СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура урока отработки умений и рефлексии (урок отработки умений и рефлексии).Схема памятка.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают активную деятельность учащихся, и обязательно- непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ученика ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ученик  должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. 

Памятка для конструирования урока Урок отработки умений и рефлексии (Урок решения учебной задачи)

Просмотр содержимого документа
«Структура урока отработки умений и рефлексии (урок отработки умений и рефлексии).Схема памятка.»

Чащина В.А.

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают активную деятельность учащихся, и обязательно- непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ученика ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ученик должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. 



Памятка для конструирования урока Урок отработки умений и рефлексии (Урок решения учебной задачи)

Цели урока:

Деятельностная:

  1. формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Содержательная:

  1. Выработка умений по закреплению знаний и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Структура урока (этап)

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Какие УУД на данном этапе формируются

Возможные приемы

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.


Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

  • Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

  • исходя из решенных ранее задач, устанавливает тематические рамки и создает ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

Вырабатывают на личностно значимом уровне внутреннею готовность к реализации нормативных требований учебной деятельности.


Самоопределение (Л);
– целеполагание (П);
– планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками (К)..

  • Высказывания великих о работе над собой и своими ошибками,

  • провести интеллектуальную разминку,

  • "А знаете ли вы, что…!"

  • Создание проблемной ситуации

2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия.


Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.


1.Организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

2. активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3.организует мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

4. организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

Активизируют соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

выполняют самостоятельную работу.

Выполняют проверку своих работ по образцу, без исправления ошибок.


Подведение под понятие (П);
– выполнение пробного учебного действия (Р);
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

  • «Интеллектуальная разминка» (Заданий недолжно быть много 5-6)

  • Корзина идей. 

  • "Лови ошибку".

  • "Жокей и лошадь". 

  • «Согласен – не согласен»

3.Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.


Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Организовывает взаимопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)


  • Уточняют алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке

  • выполняют проверку задания, применяя действия, запланированные для рефлексивного анализа («хочу» – «надо» – «могу»)


Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
– поиск и выделение необходимой информации (П);
– планирование (П);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

Кластер.

Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы.

Текст с пропусками. 

4.Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).


Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.


Формулирует цель коррекционной деятельности и на этой основе помогает учащимся выбрать способы и средства их реализации (то есть помогает определить, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно, применять)

Устанавливают, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

- Анализ, сравнение, синтез. (Л)

«Задай вопрос».

5.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. ФИЗМИНУТКА

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.


  • Помогает осмысленно корректировать учащимися свои ошибки и формирует умения правильно применять соответствующие способы действий (во время физ. минутки).


  • Самостоятельно исправляют свои ошибки, применяя выбранные средств, а в случае затруднения – с помощью взаимопроверки

  • далее в обоих случаях выбирают из предложенных или придумывают сами задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки

  • решают эти задания.

 Умение строить высказывание (П)
— установление причинно-следственных связей, поиск необходимой информации (П) 
— достижение договорённостей и согласование общего решения (К) 
— познавательная инициатива (Р)

Практическое задание, не сходное с предыдущими заданиями

6.Обобщение выявленных затруднений.


Закрепление способов действий, вызвавших затруднения.


  • Помогает, советует, консультирует

  • Создает ситуацию успеха и эмоционального вовлечения.


  • Выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой

  • проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты

  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

– Оценка (Р);
– построение логической цепи рассуждений (П)
- осознание ответственности за общее дело (Л);
– адекватное использование речевых
средств для решения коммуникационных задач (К);
– достижение договоренностей и согласование общего решения (К); 


Графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

7.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.


Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.


  • Консультирует.

  • Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

Формулируют выводы наблюдений

допустившие ошибки:
выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки
проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты,
фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П)
– оценка (Р);
– построение логической цепи рассуждений (П)
– познавательная инициатива (Р);
доказательство (П);
– осознание ответственности за общее дело (Л);
– адекватное использование речевых
средств для решения коммуникационных задач (К);
– достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

«Коротко и по существу»

Использование  видео и аудиоматериалов.




8.Включение в систему знаний, умений и повторения.


Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Создает ситуацию успеха и эмоционального вовлечения.

Учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой
выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Контроль (Р);
– оценка (Р);
– построение логической цепи рассуждений (П);
— моделирование и преобразование модели (П);
— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

Задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины

9.Осуществление рефлексии учебной деятельности на уроке.


Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

Помогает учащимся осознать методы преодоления затруднений и оценить ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

  • Уточняют алгоритм исправления ошибок

  • называют способы действий, вызвавшие затруднение

  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности

  • оценивают собственную деятельность на уроке

  • намечают цели последующей деятельности

в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Осуществляют:

  • самооценку;

  • самопроверку;

  • взаимопроверку;

  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Оценивать результат собственной (Л) деятельности.
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (Р)
— формулирование и аргументация своего мнения (К)

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

• Я доволен своей работой, потому что…

• Я хочу похвалить себя (или кого-то из одноклассников) за …

  • анкеты,

  • рефлексивная мишень,

  • графики и пр.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!