Структура урока (этап) | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Какие УУД на данном этапе формируются | Возможные приемы |
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») исходя из решенных ранее задач, устанавливает тематические рамки и создает ориентировочную основу коррекционных действий («могу») | Вырабатывают на личностно значимом уровне внутреннею готовность к реализации нормативных требований учебной деятельности. | Самоопределение (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).. | Высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, "А знаете ли вы, что…!" Создание проблемной ситуации |
2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия. | Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | 1.Организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; 2. активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); 3.организует мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; 4. организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). | Активизируют соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) выполняют самостоятельную работу. Выполняют проверку своих работ по образцу, без исправления ошибок. | Подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | Корзина идей. "Лови ошибку". "Жокей и лошадь". «Согласен – не согласен» |
3.Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. | Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Организовывает взаимопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок) | Уточняют алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке выполняют проверку задания, применяя действия, запланированные для рефлексивного анализа («хочу» – «надо» – «могу») | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) – поиск и выделение необходимой информации (П); – планирование (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); | Кластер. Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Текст с пропусками. |
4.Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). | Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации. | Формулирует цель коррекционной деятельности и на этой основе помогает учащимся выбрать способы и средства их реализации (то есть помогает определить, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно, применять) | Устанавливают, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.) | - Анализ, сравнение, синтез. (Л) | «Задай вопрос». |
5.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. ФИЗМИНУТКА | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Помогает осмысленно корректировать учащимися свои ошибки и формирует умения правильно применять соответствующие способы действий (во время физ. минутки). | Самостоятельно исправляют свои ошибки, применяя выбранные средств, а в случае затруднения – с помощью взаимопроверки далее в обоих случаях выбирают из предложенных или придумывают сами задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки решают эти задания. | Умение строить высказывание (П) — установление причинно-следственных связей, поиск необходимой информации (П) — достижение договорённостей и согласование общего решения (К) — познавательная инициатива (Р) | Практическое задание, не сходное с предыдущими заданиями |
6.Обобщение выявленных затруднений. | Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Помогает, советует, консультирует Создает ситуацию успеха и эмоционального вовлечения. | Выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу. | – Оценка (Р); – построение логической цепи рассуждений (П) - осознание ответственности за общее дело (Л); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); | Графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование. |
7.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. | Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Консультирует. Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. | Формулируют выводы наблюдений допустившие ошибки: выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу. | Моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П) – оценка (Р); – построение логической цепи рассуждений (П) – познавательная инициатива (Р); доказательство (П); – осознание ответственности за общее дело (Л); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К). | «Коротко и по существу» Использование видео и аудиоматериалов. |
8.Включение в систему знаний, умений и повторения. | Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Создает ситуацию успеха и эмоционального вовлечения. | Учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. | Контроль (Р); – оценка (Р); – построение логической цепи рассуждений (П); — моделирование и преобразование модели (П); — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) | Задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины |
9.Осуществление рефлексии учебной деятельности на уроке. | Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности. | Помогает учащимся осознать методы преодоления затруднений и оценить ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Уточняют алгоритм исправления ошибок называют способы действий, вызвавшие затруднение фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности оценивают собственную деятельность на уроке намечают цели последующей деятельности в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества). Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Оценивать результат собственной (Л) деятельности. — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (Р) — формулирование и аргументация своего мнения (К) | «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались…. Я сегодня понял, что… Мне было трудно… • Я доволен своей работой, потому что… • Я хочу похвалить себя (или кого-то из одноклассников) за … анкеты, рефлексивная мишень, графики и пр. |