СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и жизнедеятельность бактерий

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений о бактериях как об особом Царстве, об их строении, жизнедеятельности,   разнообразии.

Задачи

Образовательные:  актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.

Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Строение и жизнедеятельность бактерий»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»

ФИО

Богославцева Ирина Ильинична

Место работы

МБОУ СОШ села Троицкого

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

5

Тема /Раздел и номер урока

в теме/ Разделе

Раздел 2 «Царство Бактерии. Царство Грибы», урок № 1

Учебник

соответствует ФГОС

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс,

В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.











Цель урока: формирование представлений о бактериях как об особом Царстве, об их строении, жизнедеятельности, разнообразии.

Задачи

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.

Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД:

- сформировать умение слушать и понимать речь других людей

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познавательные УУД:

- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений



Планируемые результаты

Предметные:

знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, -отличия бактерии от других живых организмов

уметь:

- рассказывать о строении бактерий; объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни; объяснять смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Личностные:

- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы;

- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;работают с информацией и преобразуют её; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Основные понятия: бактерии, сапротрофы, паразиты, спора, цианобактерии.

Ресурсы:

основные: компьютер ,мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради.

дополнительные: ЭОР (ЦОР): рисунок «Разнообразие форм бактерий», рисунок «Строение бактерии», таблица «Типы питания бактерий», анимация «Размножение бактерий», анимация «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям», «Формы бактериальных клеток», интерактивные задания в виде тестов и схем.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый;

Дополнительные:

дедуктивные - анализ, применение знаний, обобщение.

практические -составление схем, поиск информации);

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Технология: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология разноуровневого обучения

Технологическая карта урока

«Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»


Этапы урока,

время (мин)


Основное содержание деятельности

учителя

Виды деятельности ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

результаты

УУД:

1.Регулятивные

2.Познавательные

3.Коммуникативные

Личностные

результаты

1

2

3

4

5

6

1.Организаци

-онный

момент-

2 мин.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.


1. Самоконтроль учебной деятель­ности


2.Актуализа

-ция знаний


5 мин.

Вспомните:

1)Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?


2)У каких организмов тело не состоит из клеток?

3)На какие царства организмов делят живой мир?

Отвечает на поставленные вопросы.

Обобщают полученные ранее о процессах жизнедеятельности, о признаках живого знания о клетке,

1. Исправляют и оценивают свои знания одноклассников.

2. Анализируют полученные знания.

3. Высказывают свою точку зрения.

Осмысливают тему урока.

3. Изучение

новой темы




15 мин.

1. Общая характеристика бактерий.

Постановка проблемного вопроса: «Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов?».

Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами:

Какая наука их изучает?

Кто такие бактерии?



Учащиеся анализируют текст ЭОР «Общая характеристика бактерий» и дают определение бактериям и науке, изучающей бактерии.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html

Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии?

Перед вами черный ящик, отгадайте, что в нем находится по подсказкам


Это самые древние жители нашей планеты

Они имеют простое строение.

Могут жить в сложнейших условиях Некоторые вызывают болезни человека, животных, растений.

2. Строение бактериальной клетки. Бактерия в переводе с греческого языка означает палочка. Бактерии – это древние организмы нашей планеты. Возникли 3,8 млрд лет назад. Бактерии – простые одноклеточные организмы. Рассмотрите рисунок на слайде. Учитель предлагает, проанализировать текст учебника на с.53 и рисунок 29 «Строение клетки бактерии».

Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей.

Работа по группам

1 группа

Назовите и покажите части бактериальной клетки?Какая часть отвечает за движение бактерии? (ворсинки и жгутик)Какую функцию выполняет капсула? (защита от неблагоприятных условий)Сделайте вывод (клетка бактерий имеет простое строение)

Работа 2 группы

Чем бактериальная клетка отличается от растительной?(у бактериальной клетки имеется капсула, а у растительной ее нет, а также клетка бактерий не имеет вакуолей и ядра. Бактериальная клетка проста в строении)

Работа 3 группы

Сравните строение бактериальной клетки и животной. Какая клетка имеет более простое строение и почему?

(Клетка бактерий имеет простое строение по сравнению с животной, потому , что у нее нет ядра)


Кто такие эукариоты? (Эукариоты – организмы в клетках которых нет ядра)

Приведите примеры эукариотов (человек, животные, растения, грибы)

Запишите определения в тетради.


3. Процессы жизнедеятельности бактерий.


Кто такие автотрофы? (бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических. У них есть хлорофилл).

Какие вещества и условия необходимы бактериям для образования органических веществ? (вода, углекислый газ и свет)

Как называется процесс образования органических веществ? (фотосинтез)

Приведите примеры (цианобактерии)

Как называются бактерии, потребляющие готовые органические вещества? (гетеротрофы)Примеры бактерий гетеротрофов (бактерии гниения)

Запишите определения в тетради






















Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?» и предлагает просмотреть анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

Давайте поиграем в игру «Верю – не верю» Ответь на вопросы. Ответы занесите в таблицу (таблица) Время 1 минута.

1.Бактерии – это многоклеточные организмы

2.Бактерии обнаружены в льдах Антарктиды

3.В клетке бактерий имеется ядро

4.Все бактерии питаются готовыми органическими веществами

5.Размножаются бактерии путем деления клетки






Работают в парах и обсуждают ЭОР «Общая характеристика бактерий» под руководством учителя записывают определения в тетради.







Затем учащиеся анализируют ЭОР «Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

И

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg


Заполняют в тетради схему «Формы бактерий». После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.53 о распространении и приспособленности бактерий к жизни в разныхусловиях.



Зарисовывают рисунок бактерии в тетради и подписывают её части.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html












Анализируют текст учебника с. 53-54 о типах питания бактерий, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf

Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

Далее учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий», в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm


Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

Находят сведения о том что могут образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.


Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий.


Изучают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности.



1. Корректируют свои знания.


2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

Информационный поиск;

Анализ с выявле­нием существен­ных призна­ков, сравнение, ,обобщение;

3.

Участие в сов­местной деятель­ности.ведут диалог.


Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.


4. Физкульт-минутка


5 мин


учитель показывает упражнения физкультминутки:

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Повторение упражнений.


1. Учатся переключаться

на другой вид

деятельности

Здоровьёсбережение

5.

Закрепление изученного материала


5- 10 мин.

Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/

и задания в виде схемы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf

Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.

Работают в парах и выполняют интерактивные тестовые задания и задание

Обобщают и структурируют полученные знания.

1.Оценивют результаты своей работы.

2.Моделируют и формулируют

ответы.

3.Осуществляют взаимооценку.

Осознают

важность

данной темы.

Самооценка результатов деятельности.

6. Итоги урока.

Рефлексия


3мин


Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки.

Мишень комментируется учителем.



Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия.


1.Прогнозируют

результаты уровня

усвоения изучаемого

материала.


Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Самооценка.

7.

Домашнее задание

2 мин.

Комментирует домашнее задание

Д/з параграф 9, создайте модели форм тела бактерии из пластилина.

Урок окончен, счастливого вам дня!



Осмысливают объём задания.




ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Общая характеристика бактерий»

Фотография бактериальных клеток и текст

Обсуждение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html

2

Разнообразие форм бактерий

Иллюстрация

Анализируют


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg

3

«Питание бактерий»

Иллюстрация

Обсуждают

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf

4

«Типы питания бактерий»

Таблица

Анализируют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm


5

Размножение

Анимация


Обсуждают, анализируют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

6

Спорообразование

Анимация

Обсуждают, анализируют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

7

«Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям».

Анимация

Обсуждают, анализируют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

8

Тест 5 вопросов

Тест

Задание в режиме теста

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/


9

Составление схемы строения бактериальной клетки

Задание - схема

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf


Литература

  1. В.В.Пасечник . Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141

  2. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.

  3. Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!