СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и значение нервной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

усвоить строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. 

Просмотр содержимого документа
«Строение и значение нервной системы»

Урок 14
строение и значение нервной системы

Цели: усвоить строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблицы: схема строения нервной системы; «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Биологический диктант.

Учащиеся должны дать определение следующим понятиям:

I вариант: II вариант:

рудименты; атавизм;

раса; расизм;

ткань; орган;

железы внутренней гормоны.

секреции.

1) Рудименты – органы человека, со временем утратившие свое значение, хотя и сохранившиеся полностью или частично.

2) Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

3) Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также обычаями и традициями.

4) Расизм – антинаучная теория, утверждающая существование высших и низших рас, оправдывающая господство одних народов над другими.

5) Ткань – группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.

6) Орган – часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая определенную форму и строение и выполняющая определенную функцию.

7) Железы внутренней секреции – железы, выделяющие свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

8) Гормоны – это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на с. 54–59.

2. Беседа по прочитанному материалу.

– Каково значение нервной системы?

(Осуществляет согласованную работу всех частей организма; обеспечивает связь организма с внешней средой; составляет материальную основу психической деятельности человека (мышления, речи, сложных форм социального поведения.)

(Учащиеся делают запись в тетрадь.)

– Как можно подразделить нервную систему по топографическому признаку?

(По топографическому признаку нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Центральная нервная система = головной мозг + спиной мозг. Периферическая нервная система = нервы + нервные узлы + нервные окончания.)

– Как подразделяется нервная система по функциональному признаку?

(По функциональному признаку нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).)

– Дайте характеристику соматической и вегетативной нервной системы.

(Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи, скелетных мышц и стимулирует сердечную деятельность. Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы.)

Как результат изучения данной части нового материала учитель предлагает выполнить в тетради схему.

Схема 1

Схема 2

– Какой тканью образована нервная система?

(Основной тканью нервной системы является нервная ткань.)

– Как устроена нервная ткань?

(Нервная ткань состоит из основных нервных клеток – нейронов и вспомогательных клеток – нейроглии.)

– Расскажите о строении нейрона.

(Нейрон = тело + отростки. Отростки бывают двух типов: аксон – длинный, слабоветвящийся, покрытый белой миелиновой оболочкой, один у нервной клетки; дендриты – короткие сильноветвящиеся, несколько у нервной клетки.)

– Чем представлено серое и белое вещество нервной системы?

(Серое вещество нервной системы – это скопление тел нейронов. Белое вещество нервной системы – это отростки нейронов.)

Подводя итог данной части урока, учитель предлагает изобразить в тетради схему.

Схема 3

Учитель продолжает беседу по прочитанному учащимися тексту.

– Как классифицируются нейроны согласно выполняемым ими функциям?

(Нейроны бывают: чувствительные, вставочные, двигательные.)

– Какие функции они выполняют?

(Чувствительные нейроны проводят импульсы от поверхности тела и внутренних органов к мозгу. Вставочные нейроны анализируют информацию и «принимают решения». Двигательные – проводят импульсы – команды от головного и спинного мозга к рабочим органам (мышцам и железам).

В завершение учащиеся изображают в тетради схему.

Схема 4

Учитель. Уже из курса 6 класса вам известно о рефлекторном принципе работы нервной системы.

– Вспомните, что такое рефлекс.

(Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.)

– Какие рефлексы вам известны? Приведите примеры.

(Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их еще называют врожденными. Например, коснувшись горячего утюга, мы резко, не задумываясь, даже еще не почувствовав боли, отдергиваем руку. Сосательный, глотательный, хватательный – все это примеры безусловных рефлексов. Условные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, если человек неоднократно употреблял в пищу лимон, то через некоторое время у него выработается условный рефлекс – сильное слюноотделение – только при виде этого фрукта.)

– Что называется рефлекторной дугой?

(Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.)

(Учащиеся изображают схему рефлекторной дуги, используя рисунок на с. 57 учебника.)

Схема рефлекторной дуги:

1 – рецепторы;

2 – чувствительный (афферентный, или сенсорный) нейрон;

3 – вставочный (промежуточный) нейрон;

4 – двигательный (эфферентный, или моторный) нейрон;

5 – окончания двигательного нейрона, расположенные в рабочем органе (мышце, или железе).

– Какими бывают рефлекторные дуги?

(Рефлекторные дуги бывают простыми и сложными. Простая рефлекторная дуга состоит из трех нейронов: чувствительного, вставочного и двигательного. Сложные рефлекторные дуги состоят из многих нейронов.)

Учитель. А теперь заслушаем небольшое сообщение об эволюции нервной системы у животных. (Последовательность действий при заслушивании сообщений учащихся изложена в конспекте уроков 7–8.)

Сообщение учащегося.

Первые животные, населявшие Землю, не имели организованной нервной системы. Лишь в ходе эволюции нервная система постепенно усложнилась.

У губок, очень примитивных животных, есть только отдельные нервные клетки, то есть они, по сути, лишены того, что подразумевается под нервной системой.

На следующей ступени эволюции животные были оснащены очень простой нервной системой, образованной цепочкой из нейронов, соединенных между собой, но без мозга (например, как у морских звезд и плоских червей).

На более высокой ступени развития у животных появились хорошо развитые нервные узлы и ганглии.

Одна или несколько увеличившихся в объеме ганглий образовали мозг.

Наиболее развитые животные – позвоночные (млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии и рыбы). У них самая сложная по сравнению с другими живыми существами нервная система, очень большой мозг, способный чутко реагировать на внешнюю среду.

Вопросы:

1) Есть ли нервная система у губок?

2) Что представляет собой нервная система плоских червей?

3) Вспомните, у каких животных появляются нервные узлы. (У кольчатых червей, моллюсков, членистоногих.)

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 54–59; записать в словарик определения понятий «нейрон», «нервный импульс», «синапс», «рефлекс», «рефлекторная дуга»; выполнить в рабочей тетради задание 42. Желающий готовит сообщение о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!