7 класс
Тема: Стресс и стрессовые ситуации
Цели:
- организовать деятельность учащихся по изучению понятий стресса и стрессовых ситуаций и их влияния на человека;
-способствовать развитию умения строить доказательства; обобщать;
- формировать способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия .
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные:
научатся объяснять понятия стресса и стрессовых ситуаций
Личностные:
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об взаимосвязях человека с социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Базовые исследовательские действия:
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию;
Работа с информацией:
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию.
Коммуникативные УУД:
Общение:
публично представлять результаты решения учебной задачи,
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи.
Регулятивные УУД:
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
Самоконтроль (рефлексия):
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Вы узнаете ( мотивация)
Звучит музыка, на фоне которой учитель читает стихи:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мы мечемся и буйствуем –
Есть нашей жизни оправдание.
Пока не знаем мы заранее,
Что совершим,
Что сможем вынести,-
Есть нашей жизни оправдание …
До первой лжи иль первой хитрости.
Демонстрация слайдов с репродукциями картин И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и К.Флавицкого «Княжна Тараканова»
-Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на различное состояние персонажей этих картин, какие чувства они вызывают, что в них общего?
(в том и в другом случае мы увидели людей в состоянии стресса).
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Выясните , какова цель урока , по разделу §1 «Вы узнаете»
2. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
- Сформулируйте своё определение стресса, стрессовой ситуации
Работа с учебником
Сравните свои определения с определениями, данными в учебнике
Запишите определение этих понятий, стр. 7
-Приведите примеры стрессовых ситуаций.
-На какие две группы мы можем все их разделить?
(психологические и физические)
-Составьте кластер
Группы стрессов
Работа в парах. Решение ситуационной задачи «Три криминалиста»
Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и майор Пронин поспорили – кто из них быстрее и без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен проникнуть в неосвещённый королевский сад. В ожидании полуночи криминалисты занимались каждый своим делом: Холмс читал, Бонд смотрел телевизор, а Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чём-то задумался. В 24 часа грабитель проник в сад, криминалисты выбежали на улицу, и майор Пронин первый схватил его. Почему он был первым?
(его глаза быстрее адаптировались к ночной темноте, так как до этого он находился в тёмной комнате.)
-Адаптация – это приспособление. Приведите примеры физиологической адаптации, то есть как организм приспосабливается к изменениям окружающей среды?
(человек замерзнув, дрожит; в жару люди потеют; на свету зрачки глаз сужаются)
Работа в группах. Решение ситуационных задач
Выясните, что человек чувствует и что человек делает в следующих ситуациях:
1-я группа: перед экзаменом
2-я группа: после крупного выигрыша
3-я группа: после ссоры с другом
4-я группа: после сильного шума ночью в соседней квартире
5-я группа: твоя команда проиграла матч
Выполните это задание в виде таблицы
Вывод:
Существует и психологическая адаптация, стресс связан с любой деятельностью человека и часто происходит эффект суммирования стрессовых факторов.
3. Проверяем знания (первичное закрепление полученных знаний)
Фронтальный опрос
- Какие ситуации могут быть стрессовыми для вас? Перечислите их, распределив их по степени значимости.
- Согласны ли вы, что стресс бывает полезен? Если да , то в каких случаях?
4.Учимся безопасной жизни (практическая часть)
Работа в парах с источниками
Сгруппируйте приведённые в параграфе рекомендации
Как выйти из стресса | Как избежать стрессовой ситуации |
| |
Проводим исследование в группах
а)Проведите опрос одноклассников
Вопросы для опроса:
-Как на тебя влияет стресс?
-Как ты борешься со стрессом?
б)Обработайте результаты анкетирования:
Выделите часто встречающиеся реакции на стресс | Сформулируйте способы выхода из стресса |
| |
в)Разработайте памятку по противодействию стрессовой ситуации
5.Подведение итогов урока
Фронтальный опрос
-Какие меры, способные снизить количество стрессовых ситуаций для учащихся, вы могли бы предложить руководству школы?
-Что будет, если человек будет жить в среде, лишённой каких-либо стрессовых ситуаций?
6. Рефлексия Д/З § 1