Струн вещих пламенные звуки...
Литературоведческая викторина
- Что подразумевается под понятием историко-литературный процесс ?
- Связь литературоведения с историческими науками.
- Связь развития литературы как вида художественного творчества с развитием общества.
- Связь содержания литературных произведений с историческими реалиями.
2. Установите соответствия между двумя рядами – литературное направление и его кредо.
1 ряд . А) Классицизм. Б) Сентиментализм. В) Романтизм. Г) Реализм.
2 ряд . а) «Чем поэтичнее, тем точнее». б) «Верность природе, облагороженная разумом». в) «Правда, горькая правда». г) «Разум может ошибиться, чувство – никогда».
3. Распределите принципы романтического и реалистического методов творчества.
1 ряд . А) Романтический метод. Б) Реалистический метод.
2 ряд . а) Типичный герой в типичных обстоятельствах. б) Исключительный герой в исключительных обстоятельствах. в) Субъективное отношение к изображаемому. г) Стремление к объективности. д) Действительность отображается в произведении («единомирие»). е) Действительность пересоздается в произведении («двоемирие»).
4. Распределите русских классиков в хронологическом порядке по дате рождения .
Достоевский. Тютчев. Лев Толстой. Чехов. Тургенев.
5. Определите размер стихотворения Тютчева.
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной…
Ямб. Хорей. Дактиль. Амфибрахий. Анапест.
6. Какой основной прием художественной образности использован в процитированных выше строках из стихотворения Тютчева «Дума за думой, волна за волной…»?
Сравнение. Повтор. Антитеза. Параллелизм. Градация.
7. Кто из персонажей русской литературы (назовите героя, произведение и автора) имел:
- восточный халат без малейшего намека на Европу;
- шляпу в пятнах, совсем рыжую?
8. У кого из персонажей русской литературы (назовите героя, произведение и автора) были:
- глаза, которые бегали из под бровей, как мыши;
- цепенящих взор, которого не могли переносить окружающие?
9. Кто из персонажей русской литературы (назовите героя, произведение и автора) произносит следующую фразу?
- «Природа не храм, а мастерская».
- «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил...».
- «Вся Россия наш сад».
10. Распределите поэтов Серебряного века в хронологическом порядке по дате рождения .
Ахматова. Блок. Есенин. Маяковский. Пастернак
11. Установите соответствия между двумя рядами – модернистское течение и поэт.
1 ряд . А) Символизм. Б) Акмеизм. В) Футуризм.
2 ряд . а) Ахматова. б) Блок. в) Маяковский .
12. Определите, представителям каких модернистских течений принадлежат следующие фрагменты стихотворений (если можете, укажите авторов) .
Б) Вся комната напоена
А) Четкие линии гор;
Бледно-неверное море…
Истомой – сладкое лекарство!
Гаснет в восторженный взор,
Так маленькое царство
Так много поглотило сна.
Тонет в бессильном просторе.
Немного красного вина,
Создал я в тайных мечтах
Мир идеальной природы. –
Немного ласкового мая –
Что перед ним этот прах:
И, тоненький бисквит ломая,
Степи, и скалы, и воды!
Тончайших пальцев белизна.
В) На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
- символизм
- футуризм
- акмеизм
13. Установите соответствия между двумя рядами – автор и его произведение .
1 ряд . А) Бунин. Б) Куприн. В) Булгаков. Г) Шолохов. Д) Солженицын.
2 ряд . а) «Донские рассказы». б) «Собачье сердце». в) «Один день Ивана Денисовича». г) «Чистый понедельник».
д) «Гранатовый браслет».
14. Установите соответствия между двумя рядами – памятное место и писатель , чье имя увековечено в этом месте.
1 ряд . А) Ясная Поляна (Тульская область) . Б) Вешенская (Ростовская область) . В) Мелихово (Подмосковье) . Г) Сростки (Алтайский край) . Д) Шахматово (Подмосковье) .
2 ряд . а) Чехов. б) Лев Толстой. в) Блок. г) Шолохов. д) Шукшин.
Оценки
14 баллов – «5+»
12 - 13 - «5»
8 - 11 - «4»
4 - 7 - «3»
0 - 3 - «Увы!..»