МБОУ «Хохольская СОШ»
«Живу и помню»
методическая разработка
литературно-музыкальной композиции,
посвящённой Победе в Великой Отечественной войне
подготовили:
Авдеева Елена Владимировна
учитель химии МБОУ «Хохольская СОШ»
Попова Инга Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Хохольская СОШ»
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции подготовлена для проведения финала открытого фестиваля посвящённого 76-ой годовщине освобождения г. Воронежа и Воронежской области от немецко-фашистских захватчиков «Живу и помню». Данная разработка включает цели и задачи классного часа, презентацию и сценарий.
ЦЕЛИ:
Мотивация к изучению истории родной страны.
Сохранение и развитие лучших традиций патриотического воспитания молодёжи.
Воспитание чувства гордости за свою страну, малую родину, семью и ответственность за свои поступки.
Формирование нравственной культуры, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
Воспитание ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
ЗАДАЧИ:
развитие гражданского самосознания;
воспитание эмоциональной отзывчивости;
развитие у чувства патриотизма и любви к своей Родине.
ОБОРУДОВАНИЕ:
актовый зал, мультимедийная и музыкальная аппаратура.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(фон вечный огонь)
Слова под звук метронома:
- Тем, кто шел за Родину, выстоял и победил!
- Тем, кто согревал близких дыханием в стужу блокадных ночей!
- Тем, кто знал запах гари бухенвальдских печей!
- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну!
- Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену!
- Тем, кто ради правого дела сердце и жизнь отдать был готов!
- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов!
- Всем тем, кто ушел в бессмертие, и всем, кто победил, посвящается….
Музыкальная заставка (из песни «Вставай страна огромная»)
Вед: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Какими были они, солдаты Великой Отечественной?
Вед: Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого, призывники и добровольцы?
Вед: Какие они, ребята поколения сороковых?
Мирное время (звучит фонограмма «Утомленные солнцем»). На сцене появляются главные герои – юноша и девушка.
Девушка: Боже мой, как хорошо мы жили до войны! Я училась на первом курсе, по вечерам работала в библиотеке, бегала на танцы.
Выходят девушки и парни, общаясь, здороваясь друг с другом на заднем плане
Я до сих пор помню эти длинные летние вечера, свет фонарей в аллеях, запах сирени. Жизнь казалась такой безоблачной и бесконечно длинной…
На сцене пары начинают танцевать.
Юноша: А я работал на фабрике, учился в техникуме в вечернюю смену. Мы дружно жили: мама, я и мой младший брат. По выходным мы часто ходили в парк. Мы любили с братом запускать воздушного змея. Мы отпускали его и падали в траву, и смотрели, как он превращается в маленькую, едва различимую точку и исчезает в вышине.
нарастающие звуки падающих бомб и рокот самолетов (тихо).
Девушка: Детство наше закончилось внезапно.
Запись Левитана о нападении Германии на Советский Союз.
Звучит песня «Священная война»,
Парни прощаются с девушками и строятся в колонну
Девушка: Казалось, тревога разлита в самом воздухе. На улицах уже не встретишь беззаботных прохожих, лица сосредоточенные, нахмуренные брови. Страшно просыпаться, страшно засыпать. В нашем общежитии самое популярное место – в коридоре, где черная тарелка репродуктора. Сводки с фронтов идут каждый час.
Юноша: Я не узнаю свой город: окна домов залеплены белыми полосами, с наступлением сумерек город погружается в кромешную тьму: так мы спасаемся от воздушных налетов. Когда живешь, не зажигая света, почему-то начинаешь шептать, будто бы фашистский летчик может тебя услышать.
Девушка: Мы с девчонками организовали дежурство по время бомбежек. Часть из нас сопровождает людей в убежища, помогает им там, остальные в это время тушат немецкие фугасы… Мы почти не едим: все на фронт, все для Победы. Бывает, за день набегаешься так, что только перед сном вспоминаешь, что забыла поесть. Родные волнуются за меня, когда я на дежурстве. А я волнуюсь за них…
Юноша: Завтра с утра в эшелон и на фронт. С собой – вещмешок, сухой паек и томик стихов Есенина… Прощай, мама! Береги себя и брата.
Звучит мелодия «Прощание славянки» (тихо).
Девушка:
Сороковые – роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые! (Д. Самойлов «Сороковые»)
Юноша: Большинство ребят с моего курса уже воюют. Какая это высокая цель – спасти Родину от врага! Грудью встать на защиту родной земли от фашистов…
Номер Танец
На сцену выходят юноша и девушка в солдатской форме.
Девушка:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите,
И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Юноша:
Ах, война, что ж ты подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад. (Б. Окуджава)
Вед: Это звучало, как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад…»
Вед: Но не всем было дано вернуться.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Номер песня
Вед: Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное, были в чем-то похожи на нас.
Юноша:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы. (Николай Майоров)
Девушка:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать. (Юлия Друнина)
Девушка:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина)
Юноша:
Я убит подо Ржевом,
Тот – еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю,-
Что я больше могу? (А. Твардовский «Я убит подо Ржевом»)
Картинка №3. Звучит музыка Р. Шуман «Грезы». На сцене девушка и юноша, которые разыгрывают сценическую композицию по повести
В. Астафьева «Пастух и пастушка. Современная пастораль».
Автор: (Она медленно двигается по сцене). И брела она по дикому полю, непаханому, нехоженому, косы не знавшему. В сандалии её сыпались семена трав. Насколько охватывал взгляд – немая степь кругом. Людей не было. Птиц не слышно. Ничто не тревожило пустынной тишины. В глазах ее стояли слезы. Могилу затянуло полынью и татарником.
(Она опускается на колени перед могилой):
- Как долго я искала тебя! Почему ты лежишь один посреди России?
Больше она ничего не говорила. Думала. Вспоминала.
(Он выходит на сцену, садится на скамью).
Автор: О чем он думал? На что надеялся? Какие мечты у него были?
Он: - я думал про нашу встречу – как все получится, какой она будет, эта встреча? Приедет ли она в наше местечко, сядет на скамейку у дома и будет ждать. Так вот все и вышло: сижу на скамейке под тополями, а вот и она, диво-дивное, в том же платьице, в тех же туфлях… (девушка поднимается от могилы проходит мимо и на последней фразе видит его) Неужели мимо пройдет?
Она: (медленно подходя к нему). Сашка?! (Дотронулась до него, ощупала его лицо, шею… Затем обеими руками обхватила его лицо). В самом деле, Сашка! (припала к нему)
Звучит отрывок из рок-оперы Н. Рыбникова «Юнона и Авось» «Ты меня на рассвете разбудишь…»
Он (гладит волосы):
Ты меня на рассвете разбудишь.
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Она (берутся за руки):
Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: «Боже всевышний!
(отпускают руки)
Я тебя никогда не забуду.
(он уходит)
Я тебя никогда не увижу».
Она: (к залу). А я живу. Ем хлеб, веселюсь по праздникам. Господи! Один посреди России. Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро.
Звучит мелодия «Журавли», выход ведущих.
1-й:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает.
2-й:
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
3-й:
В Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
4-й:
На братских могилах нет плачущих вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче? (В. Высоцкий «Братские могилы»)
Номер песня?
Выходят два солдата.
Первый: Ребята, а ведь война действительно закончилась! Даже не верится. Больше мы не услышим ни свиста пуль, ни воя падающих бомб. А дел у нас сейчас будет невпроворот.
Второй: Все правильно. И работ, и забот у нас сейчас будет много. И девушки нас ждут… Только вот нельзя нам… Нельзя в круговерти дел и событий забывать о прошедшей войне…
Звучит песня «Журавли», выходят все участники мероприятия.
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.
Звучит голос Левитана о капитуляции Германии, на сцену выходят постепенно все участники, обнимаются, радуются на фоне песни «День Победы»
Номер песня
10