Тема урока. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить сравнивать произведения литературы и живописи; прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.
Слово учителя
Вереницей идут года,
И не видно черты их конечной.
Лермонтов ...
Он с нами навсегда,
В строй живых записан он навечно!
Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел,
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ ...
В книгах -
трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он - живой,-
не памятником в сквере
Вновь и вновь
рождается для нас!
ПавелАлдахин
Учитель
О творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Портрет Лермонтова
В этом году исполнилось 208 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».
Тема урока
- Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. А в конце урока мы поделимся своими впечатлениями.
- Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, и сердце.
.
Страницы жизни М.Ю.Лермонтова
Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против воли Е.А. Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных разногласий. После ранней смерти матери (в 1817 г. в возрасте 21 года) ребенка взяла к себе бабушка, Е.А. Арсеньева.Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.
Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.
Синие горы Кавказа, приветствую вас.
Вы взлелеяли детство моё;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
И я с той поры всё мечтаю о вас, да о небе…
В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.
Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.
Одно из них «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»
Подготовка к восприятию стихотворения
В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М.И.Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.
Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе.
Первичное восприятие текста Учитель читает стихотворение
Беседа - Какие чувства вызывает у вас это произведение?
- В каких словах слышится любовь поэта к своему городу?
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и понаблюдайте, в каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве. (Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный)
- Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан).
- Кремль поэт сравнивает со столетним великаном. «Столетний великан» - это метафора.
Прочитайте определение слова метафора.
Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
- Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином? (Наполеона, занявшего Кремль)
- Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть)
- Как вы понимаете эти слова?
- Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!)
Подготовка к выразительному чтению
- Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к Родине. Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной)
- Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете – грустный, торжественный или радостный. Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки, пользуйтесь карточками «Знаки-помощники». Работа в парах.
Проверка выразительного чтения
Физминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт,
Побежим скорее в море,
Окунёмся, поплывём.
Заигрались мы чего-то,
Надо на урок бежать.
- Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
Подготовка к восприятию стихотворения
- Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (Синее море, корабли, парусники)
-Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море.
Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
- Какое море в тихую погоду, в бурю?
Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».
(учитель читает стихотворение «Парус»)
Работа с текстом стихотворения «Парус»
- Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы..
Анализ текста.
- Какими словами рисует Лермонтов море? (голубое, лазурь, луч солнца)
- А какого цвета парус? (белый)
- Белый, лазурный, голубой, золотой.
-Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)
- Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти.)
Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? (безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)
Одинокий парус между небом и землёй.
- Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления)
- Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике.
Сколько раз употребляется слово парус? (один)
Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
-Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете?
- Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и отважных людей.)
1строфа.
- Что видим? (море, небо, паруса, затишье)
- Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!
- Как надо читать1 строфу? (спокойно)
- А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
2 строфа.
- Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
- Как читаем? (взволнованно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
- А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
- А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)
-Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.
3 строфа.
- Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
- Как читаем? (светло, торжественно)
- А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника)
В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?
Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.
Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.)
- На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, мужественного человека, гордится им.)
А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.
Выразительное чтение стихотворения «Парус»
Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами.
Заключительное слово учителя
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.
Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают « души прекрасные порывы».
Итог урока.
Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.
Рефлексия На доске незаконченный морской пейзаж. Добавьте, пожалуйста, солнышко, если считаете, что урок был полезным и интересным,лодочку – если понравилось, но не всё, тучку - если скучным и неинтересным
Выполнить задания: Домашнее задание.
1. Выразительно читать стихотворение М.Ю. Лермонтова « Парус» .
2.Нарисовать рисунок к стихотворению.