СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«строки кистью» иллюстрации к стихотворениям к. д. бальмонта

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит в себе 21 страниц. Проект знакомит с творчеством К.Бальмонта и рассказывает об особенностях создания иллюстраций на литературные произведения.

Просмотр содержимого документа
««строки кистью» иллюстрации к стихотворениям к. д. бальмонта»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Агалатовский центр образования»







«СТРОКИ КИСТЬЮ»

ИЛЛЮСТРАЦИИ К СТИХОТВОРЕНИЯМ

К. Д. БАЛЬМОНТА









Автор проекта:

Черкасец Анастасия Дмитриевна,

ученица 11 «Б» класса

Руководитель проекта:

Никитина Лариса Петровна,

учитель музыки



д.Агалатово

2020

Паспорт проекта


Название проекта

«Строки кистью»

Автор проекта

Черкасец Анастасия Дмитриевна

Руководитель проекта

Никитина Лариса Петровна

Название образовательной организации

МОБУ «СОШ

«Агалатовский ЦО»

Год разработки проекта

2019-2020

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины:

Литература, МХК, ИЗО

Тип проекта

Творческий

Проблема (гипотеза для исследовательского проекта)

Возможно, что я смогу популяризировать творчество К. Бальмонта и улучшить свои навыки рисования, получу полезный опыт в создании иллюстраций.

Цель проекта:

Популяризировать творчество Бальмонта, путем создания трех иллюстраций к его стихотворениям.

Задачи проекта:

-изучить технику иллюстрации;

-выбрать подходящую технику;

-изучить творчество К. Бальмонта;

-проанализировать его стихотворения;

-выбрать стихотворения;

-нарисовать иллюстрации

-создать стенд;

-проанализировать результат.

Аннотация проекта

Работа содержит в себе 21 страниц. Проект знакомит с творчеством К.Бальмонта и рассказывает об особенностях создания иллюстраций на литературные произведения.

Форма продукта проекта

Стенд с 3 иллюстрациями К. Бальмонта

Презентация (представление проекта)

Образно-наглядная

Осмысление и оценка проекта

Работая над проектом, мне удалось провести исследование, найти интересую информацию и изучить технику иллюстраций. Я не только предложила возможное решение поставленной проблемы, но и многому научилась сама. Считаю, что цель моего проекта, достигнута.

Необходимое оборудование и ресурсы

Компьютер с доступом в интернет, холсты, краска, кисти, бумага, простой карандаш




Содержание работы

Введение………………………………..……………………...……..……5

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Техники иллюстрирования………………………..………..…….….7

1.2. Творчество К. Бальмонта…….…………………...…………..…...…9

1.3. Символизм в литературе……………………………………………..10

Глава 2. Практическая часть

2.1. Постановка проблемы………………….…………………………….11

2.2. Планирование продукта………………………..………………...….12

2.3. Создание иллюстраций……………………………………….......…13

2.4. Создание стенда………………………………………………..….…19

Заключение……………………………………………………………..…20

Список литературы и электронных ресурсов…………………………21

Приложение


Введение

Строки произведений художественной литературы зачастую красочны и содержат в себе множество, порой сложно уловимых, образов. Так и в стихотворениях русских символистов, таких, как: Ф. Сологуб, З. Гиппиус, И. Анненский, А. Белый, В. Брюсов и К. Бальмонт. Важно отметить, что символизм — это одно из течений в литературе, характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов, распространялось еще и в живописи.

Больше всего меня привлекает творчество Константина Бальмонта, в его работах дышат различные силуэты, автор с легкостью выражает обыкновенные вещи через нечто мистическое и многогранное: каждый понимает по-своему.

Актуальность: Актуальность этого проекта заключается в том, что мне очень близка тема иллюстраций и хотелось бы попробовать свои силы в этом, в качестве дополнения отмечу, что многие стихотворения К. Бальмонта не предаются огласке среди современных учеников, которые наверняка вызвали бы у них интерес. Поэтому я поставила перед собой цель – популяризировать творчество Бальмонта, путем создания трех иллюстраций к его стихотворениям.

Задачи проекта:

  • изучить технику иллюстрации;

  • выбрать подходящую технику;

  • изучить творчество К. Бальмонта;

  • проанализировать его стихотворения;

  • выбрать стихотворения;

  • нарисовать иллюстрации;

  • создать стенд;

  • проанализировать результат.

Проблема: возможно, что я смогу популяризировать творчество К. Бальмонта и улучшить свои навыки рисования, получу полезный опыт в создании иллюстраций.

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Техники иллюстрирования

Иллюстрация— это рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Современная иллюстрация может быть независимой, и даже стать идеей для написания текста. В зависимости от техники исполнения, все иллюстрации можно разделить на 2 типа: традиционные; современные. Современная иллюстрация может быть независимой, и даже стать идеей для написания текста.

На данный момент существует большое множество техник иллюстрирования. Каждая из них уникальна и позволяет создавать различные работы, передавать определенные идеи автора. Их можно использовать как отдельно, так и сочетать друг с другом.

Основные техники иллюстрирования:

  • живописные материалы (акварель, гуашь, акрил, масло);

  • графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);

  • коллаж – техника создания художественного произведения, когда различные материалы крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности;

  • аппликация — кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон;

  • фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий;

  • компьютерная графика.

Стилистика иллюстраций включает следующие варианты:

  • для детских книг - яркие картинки с изображением основных персонажей занимают значительную часть страниц сказки или веселого рассказа;

  • для художественных произведений - изображения в романах, повестях, рассказах и стихотворениях отличаются глубокой эмоциональной содержательностью;

  • для научно-популярной и технической литературы - к таким рисункам предъявляются повышенные требования по достоверности графической информации;

  • карикатура - эти иллюстрации в острой форме высмеивают пороки общества, отдельной группы людей или идеологических противников.

  • Комикс - путем последовательного чередования изображений рассказывают читателю небольшую увлекательную историю.

1.2. Творчество К. Бальмонта

Свои первые стихи поэт написал, будучи десятилетним мальчиком, но мать раскритиковала его начинания, и Бальмонт больше не предпринимал попытки что-либо писать последующие шесть лет.

Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.

В конце 1880-х годов Бальмонт занимался переводческой деятельностью. В 1890 году из-за бедственного финансового положения и неудачного первого брака, Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством – выбросился из окна, но остался жив. Получив серьезные травмы, он год пролежал в постели. Этот год в биографии Бальмонта сложно назвать удачным, но стоит отметить, что он оказался продуктивным в творческом плане. Многие стихотворения дышат авторским смирением и полным бесстрашием перед глазами смерти, Бальмонт не боялся умереть, считал, что жизнь для него уже давно изучена, а единственное, что держит его среди людей – искусство.

Однако, труды его не были оценены по достоинству сразу, ведь дебютный сборник стихов, выпущенный в 1890 году, не вызвал интереса у общественности, и раздосадованный поэт уничтожил весь тираж.

Наибольший расцвет творчества Бальмонта приходится на 1890-е годы. Он много читает, изучает языки и путешествует. Странствуя по миру, творец открывает для себя новые культуры. Давалось ему это с легкостью, ведь на тот момент в совершенстве поэт владел примерно четырнадцатью языками.

Поэтому Бальмонт часто занимается переводами, в 1894 переводит “Историю скандинавской литературы” Горна, в 1895—1897 «Историю итальянской литературы» Гаспари.

Он издал сборник “Под северным небом” (1894), начал печатать свои произведения в издательстве “Скорпион”, журнале “Весы”. Вскоре появляются новые книги – “В безбрежности” (1895), “Тишина” (1898).

Четвертый по счету сборник поэзии Бальмонта “Будем как солнце” вышел в 1903 году. Сборник стал особенно популярным и принес автору большой успех. В начале 1905 года Константин Дмитриевич снова уезжает из России, он путешествует по Мексике, затем едет в Калифорнию.

Побывав в Грузии в 1914 году, перевел на русский язык поэму Ш. Руставели “Витязь в тигровой шкуре”, а также много других. В 1915 году, возвратившись в Москву, Бальмонт ездит по стране с лекциями.

В 1920 году из-за плохого самочувствия третьей жены и дочери, уехал с ними во Францию. Больше в Россию он не возвращался. В Париже Бальмонт публикует еще 6 сборников своих стихов, а в 1923 году – автобиографические книги: “Под новым серпом”, “Воздушный путь”. Поэт тосковал по России и не раз жалел, что уехал. Живя в бедности в предместье Парижа, он больше не писал, а лишь изредка читал старые книг.

1.3. Символизм в литературе

Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре Серебряного века нашей страны.

Основными чертами являлись:

  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем)

  • отражение действительности в символах

  • особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира

  • разработка звукописи как особого поэтического приема

  • мистическое постижение мира

  • поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)

  • религиозные искания («свободное религиозное чувство»)

  • отрицание реализма

Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.

К. Бальмонт стремился отобразить в стихах стремление к изменениям, чувственным переменам, выразить свое, чувственное понимание мира, понимания добра и зла.



Глава 2. Практическая часть

2.1. Постановка проблемы

Во время изучения стихотворений поэтов-символистов я поняла, что меня очень заинтересовало их деятельность. Многим моим одноклассникам, напротив, эта тема показалась довольно скучной, а работы авторов бессмысленными и непонятными. Лично для меня произведения К. Бальмонта не являлись чем-то новым, так как с ними я познакомилась в 9 классе, когда размышляла над темой для проекта. Тогда навыков были меньше, а конкретная проблема никак не выстраивалась в голове.

Благодаря обстоятельствам, литературу я выбрала в качестве предстоящего испытания на экзаменах в 11 классе, но в повседневной жизни была довольно далека от нее. Поэтому в начале 10 класса было принято решение объединить изобразительное искусство, которым я увлекаюсь всю сознательную жизнь, и, с недавних пор, важную часть обучения – художественную литературу.

Два этих направления очень помогут мне при поступлении, поэтому необходимо научиться совмещать их не только в свое удовольствие, но и для практики. Первым на ум при соединении рисования и тех же стихотворений на ум приходит иллюстрация. Навыков в данном виде изображения у меня совсем немного, я предоставила себе возможность это исправить.

Главной целью своего проекта я вижу изучение техники иллюстрации и ее освоение на практике, а также более глубокое погружение в творчество Константина Бальмонта.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо четко определить порядок действий, обозначить задачи, приобрести и указать все необходимое.

2.2. Планирование продукта

Продуктами проекта являются:

1. Три иллюстрации акриловыми красками.

2. Стенд, сопровождающий рисунки.

Для создания вышеперечисленных продуктов необходимы следующие ресурсы:

  • холст

  • краски

  • синтетические кисти

  • акриловые краски

  • палитра

  • клей

  • скотч

План создания иллюстраций:

1. Изучить техники и стили.

2. Подобрать подходящую технику, исходя из индивидуальных навыков.

3. Проанализировать и отобрать образы в стихотворениях.

4. Закупить необходимые материалы.

5. Нарисовать эскизы.

6. Совершить основную работу в цвете.

7. Детализировать иллюстрации.

Во время обучения в художественной школе, приоритет я отдавала графическим и живописным материалам. Работа с акрилом и гуашью позволяет наслаждаться процессом рисования и не беспокоиться о возможных ошибках, так как эти материалы легко перекрываемы. Таким образом, наиболее подходящей для меня техникой с является рисование акриловыми красками. Рисование иллюстраций акрилом позволит улучшить навык работы с данным материалом, понять, как лучше всего его использовать.


План создания стенда:

1. Отобрать информацию для стенда.

2. Скомпоновать стихотворения и картинки, отформатировать текст.

3. Обратиться в типографию для изготовления распечаток на бумаге формата А3.

4. Приклеить бумагу на основу для стенда.

Стенд задуман с целью более удачной презентации иллюстраций. Удобно иметь перед глазами стихотворение, а рядом – иллюстрацию к нему. Таким образом, выставка картин будет более эффектной и удачной.

Смета расходов на реализацию проекта


Таблица 1 – Материальные ресурсы



Материальные ресурсы


п/п

Наименование

Количество

1

Ноутбук с выходом в интернет

1 шт.

2

Смартфон

1 шт.

3

Принтер

1 шт.

Таблица 2 – закупаемая продукция



Закупаемая продукция




п/п

Наименование

Количество

Цена за ед. (руб.)

Общая стоимость (руб.)

1

Акриловые краски в наборе

1 шт.

650

650

2

Печать стихотворений в типографии

3 шт.

90

270

3

Электроэнергия

около 72

50 коп./час

36

4

Бумага офисная

1 уп.

270

270

5

Кисти

3 шт.

70

210

6

Холсты

3 шт.

100

300


Итого:1736 руб.


2.3.Создание иллюстраций

Для иллюстрирования я выбрала три стихотворения К.Д. Бальмонта: «Челн томленья», «Серебряные звезды» и «Солнце удалилось». На мой взгляд в них несложно было обнаружить образы, которые вырисовываются перед глазами во время прочтения. В качестве жанра своих рисунков я выбрала пейзажи, так как вышеперечисленные стихотворения о природе.

По художественному стилю мне больше всего близок импрессионизм, кроме того, мой проект в 9 классе был посвящен его истории, особенностям и чертам, следовательно, работала я именно в этом направлении. По моему мнению, символизм с импрессионизмом хорошо сочетаются друг с другом.

В первом стихотворении «Челн томленья» живут силуэты бушующего моря, волн в преддверии шторма и одинокий месяц. Именно эти элементы я изобразила. Ниже предоставлены этапы работы над первой иллюстрацией от карандашного эскиза до готовой картины.



Рисунок 1. Набросок простым карандашом



а) Основные цветовые элементы б) детализация, законченная иллюстрация

Рисунок 2. Основные цветовые элементы акрилом


Работа над другими стихотворениями проходила аналогично. В произведении «Серебряные звезды» безусловен образ звездного неба, также упоминается озеро и цветы. Произведение имеет умиротворяющую атмосферу, почти полностью противоположно первому. В нем, кроме мотива природы, есть и тема любви, поэтому звездное озеро я изобразила в форме сердца.

Рисунок 3. Этапы работы над иллюстрацией

а) Набросок карандашом б) Законченная иллюстрация

При прочтении «Солнце удалилось», перед моими глазами возникли леденеющие снежные глыбы, море, тихо бьющее свои волны о них, и холоднеющее, но звездное небо, а деталью стали последние лучи закатного солнца, свет которого уже не сможет согреть место вокруг лирического героя.

Рисунок 4. Иллюстрация к стихотворению 3


2.4. Создание стенда

Изначально мною был запланирован стенд формата А2, на макете я расположила стихотворения на фоне, не отвлекающем внимание, но создающем приятную композицию стенда. От этого варианта пришлось отказаться в последний момент, так как в типографии не было возможности распечатать нужный формат. Я видоизменила макет так, чтобы вся информация была читаема даже на формате меньшего размера - А3.

Далее листы будут прикреплены на основу из подручных материалов, чтобы во время моего выступления члены комиссии могли с легкостью прочесть стихотворения и лично оценить насколько точны мои иллюстрации.

Заключение

Работая над проектом, мне удалось провести исследование, найти интересую информацию и изучить технику иллюстраций. Я не только предложила возможное решение поставленной проблемы, но и многому научилась сама.

Во время написания картин я улучшила навык рисования, научилась передавать свет и тень, получила практику в более точной детализации, а также в работе с перспективой и отражением.

Что немало важно, я поняла, как правильно работать с оформлением проекта, открыла некоторые новые функции таких программ, как: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, а также узнала, как оформлять список использованной литературы. Эти знания пригодятся мне в дальнейшем обучении.

Логическим завершением проекта стали продукты, как и планировалось, три иллюстрации, выполненные акрилом на холстах и стенд. По моему мнению, иллюстрации вышли хорошо, мне нравится композиции, две картины из трех даже схожи по цветовой гамме, но полностью противоположны по настроению. Рисунки неполностью выражают смысл текста, но данные иллюстрации несут в себе лишь цель дополнить и увеличить художественность образов, используемых автором стихотворений.

Надеюсь, что проделанная мной работа была полезна не только для меня, но и сможет заинтересовать аудиторию к получению дополнительных знаний в области искусства. Возможно, увидев иллюстрации, люди поймут, что не все так запутано и бессмысленно на страницах русских символистов, просто чтобы их понять, нужно немного больше усилий.

Считаю, что цель моего проекта, достигнута.


Список литературы и электронных ресурсов

1 Авторы со всего мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.risunoc.com/2013/04/sovremennyy-khudozhnik-impressionist.html, свободный (17.03.2020).

2. Википедия К.Д. Бальмонт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC, свободный (12.03.2020)

3. История изобразительного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arthistory.ru/impressionism.htm, свободный (17.03.2020)

4. Культура РФ[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/32274/iz-podo-lda, свободный (12.03.2020)

5. GREAT ARTS Культура и искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.greatarts.ru/grars-534-1.html, свободный (25.08.2020)

6. Liveinternet [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4968747/post425097977/, свободный (07.08.2020)

7. Medium [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medium.com/eggheado-art/44a305816749, свободный (25.08.2020)

8. Символизм История [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.symbolism.ru/history.html, свободный (12.03.2020)

9. STATUS QUO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sq.com.ua/rus/news/novosti_partnerov/24.03.2016/osobennosti_impressionizma_v_zhivopisi/, свободный (10.11.2020)

10. Слова. Серебряный век [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slova.org.ru/n/simvolizm/, свободный (10.11.2020)



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!