее достоверность;

  • реализация своих планов, самоорганизация процессов своей деятельности, в том числе — учения, с использованием ИКТ;

  • существенное повышение мотивации и интереса к обучению;

  • формирование навыков сотрудничества и работы в команде;

  • формирование самостоятельности, ответственности, внимательности и других личностных качеств.

Проекты, выполненные с помощью современных информационных технологий, способствуют межпредметной интеграции, решению многих учебных и воспитательных задач; их можно использовать как на уроках, так и во внеурочной работе.

Безусловно, стратегия работы с одарёнными и способными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

  Система  деятельности по организации работы с одарёнными и способными учащимися в нашей школе строится следующим образом:  

  •  Выявление одарённых и талантливых детей

  • Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности

  • Поощрение одарённых детей

  • Работа с педагогическим коллективом

  • Взаимодействие школы с другими структурами социума

1. Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ученика вытекает в создание банка данных по талантливым и одарённым детям.    В него входят достижения учащихся по следующим направлениям:

Области достижений

Количество учащихся по уровням обучения

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

гуманитарное




физико-математическое




естественнонаучное




художественно-эстетическое




спортивное




Безусловно, некоторые дети проявляют себя в нескольких областях, соответственно возрастает количество участий. Мне бы хотелось немного подробнее остановиться на результатах наших обучающихся в области иностранных языков, а точнее сказать английского языка. Конечно, режим самоизоляции и карантинные мероприятия вносят свои коррективы и в данном направлении, но…

По итогам прошлого 2019-2020 уч.года:

-5 обучающихся стали призерами международных онлайн-олимпиад,

-12 обучающихся – призеры Всероссийских дистанционных олимпиад,

- группа обучающихся начальной школы впервые приняла участие в очном муниципальном конкурсе-викторине «Увлекательное путешествие в страну английского языка»,

- группа обучающихся 8 «и» и 5 «г» классов – призеры ежегодной очной муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науке»,

- группа обучающихся 8 «и» и 5 «г» классов – призеры ежегодного очного муниципального конкурса проектов «Хочу все знать».

- В 1 триместре текущего 2020-2021 учебного года также не обошлось без участия наших ребят в различных мероприятиях.

- группа обучающихся 8 «И» и 6 «Г» классов (6 человек) стали участниками Всероссийского конкурса «Школьная проектная олимпиада»,

- работы обучающихся 6 «Г», 6 «В» и 8 «И» (3 работы) отправлены на областной конкурс на «Лучший поэтический перевод»,

- работы обучающихся 4 «А» класса (2 работы) отправлены на муниципальный дистанционный конкурс «Рождественских стихотворений». Результаты участия в последних 2х конкурсах мы ожидаем к Новому году.

Наши ученики ежегодно показывают хорошие результаты во ВСОШ по английскому языку. В 2019-2020 уч.году 14 обучающихся стали призерами школьного этапа ВСОШ, 1 обучающаяся - призер муниципального этапа ВСОШ по английскому языку. В этом уч.году 2 обучающихся являются победителями и 10 школьников призерами школьного этапа ВСОШ, 2 обучающихся - призеры муниципального этапа ВСОШ по английскому языку.

Большую роль имеет диагностика потенциальных возможностей детей, психолого-педагогическое сопровождение, которое у нас в настоящее время еще не сформировано.

В целях создания системы выявления и отбора одарённых детей нам необходимо знакомиться с научными данными о психологических особенностях одарённых детей, приёмами целенаправленного педагогического наблюдения. С этой целью у нас на следующий учебный год планируется психолого-педагогический семинар «Четыре тактики педагогики поддержки».

Бесспорно, учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора по учебно-воспитательной работе проводится целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности. Обязательным в каждом классе должно быть выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребёнка. Это изучение с помощью анкетирования необходимо запланировать в каждом классе в следующем учебном году.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности реализуется посредством организации проектно-исследовательской деятельности, проведение традиционных мероприятий, организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Олимпиады способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работа по подготовке к олимпиадам проводится в течение всего учебного года. Учащиеся становятся призерами и победителями олимпиад различного уровня и статуса. Широкое распространение получили дистанционные формы участия.

Таким образом, в школе в системе осуществляется работа по созданию условий по выявлению, развитию, поддержке учащихся, имеющих повышенную мотивацию к обучению. Педагогический коллектив привлекает учащихся к различным школьным, муниципальным, региональным, всероссийским и международным конкурсам, научно-практическим конференциям школьников, олимпиадам. Школьники 5-9 классов участвуют в неделе проектов (это защита итогового индивидуального/группового проекта во 2ой половине учебного года)

3. Поощрение одарённых детей:    осуществляется посредством награждения победителей и призеров различных соревнований на общешкольных линейках, через освещение в сети интернет информации о достижениях наших обучающихся.    

4.   Работа с педагогическим коллективом: включает повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию,   использование возможностей Интернет.

5.    для создания благоприятных условий развития одарённости необходимо Взаимодействие школы с другими структурами социума. Школа   плодотворно сотрудничает со спортивными школами, школами искусств, со средними специальными и высшими учебными заведениями Энгельса и Саратова (ЭТИ (филиал СГТУ), СГАУ, ССЭУ, ЭМТТ, ПКИ, ЭПЭТ  

Таким образом, задачи, которые ставят перед собой педагоги школы состоят в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и способных детей. Это:

 •  Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых и талантливых детей.

•  Включение проблемы работы с одарёнными и талантливыми детьми как приоритетного направления в систему научно-методической работы учителей школы.

•  Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых и способных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

•  Создание условий одарённым и способным учащимся для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

•  Стимулирование творческой деятельности одарённых и способных учащихся.

•  Обмен опытом педагогов школы по работе с одарёнными и способными детьми.

  Из опыта работы. В моей педагогической практике работа с одаренными обучающимися началась, чуть ли не с первых дней работы. В каждом классе есть талантливые дети, к которым нужен особенный индивидуальный подход, которые хотят не просто получать «5» по предмету, но и знать больше школьной программы, участвовать в различных конкурсах и соревнованиях. Одаренным обучающимся важно понимать, что их способности замечают, принимают и помогают им развиваться. В работе с такими детьми наибольший акцент я уделяю проектной деятельности. При правильном подходе в ней успешно принимают участие как отдельные обучающиеся, так и целые группы, а также дети абсолютно разного возраста от 6леток до 11 классников. В копилке моих обучающихся грамоты победителей и призеров разных уровней. С каждым участием, с каждой заработанной грамотой растет и уровень учеников, чем я, как педагог, естественно горжусь. ФОТО

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одарёнными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одарённые взрослые - педагоги. И результат каждого ученика – это оценка профессионализма учителя учащимися, родителями, коллегами.

Решение:

Руководителям ШМО: 1. На заседаниях ШМО рассмотреть вопросы: «Методы и формы работы с одаренными обучающимися»; «Применение ИКТ в работе с одаренными»; «Дифференцированный подход в обучении предмету».

2. Организовать обобщение и распространение положительного опыта учителей в работе с одаренными и мотивированными обучающимися. Классным руководителям: 1. Проводить в течение года анкетирование родителей для выявления их мнения о склонностях, областях наибольшей успешности и круге интересов их детей.

2. На основании результатов анкетирования, совместно с учителями-предметниками выявить в каждом классе группы одаренных обучающихся.

3. Включать в повестку родительских собраний вопрос работы с детьми, имеющими разные образовательные возможности, склонности к различным областям знаний. Учителям-предметникам: 1.При планировании уроков осуществлять дифференцированный подход в обучении. 2. Использовать в своей деятельности современные образовательные технологии в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в работе с учащимися разных образовательных возможностей и способностей.

3. Создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одарённых и способных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!