СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворные размеры. Рифма

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужна ли рифма, например?

Идля чего стихам размер?

Просмотр содержимого документа
«Стихотворные размеры. Рифма»

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ. РИФМА – СПОСОБ ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА, РИТМИЧЕСКАЯ ФОРМА СТИХОТВОРЕНИЯ     УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  СТАСЮК И.В.

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ. РИФМА

СПОСОБ ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА, РИТМИЧЕСКАЯ ФОРМА СТИХОТВОРЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

СТАСЮК И.В.

Основные понятия  Стихотворный размер  это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.  Стопа - это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке, столько стоп и будет.

Основные понятия

  • Стихотворный размер
  • это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.
  • Стопа

- это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке, столько стоп и будет.

Стихотворный размер ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ Сочетание двух слогов   ХОРЕЙ ЯМБ  Сочетание трёх слогов  ДА  КТИЛЬ АМФИБРА  ХИЙ АНА  ПЕСТ

Стихотворный размер

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Сочетание двух слогов

  • ХОРЕЙ
  • ЯМБ

Сочетание трёх слогов

  • ДА  КТИЛЬ
  • АМФИБРА  ХИЙ
  • АНА  ПЕСТ
ХОРЕЙ  Сочетание ударного с безударным слогом. Ударение падает на первый слог .  Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. (М.Ю. Лермонтов  «Выхожу один я на дорогу») КАК ЗАПОМНИТЬ? МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи На хорей они летят.

ХОРЕЙ

Сочетание ударного с безударным слогом. Ударение падает на первый слог .

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

(М.Ю. Лермонтов

«Выхожу один я на дорогу»)

КАК ЗАПОМНИТЬ?

МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи

На хорей они летят.

ЯМБ Сочетание безударного слога с ударным. Ударение падает на последний слог . М ой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

ЯМБ

Сочетание безударного слога с ударным. Ударение падает на последний слог .

М ой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог

(А.С. Пушкин

«Евгений Онегин»)

В строках, написанных хореем или  ямбом  может встречаться:

В строках, написанных хореем или ямбом может встречаться:

ДАКТИЛЬ  Ударение падает на первый слог , а остальные слоги безударные . Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… (Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты,…»)  КАК ЗАПОМНИТЬ? Вырыта дАктилем Яма глубОкая

ДАКТИЛЬ

Ударение падает на первый слог ,

а остальные слоги безударные .

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

(Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты,…»)

КАК ЗАПОМНИТЬ?

Вырыта дАктилем Яма глубОкая

АМФИБРАХИЙ Ударение падает на второй слог , а остальные слоги безударные . Есть женщины в русских селеньях  С спокойною важностью лиц,  С красивою силой в движеньях,  С походкой, со взглядом цариц,- (Н.А. Некрасов «Есть женщины…»)  КАК ЗАПОМНИТЬ? анАпест, анАпест, анАпест! Вот так амфибрахий звучит.

АМФИБРАХИЙ

Ударение падает на второй слог ,

а остальные слоги безударные .

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,-

(Н.А. Некрасов «Есть женщины…»)

КАК ЗАПОМНИТЬ?

анАпест, анАпест, анАпест!

Вот так амфибрахий звучит.

АНАПЕСТ  Ударение падает на последний слог , а остальные слоги безударные .  О, весна без конца и без краю -  без конца и без краю мечта!  Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!  И приветствую звоном щита! (А.А. Блок «О весна без конца и без краю»)  КАК ЗАПОМНИТЬ? я анАпест с собОю носИл на плечАх

АНАПЕСТ

Ударение падает на последний слог ,

а остальные слоги безударные .

О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

(А.А. Блок «О весна без конца и без краю»)

КАК ЗАПОМНИТЬ?

я анАпест с собОю носИл на плечАх

 По слоговому объёму РИФМА - ( др.-греч.  ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

По слоговому объёму

РИФМА - ( др.-греч.  ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

По характеру  звучания

По характеру

звучания

По положению в строфе

По положению

в

строфе

Формы стихотворений

Формы

стихотворений

Формы стихотворений

Формы

стихотворений

Формы стихотворений. Четырнадцати- стишие

Формы

стихотворений. Четырнадцати-

стишие

Особые формы стихов

Особые

формы

стихов

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !  Надеюсь, что данная презентация была вам очень полезна и познавательна!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Надеюсь, что данная презентация была вам очень полезна и познавательна!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!