СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Стресс на рабочем месте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последствием таких рисков являются производственный стресс, чувство беспокойства и тревоги, депрессия и другие нарушения психического здоровья.

         Согласно исследованиям проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные неурядицы. Стрессовые воздействия могут стать и причинами опасных ситуаций и несчастных случаев на производстве.

         Педагогические работники в наибольшей степени подвержены профессиональному стрессу, который может принести ущерб здоровью не только самому себе, но и нанести вред воспитанникам, а также поставить под угрозу качество и эффективность образовательного процесса.

Изучение особенностей профессиональной деятельности педагогов свидетельствует о том, что в качестве негативных факторов, кроме превышения норм рабочего времени имеют место такие, как высокое нервно-психическое напряжение, длительное вынужденное положение тела, интенсивная голосовая нагрузка, значительное напряжение органов зрения и другие факторы.

Особое внимание обращают на себя симптомы, характеризующие «эмоциональное выгорание», такие как головная боль (70,4%), раздражительность (56,3%), нарушение сна (50,5%), депрессивное состояние (48,1%), повышенное давление (47,3%).

     Образовательная организация, как рабочее место педагога должна быть безопасной, здоровой и благоприятной для работы. Важно, чтобы работодатель (руководитель организации) проводил консультации, советовался с представителями трудового коллектива или профсоюзной организации по вопросам, касающихся безопасности и здоровья работников, привлекал их к активному участию.

     Платформой для такого взаимодействия могли бы быть стать такие важные направления деятельности по охране труда и здоровья в образовательных организациях как:

- специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочих местах образовательных организаций.

- обязательные медицинские осмотры работников образования,

- внимание к оценке собственного здоровья

         Такой подход позволит обеспечить профилактику заболеваний и снизить до минимума тяжесть болезненных проявлений работников.

Что такое стресс, как управлять стрессом на рабочем месте, как минимизировать его воздействие, и  как создать благоприятные условия труда на рабочих местах – мы сегодня с вами и поговорим.

Что же такое стресс?

 Впервые данное явление исследовал и описал  канадский врач и биолог Ганс Селье, и дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Стресс – это реакция на скопившиеся заботы и проблемы, на бесконечный процесс с повседневными трудностями.

Есть и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: стресс – это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.

Стресс – неотъемлемая часть жизни людей в любой стране. Он влияет на внутреннее чувство комфорта, взаимоотношения человека с семьей, друзьями, коллегами и незнакомыми людьми, а также на способность выполнять свои обязанности дома, на работе и в обществе. Если стресс избыточен, он вызывает физические и психологические симптомы, а если длится долго, может привести к потере трудоспособности и различным заболеваниям. Стресс изменяет отношение людей к окружающей действительности и их поведение, влияет на жизнь всей организации. 

Признаки стресса:

тревога,

страх,

напряжение,

неуверенность,

растерянность,

подавленность,

беззащитность,

паника, бледность или краснота,

учащение пульса,

дрожь,

потливость,

сухость во рту,

затруднение дыхания,

расширение зрачков,

мышечная скованность,

трудности глотания,

желудочный спазм.

 

 

Что такое рабочий стресс?

«Рабочий стресс» возникает из-за причин, связанных с работой, - условиями труда, местом работы

Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда и другие подобные причины.

К факторам стресса относят:

 

  

Неопределенность. Неоп­ределенность - самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении задачи «А», ему подают «В». Как только он перестроится на задачу «В», говорят, что нужно все-таки «А». В такой ситуа­ции сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность конт­ролировать ситуацию провоцирует по­вышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состоя­ния с целью сохранения спокойствия.

Дискомфорт в общении. Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллеги подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и пуб­личным наказанием, когда жесткие требования руководства воспринимают­ся как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указаний подчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о дело­вой встрече.

 Физическое переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглоща­ют силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Одно дело - работать с понедельника по пятницу в установленное время, и совсем дру­гое - постоянно задерживаться после окончания рабочего дня да еще трудить­ся в выходные. Постоянное перенапря­жение провоцирует состояние хрониче­ской усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой ра­боты, сотрудник избегает активности и лишнего на­поминания о себе.

Стресс на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.

Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.

Еще одной причиной стресса может быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту обязанностей – например, при переходе на более высокую должность. Опасность представляет и необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым делом.

Помимо ситуации, вызывающей стресс, немаловажную роль играет отношение человека к данной ситуации. Для решения проблемы бывает достаточно устранить одну из этих составляющих. Поэтому если человеку не представляется никакой возможности избежать стрессовой ситуации, наилучшим вариантом будет изменить его отношения к проблеме.

     Руководитель организации может предотвратить психологическое расстройство сотрудника, повысить его работоспособность, используя необходимые знания психогигиены в управлении персоналом.

Основная цель управления как такового - создание необходимых условий для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных результатов.

Для руководителя важно, чтобы сотрудники были психологически устойчивы и не были подвержены стрессам, депрессии и психологическим расстройствам, иначе резко понизится работоспособность работника и это отразится на предприятии в целом. Вывод о том, что симптомы психологического расстройства чаще проявляются у женщин, чем у мужчин, подтверждаются результатами многих исследований.

 

Что такое стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость - адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение - все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей.

 

Тест «Оценка стрессоустойчивости».

Данный тест был разработан ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

 

Подвержены ли Вы стрессу?

 

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.

 - почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

8. Ваш вес соответствует Вашему росту.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

10. Вас поддерживает Ваша вера.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

 - почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

12. У Вас много друзей и знакомых.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

 - почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

14. Вы здоровы.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

 - почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

 - почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.

 - почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

 - почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

 

20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно,- у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

5) обеспечение достаточной продолжительности сна и др.

 

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне.

Для сотрудников наглядным приме­ром может стать поведение их руководителя.

Нередко человек автоматически, непроизвольно использует способы снижения стресса, которые можно назвать "житейскими".

1. Еда, выпивка или курение.

Пример: люди, переедающие, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками или курящие больше обычного, будучи в состоянии стресса.

2. Плач, смех или ругань.

Пример: люди, находящие временное облегчение в плаче, любящие пошутить перед экзаменом или начинающие ругаться, сделав ошибку.

3. Прикосновения или сексуальная активность.

Пример: люди, начинающие прижиматься или обниматься с другими в тяжелую минуту, или те, кто ищет облегчение от депрессии в увеличении сексуальной активности.

4. Снятие напряжения в работе или игре.

Пример: люди, снимающие стресс интенсивными физическими упражнениями, спортом или какими-либо видами отдыха.

5. Проговаривание и обдумывание переживаний.

Пример: люди, снимающие напряжение путем обсуждения своих проблем с сочувствующими слушателями, или люди, предпочитающие обдумывать их в одиночестве.

Способы борьбы со стрессом:  – для самостоятельного чтения

И в заключение, хотелось бы представить несколько действенных и простых способов «народного» лечения стресса на рабочем месте:

1. В первую очередь — движение. Цель — активизация кровообращения, поэтому можно погулять по помещению, прошагать в приличном темпе несколько лестничных маршей вверх-вниз, на короткое время выйти на свежий воздух. Если есть надежда (увы, не всегда это так), что окружающие поймут правильно, — поприседать, поотжиматься от стены, помахать руками.

2. Поболтать пять-десять минут с коллегой не о делах, чтобы переключить мыслительный процесс. Для этой цели лучше выбрать коллегу, который

а) в данный момент относительно свободен;

 б) с которым не имеется нерешенных острых рабочих вопросов — иначе вариант «поболтать» быстро перетечет в деловую разборку.

3. Используя принцип «Руки работают, голова отдыхает», выполнить любую несложную механическую работу: очинить карандаш, навести порядок на столе (но не в ящике стола — это, как правило, надолго), полить цветы на подоконнике, пойти помыть свою кружку и т. п.

Комплекс упражнений для снятия стресса:

1).  Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, на котором сидите, напрягитесь и потянитесь вверх. Досчитайте до шести, опустите руки вдоль туловища и расслабьтесь.

2).  Отведите руки за голову и сильно надавите на шею у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению.

3).  Помассируйте пальцы рук - от основания до кончиков. Мужчины сначала массируют левую руку, а женщины начинают с правой руки.

4). Медленно вдохните (мысленно сосчитав до шести), задержите дыхание на две секунды, медленно выдохните (сосчитав до двенадцати).

 

Итак, обобщая сказанное, отметим, что есть четыре метода, позволяющие противостоять как производственному, так и любому повседневному стрессу:

- укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и др.;

- изменение ситуации, т.е. устранение того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;

- изменение отношения к ситуации;

- уметь расслабляться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.

Просмотр содержимого документа
«"Стресс на рабочем месте"»




Международная организация здоровья причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в нынешнем веке. Все больше работников подвергаются воздействию психосоциальных рисков, возникающих в организации труда и в трудовых отношениях из-за усиления напряженности современной трудовой жизни. Последствием таких рисков являются производственный стресс, чувство беспокойства и тревоги, депрессия и другие нарушения психического здоровья.

Согласно исследованиям проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные неурядицы. Стрессовые воздействия могут стать и причинами опасных ситуаций и несчастных случаев на производстве.

Педагогические работники в наибольшей степени подвержены профессиональному стрессу, который может принести ущерб здоровью не только самому себе, но и нанести вред воспитанникам, а также поставить под угрозу качество и эффективность образовательного процесса.

Изучение особенностей профессиональной деятельности педагогов свидетельствует о том, что в качестве негативных факторов, кроме превышения норм рабочего времени имеют место такие, как высокое нервно-психическое напряжение, длительное вынужденное положение тела, интенсивная голосовая нагрузка, значительное напряжение органов зрения и другие факторы.

Особое внимание обращают на себя симптомы, характеризующие «эмоциональное выгорание», такие как головная боль (70,4%), раздражительность (56,3%), нарушение сна (50,5%), депрессивное состояние (48,1%), повышенное давление (47,3%).

Образовательная организация, как рабочее место педагога должна быть безопасной, здоровой и благоприятной для работы. Важно, чтобы работодатель (руководитель организации) проводил консультации, советовался с представителями трудового коллектива или профсоюзной организации по вопросам, касающихся безопасности и здоровья работников, привлекал их к активному участию.

Платформой для такого взаимодействия могли бы быть стать такие важные направления деятельности по охране труда и здоровья в образовательных организациях как:

- специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочих местах образовательных организаций.

- обязательные медицинские осмотры работников образования,

- внимание к оценке собственного здоровья

Такой подход позволит обеспечить профилактику заболеваний и снизить до минимума тяжесть болезненных проявлений работников.

Что такое стресс, как управлять стрессом на рабочем месте, как минимизировать его воздействие, и как создать благоприятные условия труда на рабочих местах – мы сегодня с вами и поговорим.

Что же такое стресс?

Впервые данное явление исследовал и описал канадский врач и биолог Ганс Селье, и дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Стресс – это реакция на скопившиеся заботы и проблемы, на бесконечный процесс с повседневными трудностями.

Есть и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: стресс – это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.

Стресс – неотъемлемая часть жизни людей в любой стране. Он влияет на внутреннее чувство комфорта, взаимоотношения человека с семьей, друзьями, коллегами и незнакомыми людьми, а также на способность выполнять свои обязанности дома, на работе и в обществе. Если стресс избыточен, он вызывает физические и психологические симптомы, а если длится долго, может привести к потере трудоспособности и различным заболеваниям. Стресс изменяет отношение людей к окружающей действительности и их поведение, влияет на жизнь всей организации. 

Признаки стресса:

тревога,

страх,

напряжение,

неуверенность,

растерянность,

подавленность,

беззащитность,

паника, бледность или краснота,

учащение пульса,

дрожь,

потливость,

сухость во рту,

затруднение дыхания,

расширение зрачков,

мышечная скованность,

трудности глотания,

желудочный спазм.





Что такое рабочий стресс?

«Рабочий стресс» возникает из-за причин, связанных с работой, - условиями труда, местом работы

Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда и другие подобные причины.

К факторам стресса относят:



Неопределенность. Неоп­ределенность - самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении задачи «А», ему подают «В». Как только он перестроится на задачу «В», говорят, что нужно все-таки «А». В такой ситуа­ции сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность конт­ролировать ситуацию провоцирует по­вышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состоя­ния с целью сохранения спокойствия.

Дискомфорт в общении. Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллеги подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и пуб­личным наказанием, когда жесткие требования руководства воспринимают­ся как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указаний подчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о дело­вой встрече.

 Физическое переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглоща­ют силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Одно дело - работать с понедельника по пятницу в установленное время, и совсем дру­гое - постоянно задерживаться после окончания рабочего дня да еще трудить­ся в выходные. Постоянное перенапря­жение провоцирует состояние хрониче­ской усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой ра­боты, сотрудник избегает активности и лишнего на­поминания о себе.

Стресс на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.

Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.

Еще одной причиной стресса может быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту обязанностей – например, при переходе на более высокую должность. Опасность представляет и необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым делом.

Помимо ситуации, вызывающей стресс, немаловажную роль играет отношение человека к данной ситуации. Для решения проблемы бывает достаточно устранить одну из этих составляющих. Поэтому если человеку не представляется никакой возможности избежать стрессовой ситуации, наилучшим вариантом будет изменить его отношения к проблеме.

Руководитель организации может предотвратить психологическое расстройство сотрудника, повысить его работоспособность, используя необходимые знания психогигиены в управлении персоналом.

Основная цель управления как такового - создание необходимых условий для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных результатов.

Для руководителя важно, чтобы сотрудники были психологически устойчивы и не были подвержены стрессам, депрессии и психологическим расстройствам, иначе резко понизится работоспособность работника и это отразится на предприятии в целом. Вывод о том, что симптомы психологического расстройства чаще проявляются у женщин, чем у мужчин, подтверждаются результатами многих исследований.



Что такое стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость - адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение - все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей.



Тест «Оценка стрессоустойчивости».

Данный тест был разработан ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.


Подвержены ли Вы стрессу?


1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


8. Ваш вес соответствует Вашему росту.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


10. Вас поддерживает Ваша вера.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


12. У Вас много друзей и знакомых.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


14. Вы здоровы.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.


20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

- почти всегда - 1;

- часто - 2;

- иногда - 3;

- почти никогда- 4;

- никогда - 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно,- у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

5) обеспечение достаточной продолжительности сна и др.


В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне.

Для сотрудников наглядным приме­ром может стать поведение их руководителя.

Нередко человек автоматически, непроизвольно использует способы снижения стресса, которые можно назвать "житейскими".

1. Еда, выпивка или курение.

Пример: люди, переедающие, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками или курящие больше обычного, будучи в состоянии стресса.

2. Плач, смех или ругань.

Пример: люди, находящие временное облегчение в плаче, любящие пошутить перед экзаменом или начинающие ругаться, сделав ошибку.

3. Прикосновения или сексуальная активность.

Пример: люди, начинающие прижиматься или обниматься с другими в тяжелую минуту, или те, кто ищет облегчение от депрессии в увеличении сексуальной активности.

4. Снятие напряжения в работе или игре.

Пример: люди, снимающие стресс интенсивными физическими упражнениями, спортом или какими-либо видами отдыха.

5. Проговаривание и обдумывание переживаний.

Пример: люди, снимающие напряжение путем обсуждения своих проблем с сочувствующими слушателями, или люди, предпочитающие обдумывать их в одиночестве.

Способы борьбы со стрессом: – для самостоятельного чтения

И в заключение, хотелось бы представить несколько действенных и простых способов «народного» лечения стресса на рабочем месте:

1. В первую очередь — движение. Цель — активизация кровообращения, поэтому можно погулять по помещению, прошагать в приличном темпе несколько лестничных маршей вверх-вниз, на короткое время выйти на свежий воздух. Если есть надежда (увы, не всегда это так), что окружающие поймут правильно, — поприседать, поотжиматься от стены, помахать руками.

2. Поболтать пять-десять минут с коллегой не о делах, чтобы переключить мыслительный процесс. Для этой цели лучше выбрать коллегу, который

а) в данный момент относительно свободен;

б) с которым не имеется нерешенных острых рабочих вопросов — иначе вариант «поболтать» быстро перетечет в деловую разборку.

3. Используя принцип «Руки работают, голова отдыхает», выполнить любую несложную механическую работу: очинить карандаш, навести порядок на столе (но не в ящике стола — это, как правило, надолго), полить цветы на подоконнике, пойти помыть свою кружку и т. п.

Комплекс упражнений для снятия стресса:

1). Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, на котором сидите, напрягитесь и потянитесь вверх. Досчитайте до шести, опустите руки вдоль туловища и расслабьтесь.

2). Отведите руки за голову и сильно надавите на шею у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению.

3). Помассируйте пальцы рук - от основания до кончиков. Мужчины сначала массируют левую руку, а женщины начинают с правой руки.

4). Медленно вдохните (мысленно сосчитав до шести), задержите дыхание на две секунды, медленно выдохните (сосчитав до двенадцати).


Итак, обобщая сказанное, отметим, что есть четыре метода, позволяющие противостоять как производственному, так и любому повседневному стрессу:

- укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и др.;

- изменение ситуации, т.е. устранение того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;

- изменение отношения к ситуации;

- уметь расслабляться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.













МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 352 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ

«Стресс на рабочем месте»





Дата проведения: 24.04.2017

Ответственный: Пономарева Е.С., пр. психолог


















МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 352 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ

«Стресс на рабочем месте»

Дата проведения: 24.04.2017

Ответственный: Пономарева Е.С., пр. психолог


ЛИСТ РЕГЕСТРАЦИИ


п/п

Ф.И.О.

Роспись

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!