СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура творческой разработки элективного, факультативного курса для 7-8 классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Структура творческой разработки элективного, факультативного курса для 7-8 классов»

Структура творческой разработки элективного, факультативного курса для 7-8 классов

В настоящее время наблюдается мощная тенденция к стремительным преобразованиям в образовательной сфере. В сложившейся ситуации, является крайне необходимой разработка как элективных, так и классических факультативных курсов различной степени углубленности изучения предмета.

Сотрудники сферы образования вынуждены отвечать вызовам современности, и заняты непрерывным созданием и совершенствованием новационных курсов.

Как и любая другая научно-исследовательская деятельность, работа научно-педагогических сотрудников предваряется детальным анализом предметной области, результатом предшествующих исследований по заявленной тематике. Несмотря на творческую направленность деятельности по разработке таких курсов, она имеет строгий методический регламент .

Среди обязательных компонентов как факультативного, так и элективного образовательного курса можно выделить:

  1. титульный лист;

  2. пояснительную записку;

  3. тематическое планирование на дидактической основе;

  4. содержание курса;

  5. средства обучения;

  6. перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика;

  7. приложения.

Пояснительная записка представляет собой наиболее объемную часть курса. Это универсальное средство демонстрации квалификации и компетентности преподавателя, уровня его вовлеченности в предмет. К содержанию пояснительной записки выдвигаются следующие требования:

Описание актуальности и значимость курса. В данной части пояснительной записки рассматриваются те проблемы и задачи современной реальности, на решение которых ориентирована данная разработка. Описывается ее соответствие существующим образовательным стандартам, принципиальные отличия прочих разработок по аналогичной тематике. Рассматривается степень соответствия курса образовательным запросам учеников и в целом учебного заведения.

Цель и задачи курса описываются с точки зрения направленности на достижения конкретного результата. Цель курса должна быть одна и описана в глагольно-существительной форме: «Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством…». Для достижения цели реализуется ряд задач (чаще всего не больше трех-четырех); формулируются задачи в форме совершенных глаголов: «исследовать», «изучить», «сформировать» и т.п.).

При этом каждая из задач, которая была сформулирована педагогом, составляющим курс, должна быть продолжением цели и должна быть направлена на достижение конечного результата, который будет способствовать реализации изначальной цели. Если цель или задача были заданы некорректно, были нечетко выражены, не соответствовали тематически, то контролирующие лица могут высказать ряд замечаний.

Основные методы обучения, виды деятельности учащихся – информация этого раздела приводится отдельными строками: «Методы обучения», «Виды деятельности учащихся» через запятую и без подробного обоснования.

В категории «Формы проведения занятий» описываются те формы занятий, которые применяются в рассматриваемом курсе. Приводится последовательное перечисление форма занятий (лекция, практикум, деловая игра, семинар и т.п.).

Создание образовательного продукта – следует перечислить через запятую создаваемые учащимися конкретные результаты их познавательной или практической деятельности (конспект, тезисы, схемы, исторический анализ, собственное решение проблемы, стихи, статьи в СМИ, фотографии, модели, макеты, компьютерные презентации и др.).

Причем, образовательный продукт в обязательном порядке должен соответствовать форме проведения занятия. Например, в ходе лекции учащиеся могут выполнять конспект, схему; практическая работа может быть направлена на заполнение таблицы, решение какой-то задачи; в ходе игровой деятельности учащиеся получают какой-то практический опыт, определенные знания[3].

Определение критериев, позволяющих оценить успешность освоения программы курса – указать, какие именно виды и формы контроля (устный, письменный, взаимо- и самоконтроль; тестирование, выполнение проекта, зачет, получение итоговой оценки, портфолио-оценка и т.д.) учитель планирует использовать для оценки знаний учащихся и каковы критерии оценки.

Например:

- для тестирования – указать количество баллов, необходимых для получения оценки «5», «4», «3», «2»;

- какие именно промежуточные задания необходимо выполнить для получения зачета, итоговой оценки, портфолио-оценки;

- назвать темы итоговых проектов, рефератов и порядок их защиты.

Прогнозируемые знания, умения и навыки, полученные учащимися на базовом, продуктивном и творческом уровнях в результате освоения данного курса – для каждого уровня обученности указывается, что именно учащиеся должны «знать», «уметь», «называть», «применять».

Краткий учебно-тематический план дает общие сведения о структуре элективного (факультативного) курса: об учебных темах (модулях, разделах), количестве теоретических и практических занятий, учебных часов.

Методическое обоснование каждого занятия учитель представляет в подробном варианте тематического планирования, которое составляется на дидактической основе и содержит сведения:

- о поставленной цели;

- форме проведения занятия;

- способах деятельности учащихся;

- требованиях к уровню подготовки учащихся по результатам занятия;

- образовательном продукте.

Некоторые прописывают также способы деятельности учителя, средства обучения, межпредметные связи.

Хотелось бы обратить внимание на наиболее распространенные недочеты, которые могут допускаться:

1. Подмена термина «занятие» термином «урок». Поскольку факультативные и элективные курсы являются формой внеурочной деятельности, целесообразно использовать термин «занятие»;

2. Несоответствие:

а) поставленной цели – форме организации занятия. Например, автор ставит следующую цель занятия: «Осуществление контроля и коррекции знаний учащихся по изученной теме». Формой организации занятия в этом случае не может быть лекция.

б) указанной формы проведения занятия - способам деятельности учащихся и образовательному продукту. Например, педагог планирует использовать интерактивную форму обучения - провести занятие в форме деловой игры. Но в пункте «Способы деятельности учащихся» указано, что ученики будут составлять конспект. А где же игра?

3. Перегруженность текущего плана проводимых занятий всевозможными методическими единицами, приемами, которые не получится реализовать за отведенное время урока.

Содержание курса – представляет собой подробную тематическую программу изучаемого материала, предлагаемого к изучению в контексте даннго электива (факультатива).

Появляется необходимость уточнить, какие даты, понятия, данные, термины, будут изучаться обучающимися по каждой выбранной теме.

Средства обучения – представляет собой очень важный обязательный пункт разработки. Авторам разработки необходимо указать все применяемые в обучении средства с пояснениями по каждой единице с описанием применения.

Перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика – в данном разделе дается, по сути, два списка литературы, некоторые пункты которых могут повторяться.

Список литературы составляется в алфавите авторов или названий, книги нумеруются, начиная с 1. Если, кроме книг, используются статьи из СМИ, компьютерные диски, публикации в сети Интернет, они также подлежат описанию в списке литературы.

Приложения – в данный раздел могут быть помещены любые по усмотрению автора материалы, которые иллюстрируют опыт учителя в рамках данного элективного (факультативного) курса: разработки занятий, дидактический материал, иллюстрации и др. Количество приложений не ограничивается.

Оформление творческой разработки – выполняется по общим машинописным правилам, предъявляемым к оформлению документов. Каждый раздел следует начинать с новой страницы. На титульном листе следует указать:

- название образовательного учреждения;

- почтовый адрес, телефоны, электронный адрес образовательного учреждения;

- наименование конкурсной номинации (если работа представляется на конкурс);

- название разработки;

- для какой возрастной группы (класса, параллели, звена) предназначена;

- на сколько учебных часов рассчитана;

- фамилия, имя, отчество автора, занимаемая должность;

- домашний адрес, телефон, электронный почтовый ящик автора;

- наименование населенного пункта;

- год.

Рекомендованные шрифты: Times New Roman, Аrial. Заголовки могут быть выделены более крупным шрифтом, курсивом, полужирным начертанием, подчеркиванием. Основной текст выполняется 12-14 кеглем, заголовки – более крупным шрифтом. Строгих предписаний в оформлении нет, кроме требования не загромождать текст декоративными элементами. Разработка представляется на экспертизу в печатном виде, в отдельной папке.

Прошедшие экспертизу творческие разработки элективных и факультативных курсов допускаются к участию в выставке-ярмарке городского (краевого) форума педагогических инициатив в соответствующей номинации, публикуются в профессиональных изданиях, неизменно получая высокую оценку коллег. Подробное обоснование передового опыта помогает распространить его в педагогической практике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!