СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Стиль как отражение мироощущения композитора. Джазовая музыка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Стиль как отражение мироощущения композитора. Джазовая музыка»»

9


МОУ «Школа № 77 города Донецка»


Конспект урока

по музыке в 8 классе


«Стиль как отражение мироощущения композитора.

Джазовая музыка»

Подготовила

учитель музыки

Батьковская Е. В.





2021г.

Цели:

        • Познакомить со стилем "джаз", направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями
          джазовой музыки;

  • Развивать способность восприятия джазовой музыки;

  • Познакомить с историей возникновения музыкального направления - «Симфоджаз», с творчеством Джорджа Гершвина - первого американского композитора – классика;

  • Закрепить понятие «джаз», «блюз», "рапсодия";

  • Учить высказывать свои мысли и впечатления о музыке, образном содержании произведений, преобразовывать их в художественные.

  • Развивать образное мышление, вокально – хоровые навыки .

  • Воспитывать эстетический вкус, уважение к музыке других народов, формировать интерес к мировым культурным ценностям, потребность слушать высокохудожественные произведения.

  • Воспитывать музыкально-эстетический вкус, прививать интерес к музыкальному искусству.

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать представление о направлении в музыке - джаз, познакомить с историей его возникновения, особенностями, исполнителями джаза.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать о музыке, делать выводы;

  • развивать ассоциативно-образное, творческое мышление, фантазию и воображение, вокально-хоровые навыки, музыкальную память, слух.

Воспитательные:

  • пробуждать активное стремление к усвоению знаний;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к джазовой музыке;

  • воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: уважение к музыкальным традициям других народов.

Жанр урока: тематический.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: аппаратура для показа слайдов, видео- и аудиозаписей: мультимедиа, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Музыкальный материал: Я.Дубравин - «Джаз», Д.Гершвин «Колыбельная Клары», Дюк Эллингтон «Блюз западной окраины», Луи Армстронг «Блюз большой улицы», «Как прекрасен этот мир», Махалия Джексон спиричуэлс «Молитва», Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз», Леонид Утесов «Сердце», Лариса Долина «Серенада солнечной долины», Настя Маркова «Скрипач».

Дополнительные материалы: презентация «История возникновения Джаза».


Ход урока.


I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Наш урок мне хотелось бы начать с музыки, которая нас всех могла бы объединить.

Учитель: А какие вы предпочитаете слушать песни с друзьями. Каких жанров и стилей.

Дети: Современнее. Поп и рок - музыку.

Учитель: А знаете ли вы, как появилась поп - и рок – музыка? Что стало музыкальной основой для этих стилей?

Дети: Нет.

Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о предшественнике современной музыки – джазе. Чтобы понять, как он появился, мы обратимся к истории и по ходу урока будем заполнять схему. В центре пишем «Джаз». Создание кластеров. Джаз зародился в Америке в Новом Орлеане в начале 20 века среди темнокожего населения. Именно песни африканцев стали основой для джаза. Негры были рабами у американцев, выполняли самую тяжелую работу. После трудового дня они возвращались в свою хижину и в минуты отдыха обращали свои взоры на небо, к Богу и пели. Такие песни называются спиричуэлс. В переводе на русский означает «духовный».

Слушаем пример Спиричуэлс - фрагмент.

Кто исполнял музыку? Как она звучала? Какие музыкальные особенности можно отметить?

Дети: Солист и хор. Без сопровождения. Острый ритм.

Учитель: Верно. Спиричуэлс – это, прежде всего, хоровой вид пения. Он часто сопровождался коллективными хлопками в ладоши и танцами. Другой вид музыки, который также лег в основу джаза - это блюз. Переводится как «уныние, меланхолия». Во время слушания, обратите внимание на характер музыки, исполнителей в сравнении с спиричуэлсом.

Слушание

Учитель: Сравните звучание блюза и спиричуэлса. Схожи или различны?

Дети: Различны. Исполнял солист. По характеру музыка более спокойная, протяжная, грустная.

Учитель: Верно. Если спиричуэлс исполняется хором, то блюз – это, прежде всего, сольный жанр. И еще один вид музыки, который оказал влияние на джаз – это регтайм. В Америке огромной популярностью пользовались представления, в которых белые артисты надевали маски негров и их высмеивали, пародируя поступки, поведение чернокожих. Эти представления были настолько популярны, что подобные шоу начали исполнять и черные артисты. Подобные представления сопровождались музыкой шуточного содержания – регтаймом, что в переводе означает «рваное время» из – за особенности ритма. Один из популярных регтаймов я вам сейчас сыграю.

Слушание

Знакома ли вам музыка?

Дети: Знакома. Такая музыка сопровождает немое кино.

Таким образом, в основу джаза легли спиричуэлс, блюз и регтайм. Официальной датой рождения джаза считается февраль 1917 года, когда была записана первая грампластинка джазовой музыки. Одна из загадок джаза заключается в его быстром распространении по всему миру, его доступности и притягательности для людей, принадлежащих к разным социальным группам. Обратимся к особенностям джаза. Важную роль играл ритм.

Характерным для джаза является пунктирный ритм – острый ритм.

Показ ритмической группы и повторение ее учащимися.

А также синкопа – это когда в ударение музыке переносится на слабую долю. Показ ритма и повторение его учениками. Одновременное сочетание этих ритмов и добавление других называется полиритмией («поли» - много) и является характерным для джаза.

Упражнение с учащимися в полиритмии. Определенную ладовую окраску придает блюзовая гармония.

Важнейший элемент джаза – это импровизация. Что же это такое? Чтение определения со слайда. Как правило, музыкант знает только основную мелодию и гармонию, а дальше импровизирует согласно этой основе. Это довольно сложно делать и доступно талантливым исполнителям.

Итак, мы с вами познакомились со всеми особенностями джаза.

Среди джазменов было много талантливых исполнителей. Мы с вами познакомимся с самыми легендарными.

Запись в тетрадь имен и названий произведений.

Учителем делается акцент на национальной принадлежности исполнителей. Особо хочется сказать о Луи Армстронге. Удивительный музыкант. Научившись рано играть на корнете и трубе, исполнительскую практику приобретает, выступая на пароходах. Чтобы играть на трубе, нужно иметь очень крепкий губной аппарат. Если другие исполнители могли играть на трубе 2-3 соло за вечер, то Армстронг мог играть 2 – 3 часа. За это он получает прозвище «стальногубый». Было у него еще одно прозвище, которое в переводе означает «мешок», потому что его щеки во время игры очень сильно надувались и походили на мешки. Однажды руководитель оркестра, в котором играл Луи Армстронг, в шутку предложил спеть ему на концерте. Дело в том, что у Армстронга был очень хриплый голос. Но Луи согласился и понравился публике. Руководитель был в недоумении, так как, по его мнению, с таким голосом вообще нельзя петь на сцене. С тех пор Армстронг получил известность не только как трубач, но и как вокалист. Позже он стал еще и сочинять музыку. Кроме того, Армстронг был одним из первых шоуменов – человек, который не просто исполняет музыку, но и во время выступления общается со зрителями, шутит. Песня в его исполнении «Как прекрасен мир» была очень популярна, даже более, чем песни легендарной группы «Битлз».

Слушание - Луи Армстронг - «Как прекрасен мир» («What a Wonderfull World»). Вы слышали эту музыку? Где?

Дети: Да. В кинофильмах. В сценах объяснения в любви.

Талантливому музыканту: трубачу, певцу, композитору Луи Армстронгу в Новом Орлеане поставлен позолоченный памятник, где он изображен стоящим с трубой в руке. Джаз стал его жизнью. Джазовый оркестр получили название джаз – бенд. Как правило, солирующими инструментами были корнет, труба и саксофон.

  1. Рапсодия (с греч. Ραψωδια- песня путешествующего певца) – музыкальное произведение, написанное в свободной форме на основе народных мелодий. В Древней Греции рапсодами называли певцов – сказителей, которые исполняли эпические поэмы нараспев. Пример античной рапсодии - «Одиссея» Гомера.

Характерные черты жанра:

- эпическое изложение,

- свободная форма, состоящая из разнохарактерных эпизодов;

- на основе народных тем.

2. Идею написания симфонического произведения в стиле блюз Джорджу Гершвину подсказал «король джаза» Пол Уайтмен. Композитор загорелся.

Он писал:

Ученик- Гершвин: «Удивительно, неужели нужно доказывать, что джаз – музыка. Он пользуется теми же нотами, что и Бах. Я верю, что джаз может стать основой серьёзных симфонических произведений»

Для Гершвина важно было доказать, что можно сочетать красоту и непокорность джаза с чёткими благородными формами классической симфонии. Он был первым, кто в основу своего произведения положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

  1. Так возник стиль музыки, получивший название "симфоджаз”

Ученик- Гершвин: «Друзья посоветовали назвать новую музыку «Рапсодией в блюзовых тонах». Получилось очень хорошо, ведь слово blue в английском языке имеет несколько значений - это и лирическая песня, и цвет. Есть также и другие смысловые оттенки: голубой цвет- цвет грусти, печали, а ведь именно эти настроения типичны для блюзов!»

  1. И в 1924 году, в концертном зале состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора "Рапсодии в стиле блюз" для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Впервые музыка предстала чем - то вроде музыкального калейдоскопа Америки. В ней звучали темпы городской жизни, язвительная насмешка джазовых танцев, печаль негритянских блюзов.

" Рапсодия в стиле блюз" - стала первым поистине американским

произведением.

Вопросы по теме:

- что такое рапсодия?

- какую задачу ставил Гершвин, сочиняя «Рапсодию…» ?

- объяснить понятие «симфоджаз».

Ключевое слово: Рапсодия, Симфоджаз.

Вывод: он сумел соединить, казалось бы, несоединимое -американский джаз с приёмами европейской симфонической музыки. Так возник стиль в музыке, получивший название «Симфоджаз».

  1. Слушание и анализ музыкального произведения.

Учитель: Итак, мы сейчас послушаем произведение, которое положило начало новому этапу в развитии музыки. Это «Рапсодия в блюзовых тонах». Слушая это произведение, обратите внимание на образное содержание, тембры инструментов, как сочетается «лёгкость» джаза с «серьёзностью» симфонической музыки.

Звучит «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина. На экране видеоролик с изображением симфонического оркестра.

Вопросы для анализа музыкального произведения.

  1. Ваше впечатление от прослушанной музыки.

  2. Какое чувство, настроение вызывает музыка?

  3. Определите основное настроение музыкального образа.

  4. Какой вариант названия «Рапсодии…», на ваш взгляд, больше подходит к произведению: рапсодия в блюзовых тонах, в голубых тонах, в печальных тонах.

  5. Как помогают музыкальные инструменты раскрыть музыкальный образ?

  6. Какие музыкальные инструменты вы услышали?

  7. Какими средствами музыкальной выразительности раскрывается содержание и образ?

  8. К какой музыке можно отнести «Рапсодию…», к «лёгкой» или «серьёзной»?

Учитель: вывод: «Рапсодию Гершвина нельзя отнести однозначно к «лёгкой» или «серьёзной музыке», в ней воплотилось лёгкость джаза с серьёзностью симфонической музыки.

Музыка – удивительное искусство, потому что слушатель является активным участником процесса музыкального искусства. И каждый из нас, воспринимая одно и тоже произведение, видит его по-разному. Предлагаю вам ещё один вариант исполнения «Рапсодии»

Видеоматериал. Повторное слушание произведения (Денис Мацуев)

Учитель: Судьба Гершвина поразительна. Здесь удивителен и стремительный взлет одаренного самоучки, и яркое горение его таланта, с необычайной дерзостью соединившего в единое целое ранее несовместное – эстраду и классическую музыку. А как вы относитесь к таким смелым экспериментам?

Ответы детей.


А о том, как джаз появился в нашей стране, я хотела бы вам рассказать песней Я.Дубравина «Джаз». Обратите внимание: первый куплет будет исполнен в оригинале, а во втором и третьем куплете будет импровизация – попробуйте услышать, на каких словах.

Исполнение учителем песни Я.Дубравина «Джаз» под сопровождение синтезатора. Обсуждение импровизационных моментов. Показ различий во фрагментах.

Разучивание песни Я.Дубравина «Джаз». Включение ритмической импровизации (на барабане там-таме) в окончательном варианте исполнения.


Знакомство с Леонидом Утесовым «Сердце» (домашнее задание)

Знакомство с творчеством эстрадной джазовой певицы – Ларисы Долиной,

Землячки – Насти Марковой.

Систематизация и обобщение новых знаний.

Учитель: Обобщение с опорой на кластеры. Мы сегодня с вами познакомились с музыкальным направлением, которое дало жизнь поп- и рок- музыке

Дети: Джаз.

Учитель: В его основу легли такие музыкальные жанры как

Дети: Спиричуэлс, блюз, регтайм.

Учитель: Особенностью джаза является

Дети: Полиритмия, блюзовая гармония, импровизация.

Учитель: Легенды джаза –

Дети: Это Диззи Гиллеспи, Уинтон Марсалес, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и его оркестр, Элла Фицждеральд, Луи Армстронг.

Учитель: Джазовые оркестры называются

Дети: Джаз – бендами.

Рефлексия. Учитель: Вам понравился урок? Дети: Да.

Учитель: Музыка Гершвина и сейчас звучит современно, ею наслаждаются в наш - XXI век. Я думаю, что этот урок послужит хорошим стимулом для ваших дальнейших творческих исследовательских работ. Я очень благодарна вам за то, что вы так заинтересованно работали над этой темой.

Оценка.

Учитель: Мне понравилось, как вы сегодня работали, поэтому всем оценка 5.

Домашнее задание:

выучить записи и по возможности посмотреть фильм «Мы из джаза», «Веселые ребята». Составить вопросы к кроссворду.

Урок окончен. Спасибо за работу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!