Открытый урок по литературному чтению
Тема урока: « Обобщение по разделу «Страна Детства»
4 класс
Цели урока:
повторить и обобщить изученный материал;
развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
углублять знания детей об олицетворении, метафоре, сравнении,
формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.
Задачи урока:
учить работать с текстом,
находить средства художественной выразительности
Планируемые результаты:
—предметные:
знать книги из раздела «Страна детства»,
умение ориентироваться в содержании раздела,
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
—метапредметные:
формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,
оценивание своей работы на уроке,
—личностные:
осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову».
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала, применение знаний и умений.
Вид урока: урок – деловая игра.
Технологии урока:
информационно-коммуникационные технологии;
работа в парах, в группах;
здоровье-сберегающие.
Оборудование:
выставка книг писателей Б.С.Житкова,К.Г.Паустовского,М.М.Зощенко, ребусы.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
В той удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне,
И пять, и десять лет.
Все те, кто рос тогда со мной,
И набирал года,
Однажды с этою Страной,
Простились навсегда.
Задание:
Прочитайте способом «птичий базар», медленно, с ускорением, выразительно.
Жанр этого произведения? (стихотворение)
Докажите. (Дети называют рифмованные слова)
3.Самоопределение к деятельности.
— Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его во втором классе.)
«Мой секрет» С. Михалкова.
- О какой Стране идёт речь? (О Стране Детства)
- Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (Обобщение по разделу)
4.Работа по теме урока.
1.Как выглядят писатели? Найди лишний портрет.
Посмотрите на доску (на доске портреты писателей: М.М.Зощенко, Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, Э.Грига).
Найдите лишний портрет (дети показывают портрет Э.Грига).
Почему? (это портрет композитора)
Что объединяет эти все портреты? (это писатели, произведения входят в раздел «Страна детства»).
2.Как зовут писателя?
1).Поставьте их по порядку изучения. ( Б.С.Житков, К.Г.Паустовский, М.М.Зощенко).
2).Вспомните, как зовут писателей
Распределите правильно таблички с инициалами (на доске)
(Дети расставляют на магнитной доске карточки с именами под портретами писателей).
4.Узнать писателя. (карточки)
1 —Он родился в семье художника в Петербурге. После окончании гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов. (М.М.Зощенко)
2 —Он провёл детство в Одессе, очень любил море и мечтал о морской профессии. Он был героем стихотворения Маршака «Почта». Дружил в детстве с К.И.Чуковским. (Б.С.Житков)
3 —Он писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Моё состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и в первой незрелой прозе».
(К.Г.Паустовский)
3.Путаница Соедини стрелками:
Б.С.Житков «Ёлка»
М.М.Зощенко «Корзина с еловыми ветками»
К.Г.Паустовский «Как я ловил человечков»
На доске ученики распределяют иллюстрации к произведениям писателей.
5.Из какого произведения эти строки?
1. —Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.
(К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
Найдите в учебнике этот отрывок. Есть ли в этом отрывке литературные приёмы (олицетворения, эпитеты, сравнения). Найдите и прочитайте.
(Дети ищут в учебниках на данной странице примеры)
2.
—А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
(М.М.Зощенко «Ёлка»)
(Работа с учебником.)
3
—Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.
Ага! Так погодите же…
(Б.С.Житков «Как я ловил человечков»)
(Работа с учебником.)
6.Бюро находокОпределите, из какого произведения предмет:
Фарфоровая кукла, рояль, кораблик, паровозик, яблоко, хлопушка, корзина с шишками, чёрное платье, нож, хрустальная туфелька.
7.Произведения в загадках и ребусах
Отгадайте первую загадку – о ком идёт речь? —Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
(композитор, «Корзина с еловыми шишками»)
На доске портрет Грига.
У Эдварда Грига была маленькая дочка Александра. К сожалению, она умерла от болезни в детстве. Больше детей у Грига не было. Боль утраты он пронёс через всю жизнь и все свои чувства выражал в музыке.
5.Физминутка для глаз.
Дети рассматривают картинки под музыку Э.Грига «Утро».
6.Закрепление умений и навыков.
1.По иллюстрации узнайте произведение.
2.Ребусы (Ребята объединяются в небольшие группы и отгадывают ребусы)
Каждая команда разгадывает по 2 ребуса)
Проверка по слайдам на доске.
3.Каверзные вопросы:
1)Пословица недаром молвится. —Отгадайте, какое слово нужно заменить в пословицах и поговорках
Изменив всего лишь одно или два слова, верните
современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
Догадайтесь, к какому произведению оно является ключевым.
—Поздний онгложет кость.
Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонишь.
Незванный онхуже татарина.
(гость, «Ёлка», М.М.Зощенко)
—Не вся та она, что звучит.
Под хорошую её и змеи пляшут.
Фома её разумеет, а Ерёма плясать умеет.
(музыка, «Корзина с еловыми шишками», К.Г.Паустовский)
—Изменив всего лишь одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание
Скучен день до вечера, коли делать уроки.
(Скучен день до вечера, коли делать нечего).
Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.
(Не стыдно не знать, стыдно не учиться).
(Испокон века книга растит человека).
Самостоятельная работа учащихся.
I в. – стр.14
II в. - стр.15
7.Рефлексия.
Вам понравилась работа на уроке. Сейчас продолжается работа в группах.
На листочках, которые вам раздали, обратитесь к другим командам с советом прочитать произведение одного из писателей
8.Итог урока. Домашнее задание
Дома нарисуйте своё представление о стране детства.
8