СТРОЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ХРАМА НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА КРАСНОМ ПОЛЕ
Церковь Симеона
В Зверином монастыре
Спаса на Ильине улице
1374 г.
Церковь Федора
Стратилата на Ручью
1360 – 1361 гг.
Крестово-купольный тип храма.
Фасад
ПРЯСЛО
АПСИДА
КОНХА
ПОРТАЛ
ЛОПАТКА
ЗАКОМАРА
БАРАБАН
Строение древнерусского храма
Церковь Рождества Христова на Красном поле в Великом Новгороде
ГЛАВА
Архитектурные детали
Архитектурные детали
Архитектурные детали
Фото 1914 года из фондов Российского этнографического музея
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Информация к презентации:
В середине XIII века на Русь обрушилось катастрофическое ордынское нашествие. Все основные культурные центры страны были разгромлены, местные школы зодчества распались и больше не возродились, каменное строительство прекратилось. Единственными уцелевшими островками Древней Руси оказались Новгородская и Псковская земли. В них, после некоторого перерыва, продолжили развиваться традиции древнерусской архитектуры, но с присущими этим землям специфическими особенностями.
Традиционно зодчество Новгорода и Пскова объединяют в одну архитектурную школу. На мой взгляд, это неверно, их сближает только общий тип посадского храма и одновременность существования на соседних территориях. В то же время, различий в архитектуре Новгорода и Пскова значительно больше. Они отличаются объёмно-пространственной композицией, фасадным декором, имеют разные типы завершений и покрытий, применяют разные материалы для строительства. И сегодня мы будем говорить об архитектуре Великого Новгорода.
Что мы помним о Новгородских храмах?
Основные характеристики:
строились по крестово-купольной системе, которая пришла к нам из Византии.
Храмам присуща монументальность и нерасчленённость основного объёма. Приделы не пристраиваются к храму, а располагаются внутри в угловых. Четырёхстолпный, с ярко выраженной центричностью основного объёма.
Про крестово-купольную систему: см. слайды
Про части храма: см. слайды и схему
Вперыве церковь на этом месте была построена раньше. Первым в качестве основателя храма упомянут великий князь Дмитрий Донской. в 1386 году строения возникшего при храме монастыря были сожжены новгородцами в числе других пригородных обителей при подходе к городу. Это не помешало дальнейшему существованию Рождественского монастыря,. Известно, что помимо Рождественского храма в монастыре была трапезная с церковью, сгоревшая в 1547 году вскоре после освящения. В связи с тем же бедствием упомянута и колокольня с упавшими при пожаре колоколами. После Смутного времени в переписи новгородских храмов 1615 года упомянут только Рождественский храм с деревянной трапезной и приделом. 1764 году. Рождественский храм стал приходским, В XVIII веке на кладбище были погребены казненные здесь князья Долгоруковы. С южной стороны от храма похоронена Любовь Петровна Рахманинова (1849—1929) — мать композитора С. В. Рахманинова
Кладка стен из плетняка, ракушечника или известняка в комбинации с брусковым кирпичом. Из кирпича выполнялись арочные перемычки, световые барабаны, лопатки и декоративные элементы. На фасадах делалась затирка швов цемянкой или известково-песчаным раствором. Внешняя поверхность стен не штукатурилась.
Сейчас некоторые новгородские церкви кажутся приземистыми, но не надо забывать, что Новгород являлся одним из крупнейших европейских городов. Глубина культурного слоя в нём составляет несколько метров. Из-за этого церкви как бы вросли в землю. При реставрации стараются открыть или хотя бы обозначить реальный уровень земли, на котором возводились новгородские храмы.
Архитектура храма Церковь Рождества представляет собой пример небольшого по размеру и скромного по отделке монастырского строения. Это крестово-купольный храм, имеющий характерные формы новгородского зодчества XIV века. План здания прямоугольный, вытянутый с запада на восток. С западной стороны примыкает притвор 1829 года, с востока одна алтарная апсида. Именно на востоке взошла Вифлеемская звезда и произошло вознесение Спасителя.
Фасады первоначально были завершены трехлопастными арками, кровля прямая восьмискатная прямой восьмискатной. Барабан купола имеет четыре щелевидных окна. Верхняя его часть украшена полукруглыми нишами и декоративным фризом из зигзагообразно положенных кирпичей — бегунцом.
Плоскости фасадов разделены лопатками на три прясла. Исключение представляет восточный фасад не имеющий лопаток. У храма два портала: западный перспективный и южный, имеющий полукруглое завершение. Порталы украшены поребриком. Окна на фасадах расположены в два ряда. Они углублены в ниши с полукруглым завершением. Лишь верхнее окно южного фасада имеет стрельчатую нишу, а окно над западным входом в храм украшено бровкой. Там же в верхней части западного фасада расположены три ниши — центральная полукруглая и две круглые. В них сохранились остатки росписи. В настоящее время западный фасад храма располагается в интерьере притвора.. Наружные поверхности стен оставлены неоштукатуренными. Кладка из местных камней ракушечника и плитняка с использованием кирпича покрыта лишь тонким слоем розоватой известняковой обмазки. Внутри церковь слабо освещена.. Подпружные арки, несущие своды и купол, опираются на четыре столба. При этом западные столбы имеют внизу скругленную форму. Выше к ним примыкает деревянный настил хор. В их юго-западной части в замкнутой каморе был устроен придел.
Особенностью Рождественского храма является его нарочито небрежные формы: отсутствие симметрии, кривизна линий и углов, указывающие на не столь высокое качество строительства. В этом маленький монастырский храм уступает более большим и богатым городским постройкам своего времени — церквям Спаса на Ильине, Феодора Стратилата на Ручью и др.
Главной ценностью его является прекрасная настенная живопись.
Резюмируем. Какие основные характеристики присущи новгородскому посадскому храму.
Четырёхстолпный, с ярко выраженной центричностью основного объёма. Внутренние столпы квадратной формы, могут быть скруглёнными в нижней части. У западной стены устраивались полати (хоры). На них располагались приделы и помещения хранилищ. Имеет одну главу, барабан с четырьмя окнами или комбинацией из четырёх окон и четырёх ниш.
На восточном фасаде выступает одна полукруглая апсида.
С западной стороны к основному объёму примыкает невысокий притвор с полукруглым завершением.
Стены разделяются плоскими лопатками на три прясла. В ранних памятниках лопатки могут быть только на углах или совсем отсутствовать. В верхней части лопатки стягиваются двухуступчатой многолопастной ползучей аркой.
Окна в уступчатых нишах полукруглой или стрельчатой формы. Часто размещаются в два яруса.
Фасады имеют трёхлопастное завершение, однако оно не обязательно повторяет конструкцию сводов.
Декоративное убранство скромное и лаконичное, в основном размещается в центральном прясле. Состоит из разнообразных плоских ниш, валиков и зубчатых бровок разной формы. Порталы уступчатые, иногда имеют стрельчатую форму. На фасадах асимметрично расположены рельефные голгофские кресты.
Барабан украшен аркатурным поясом, в дополнительно имеет пояски из "поребрика" и "бегунца".