СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страна детства. Обобщение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Указаны формы и методы работы на уроке

Просмотр содержимого документа
«Страна детства. Обобщение»

Открытый урок по литературному чтению

Тема урока: « Обобщение по разделу «Страна Детства»

4 класс

Цели урока:

  • повторить и обобщить изученный материал;

  • развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

  • углублять знания детей об олицетворении, метафоре, сравнении,

  • формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.


Задачи урока:

  • учить работать с текстом,

  • находить средства художественной выразительности


Планируемые результаты:

предметные:

  • знать книги из раздела «Страна детства»,

  • умение ориентироваться в содержании раздела,

  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,

метапредметные:

  • формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

  • планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,

  • оценивание своей работы на уроке,


личностные:

  • осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову».

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала, применение знаний и умений.


Вид урока: урок – деловая игра.


Технологии урока:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • работа в парах, в группах;

  • здоровье-сберегающие.


Оборудование:

выставка книг писателей Б.С.Житкова,К.Г.Паустовского,М.М.Зощенко, ребусы.



ХОД УРОКА

1.Организационный момент


2.Актуализация знаний.

В той удивительной стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне,

И пять, и десять лет.

Все те, кто рос тогда со мной,

И набирал года,

Однажды с этою Страной,

Простились навсегда.


Задание:

Прочитайте способом «птичий базар», медленно, с ускорением, выразительно.

Жанр этого произведения? (стихотворение)

Докажите. (Дети называют рифмованные слова)


3.Самоопределение к деятельности.

— Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его во втором классе.) 
«Мой секрет» С. Михалкова. 
- О какой Стране идёт речь? (О Стране Детства)

- Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (Обобщение по разделу)


4.Работа по теме урока.

1.Как выглядят писатели? Найди лишний портрет.

Посмотрите на доску (на доске портреты писателей: М.М.Зощенко, Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, Э.Грига).

Найдите лишний портрет (дети показывают портрет Э.Грига).

Почему? (это портрет композитора)

Что объединяет эти все портреты? (это писатели, произведения входят в раздел «Страна детства»).


2.Как зовут писателя?

1).Поставьте их по порядку изучения. ( Б.С.Житков, К.Г.Паустовский, М.М.Зощенко).


2).Вспомните, как зовут писателей

Распределите правильно таблички с инициалами (на доске)

(Дети расставляют на магнитной доске карточки с именами под портретами писателей).


4.Узнать писателя. (карточки)

1 —Он родился в семье художника в Петербурге. После окончании гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов. (М.М.Зощенко)


2 —Он провёл детство в Одессе, очень любил море и мечтал о морской профессии. Он был героем стихотворения Маршака «Почта». Дружил в детстве с К.И.Чуковским. (Б.С.Житков)


3 —Он писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Моё состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и в первой незрелой прозе».

(К.Г.Паустовский)


3.Путаница Соедини стрелками:

Б.С.Житков «Ёлка»

М.М.Зощенко «Корзина с еловыми ветками»

К.Г.Паустовский «Как я ловил человечков»

На доске ученики распределяют иллюстрации к произведениям писателей.

5.Из какого произведения эти строки?

1. —Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.

(К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Найдите в учебнике этот отрывок. Есть ли в этом отрывке литературные приёмы (олицетворения, эпитеты, сравнения). Найдите и прочитайте.

(Дети ищут в учебниках на данной странице примеры)

2.

—А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

(М.М.Зощенко «Ёлка»)

(Работа с учебником.)

3

—Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.

Ага! Так погодите же…

(Б.С.Житков «Как я ловил человечков»)

(Работа с учебником.)


6.Бюро находокОпределите, из какого произведения предмет:

Фарфоровая кукла, рояль, кораблик, паровозик, яблоко, хлопушка, корзина с шишками, чёрное платье, нож, хрустальная туфелька.


7.Произведения в загадках и ребусах

Отгадайте первую загадку – о ком идёт речь? Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?

(композитор, «Корзина с еловыми шишками»)

На доске портрет Грига.

У Эдварда Грига была маленькая дочка Александра. К сожалению, она умерла от болезни в детстве. Больше детей у Грига не было. Боль утраты он пронёс через всю жизнь и все свои чувства выражал в музыке.


5.Физминутка для глаз.

Дети рассматривают картинки под музыку Э.Грига «Утро».

6.Закрепление умений и навыков.

1.По иллюстрации узнайте произведение.


2.Ребусы (Ребята объединяются в небольшие группы и отгадывают ребусы)

Каждая команда разгадывает по 2 ребуса)

Проверка по слайдам на доске.


3.Каверзные вопросы:

1)Пословица недаром молвится. —Отгадайте, какое слово нужно заменить в пословицах и поговорках

Изменив всего лишь одно или два слова, верните

современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

Догадайтесь, к какому произведению оно является ключевым.


—Поздний онгложет кость.

Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонишь.

Незванный онхуже татарина.

(гость, «Ёлка», М.М.Зощенко)

—Не вся та она, что звучит.

Под хорошую её и змеи пляшут.

Фома её разумеет, а Ерёма плясать умеет.

(музыка, «Корзина с еловыми шишками», К.Г.Паустовский)


—Изменив всего лишь одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание

  • Скучен день до вечера, коли делать уроки.

(Скучен день до вечера, коли делать нечего).

  • Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

(Не стыдно не знать, стыдно не учиться).

  • Испокон века телевизор растит человека.

(Испокон века книга растит человека).


Самостоятельная работа учащихся.


I в. – стр.14

II в. - стр.15


7.Рефлексия.

Вам понравилась работа на уроке. Сейчас продолжается работа в группах.

На листочках, которые вам раздали, обратитесь к другим командам с советом прочитать произведение одного из писателей

8.Итог урока. Домашнее задание

Дома нарисуйте своё представление о стране детства.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!