СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кровеносная система. Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены.

Цели:

Обучающая: развить знания учащихся о строении, работе и функциях сердца как органа кровеносной системы, привить учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.

Развивающая: Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательная: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих

 

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент

2. Проверка знаний учащихся

Беседа на тему «Профилактика СПИДа», «Группы крови. Переливание крови»

3. Изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Кровеносная система. Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды.»

8 класс/_________

Тема: Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены.

Цели:

Обучающая: развить знания учащихся о строении, работе и функциях сердца как органа кровеносной системы, привить учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.

Развивающая: Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательная: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих



Ход урока:


1. Организационный момент

2. Проверка знаний учащихся

Беседа на тему «Профилактика СПИДа», «Группы крови. Переливание крови»

3. Изучение нового материала

-Какие жизненно важные органы вы знаете? (ребята перечисляют, например: печень, сердце, мозг и т.д.) А что вы можете сказать о сердце?

Итак, дети, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, новую тему урока – «Строение сердца и кровеносные сосуды».

В народе говорят, что сердце — это «солнце» организма, а ритм сердца — ритм жизни. Как вы думаете, зачем нам нужно сердце? Учащиеся высказывают свои предположения.

А теперь давайте более подробно познакомимся со строением сердца. Учащимся раздаются карточки с изображением сердца, где ребята делают соответствующие подписи к рисункам в течение урока. (Раздаточный материал).

Сердце – полый мышечный орган. Его масса у взрослого человека составляет 250 – 300 гр. Размеры сердца человека примерно равны размерам его ку­лака. Слово «сердце» проис­ходит от слова «середина». Располагается оно в грудной полости, меж­ду правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Сердце располагается в околосердечной сумке, которая образована соединительной тканью. Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает трение при сокращениях.

Сердце разделено сплошной перегородкой на 2 части – левую и правую. В свою очередь, каждая часть сердца разделяется на 2 сообщающихся друг с другом отела: верхний отдел – предсердие, и нижний отдел – желудочек. Таким образом, сердце у человека, как и у всех млекопитающих, четырехкамерное: оно состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.

В перегородке, которая разделяет предсердие от желудочка имеются отверстия и створчатые клапаны. (клапаны с помощью сухожильных нитей прикреплены к стенкам желудочков). Створчатые клапаны открываются только в одну сторону, в сторону желудочков. Мышцы предсердий тонкие, так как они только проталкивают кровь в желудочки. А мышечная стенка желудочков значительно толще, так как желудочки прогонят кровь по всему организму.

Между сердцем и сосудами имеются полулунные клапаны. Всего получается в сердце 2 полулунных клапана и 2 створчатых клапана.

О сердце мы обычно говорим что оно «бьется». Что же это значит? Учащиеся высказывают свои мнения.

Как и другие органы, сердце выполняет определенную функцию, а именно, оно сокращается и перекачивает кровь. В покое сердце за сутки сокращается примерно 100 000 раз, и при этом перекачивает около 10 т крови. Сократительную функцию сердца обеспечивает сердечная мышца. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в сердечной мышце, получила название – автоматии сердца.* В состоянии покоя сердце сокращается примерно 70-75 раз.

При сокращении обоих предсердий, которое длится 0,1 с, вся кровь переходит в желудочки. Затем предсердия расслабляются, а оба желудочка, сокращаясь, выбрасывают кровь в аорту и легочную артерию. Сокращение желудочков продолжается примерно 0,3 с, после чего они расслабляются и в течение последующих 0,4 с вся сердечная мышца находится в состоянии покоя, или общего расслабления.

*Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену трех фаз сердечного цикла: сокращения предсердий, сокращения желудочков и общего расслабления сердца. Длительность всего сердечного цикла примерно составляет 0,8 с.

Вся кровь в организме движется по кровеносным сосудам. Кровеносные сосуды. Все тело пронизывают кровеносные сосуды. Они делятся на артерии, капилляры и вены.

Кровеносные сосуды


Артерии

Капилляры Вены


*Артерии – это сосуды, по которым кровь богатая кислородом, движется от сердца к органам и тканям. Скорость тока 0,3 – 0,5 м/с

Стенки артерий состоят из 3 слоев: наружный слой – из соединительной; средний слой – из мышечной ткани; внутренний слой – из плоских эпителиальных клеток. Самая крупная артерия – аорта. Сокращаясь, сердце выбрасывает в артерии кровь под большим давлением. Благодаря плотности и упругости стеки артерии выдерживают это давление и растягиваются.

Крупные артерии по мере удаления от сердца ветвятся. Самые мелкие артерии распадаются на тончайшие капилляры. Их стенки образованы одним слоем плоских клеток. Основная функция *капилляров (однослойные сосуды, выполняющие функцию газообмена и обмена веществ) – газообмен и обмен веществ. Скорость тока – 0,5 м/с. В организме человека примерно 150 млрд. капилляров. Если все капилляры вытянуть в одну линию, то ею можно опоясать земной шар по экватору два с половиной раза. Кровь собирается в *венысосуды, по которым кровь насыщенная углекислым газом, движется от органов и тканей к сердцу. Давление в них невелико, стенки их тоньше стенок артерий. Скорость тока – 0,2 – 0,25 м/с.Стенки вен, так же как и артерий состоят из 3 слоев. Особенностью вен является наличие внутри них клапанов, которые препятствуют обратному току крови.


4. Выполнение лабораторной работы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

Тема: Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов.


Цель: выполнить опыты, суметь объяснить результаты опыта и ответить на вопросы, сделать выводы.


I. Функция венозных клапанов.


Предварительные пояснения. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.


Ход опыта

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол.

Ответьте на вопросы:

1. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная — покраснела?

2. В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

3. Сделайте вывод.


II. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение (по рисунку 1).


Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.


Предварительные пояснения. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем и к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточные промежутки, поскольку давление крови возрастает (так как нет оттока крови), а отток лимфы по лимфатическим сосудам также заблокирован. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинающееся кислородное голодание тканей субъективно ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.


Ход опыта

Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета пальца.


Ответьте на вопросы:

1. Почему он делается сначала красным, потом фиолетовым, а затем белым?

2. Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Как они проявляются?

3. Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Палец кажется каким-то ватным.

4.Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены?

5. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?




Рис. 1. Схема перетяжки пальца


5. Закрепление нового материала в форме фронтального опроса:

1. Дайте определение понятию сердце?

2. Масса сердца взрослого человека?

3. Кратко расскажите о строении сердца?

4. Кровеносные сосуды. Характеристики артерии, капилляров, вены?


6. Домашнее задание: § , устно проработать вопросы в конце темы;

Заполнить таблицу:

Название

Функция

Особенности строения

Скорость тока

Артерии




Капилляры




Вены






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!