3. Изучение новой темы 15 мин. | 1. Общая характеристика бактерий. Постановка проблемного вопроса: «Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов?». Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами: Какая наука их изучает? Кто такие бактерии? Учащиеся анализируют текст ЭОР «Общая характеристика бактерий» и дают определение бактериям и науке, изучающей бактерии. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? Перед вами черный ящик, отгадайте, что в нем находится по подсказкам Это самые древние жители нашей планеты Они имеют простое строение. Могут жить в сложнейших условиях Некоторые вызывают болезни человека, животных, растений. 2. Строение бактериальной клетки. Бактерия в переводе с греческого языка означает палочка. Бактерии – это древние организмы нашей планеты. Возникли 3,8 млрд лет назад. Бактерии – простые одноклеточные организмы. Рассмотрите рисунок на слайде. Учитель предлагает, проанализировать текст учебника на с.53 и рисунок 29 «Строение клетки бактерии». Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей. Работа по группам 1 группа Назовите и покажите части бактериальной клетки?Какая часть отвечает за движение бактерии? (ворсинки и жгутик)Какую функцию выполняет капсула? (защита от неблагоприятных условий)Сделайте вывод (клетка бактерий имеет простое строение) Работа 2 группы Чем бактериальная клетка отличается от растительной?(у бактериальной клетки имеется капсула, а у растительной ее нет, а также клетка бактерий не имеет вакуолей и ядра. Бактериальная клетка проста в строении) Работа 3 группы Сравните строение бактериальной клетки и животной. Какая клетка имеет более простое строение и почему? (Клетка бактерий имеет простое строение по сравнению с животной, потому , что у нее нет ядра) Кто такие эукариоты? (Эукариоты – организмы в клетках которых нет ядра) Приведите примеры эукариотов (человек, животные, растения, грибы) Запишите определения в тетради. 3. Процессы жизнедеятельности бактерий. Кто такие автотрофы? (бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических. У них есть хлорофилл). Какие вещества и условия необходимы бактериям для образования органических веществ? (вода, углекислый газ и свет) Как называется процесс образования органических веществ? (фотосинтез) Приведите примеры (цианобактерии) Как называются бактерии, потребляющие готовые органические вещества? (гетеротрофы)Примеры бактерий гетеротрофов (бактерии гниения) Запишите определения в тетради Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?» и предлагает просмотреть анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf Давайте поиграем в игру «Верю – не верю» Ответь на вопросы. Ответы занесите в таблицу (таблица) Время 1 минута. 1.Бактерии – это многоклеточные организмы 2.Бактерии обнаружены в льдах Антарктиды 3.В клетке бактерий имеется ядро 4.Все бактерии питаются готовыми органическими веществами 5.Размножаются бактерии путем деления клетки | Работают в парах и обсуждают ЭОР «Общая характеристика бактерий» под руководством учителя записывают определения в тетради. Затем учащиеся анализируют ЭОР «Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm И http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg Заполняют в тетради схему «Формы бактерий». После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.53 о распространении и приспособленности бактерий к жизни в разныхусловиях. Зарисовывают рисунок бактерии в тетради и подписывают её части. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html Анализируют текст учебника с. 53-54 о типах питания бактерий, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm Далее учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий», в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут. Находят сведения о том что могут образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются. | Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий. Изучают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности. | 1. Корректируют свои знания. 2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных признаков, сравнение, ,обобщение; 3. Участие в совместной деятельности.ведут диалог. | Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
5. Закрепление изученного материала 5- 10 мин. | Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/ и задания в виде схемы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Работают в парах и выполняют интерактивные тестовые задания и задание | Обобщают и структурируют полученные знания. | 1.Оценивют результаты своей работы. 2.Моделируют и формулируют ответы. 3.Осуществляют взаимооценку. | Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности. |
6. Итоги урока. Рефлексия 3мин | Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки. Мишень комментируется учителем. | Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия. | | 1.Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Самооценка. |