СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Этюды в музыке и в живописи"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие поможет учащимся расширить кругозор, познакомиться с особенностями исполнения жанра этюд, композиторами, чьи произведения успешно используются преподавателями в учебной программе на уроках фортепиано.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Этюды в музыке и в живописи"»

Сценарий

классного часа отделения фортепиано на тему:

«Этюды в музыке и в живописи».

Слайд 1. Ведущий: - Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем зале! Тема нашей встречи «Этюды в музыке и в живописи».

Слайд 2. И открывает наш вечер учащаяся 5 класса, которая исполнит Этюд ре минор Германа Беренса.

Ведущий: - Все Вы неоднократно слышали слово «этюд». В дневниках наших учеников преподаватели постоянно пишут «Работать над этюдом! Выучить этюд!». Что же это за загадочное слово «ЭТЮД»? Что оно означает?

Слайд 3. Слово «этюд» в переводе с французского языка означает «обучение» или «исследование».

Этюд ля минор французского педагога и пианиста Теодора Лака.

Слайд 4. Жанр Этюд встречается во многих видах творчества: живописи, театре, литературе, музыке.

В музыке Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. В одном этюде, например, может быть много триолей или синкоп, залигованных нот или, напротив, стаккато - для того, чтобы музыкант смог отточить свое мастерство.

Существуют этюды для пения (вокализы) и для всех инструментов.

Этюдам придается музыкальное содержание и форма. В эпоху преобладания полифонии писались этюды для развития полифонической (многоголосной) техники: инвенции, токкаты. Есть еще этюды, предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки.

Слайд 4. Этюд Ардвида Жилинского Соль мажор

Ардвид Янович Жилинский (1905-1993) - латвийский и советский композитор, пианист. Автор опер, музыкальных комедий, балетов для детей, кантат, концертных, камерных и хоровых сочинений, музыки для кино и театра, также обращался к жанру этюда.

Слайд 5. Этюд Фа мажор Исаака Яковлевича Берковича.

Слайд 6. Этюд в живописи.

Этюд — в изобразительном искусстве — произведение, которое обыкновенно выполняется с натуры и может представлять собой пейзаж, натюрморт, портрет или другой жанр изобразительного искусства, основанный на отображении реальной действительности. Зачастую этюдом называют рисунок, который служит одним из вариантов будущего законченного произведения. Поэтому серьезный художник, как правило, делает несколько этюдов к одному крупному произведению.

Слайд 7. Рисунок должен быть точен по масштабу и пропорциям отдельных элементов, но без лишней детализации картины. Этюд выполняется на бумаге или непосредственно на холсте карандашом, углем или краской. К мастерам этюдной живописи можно отнести Левитана, Шишкина, Саврасова. Упражнение, повышающее мастерство написания пейзажей, также называется этюдом. Этюдная живопись способствует развитию глазомера, придает твердость руке художника.

Слайд 8, 9. Когда зритель смотрит на прекрасную завершенную картину, он, как правило, не думает, какой долгий и упорный труд предшествовал ее созданию. Никто не знает сколько подготовительных этюдов и набросков было выполнено во время работы над картиной. Никто не знает, сколько горечи, сомнений и разочарований приходится испытать художнику на пути к картине".

Слайд 10. История жанра этюда восходит к XVIII веку. Изначально произведения были исключительно учебными упражнениями, популярность которых возросла, когда фортепиано стало любимым инструментом для домашнего музицирования в Европе.

Расцвет этюда как музыкальной формы приходится на вторую половину XIX (19) и начало XX века.

Огромную роль в развитии музыкального этюда сыграл австрийский пианист и композитор Карл Черни. Он считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит он созданием огромного количества этюдов для фортепиано. Его этюды исключительно целенаправленные, они призваны помочь в овладении безотказной пианистической техникой.

Слайд 11. Каждый год осенью в нашей школе проходит школьный конкурс этюдов «Виртуоз». Этюды Карла Черни являются обязательными для исполнения конкурсантами. Сейчас перед вами выступят учащиеся, которые подготовили этюды Черни. Некоторые из них попробуют свои силы и на конкурсе.

Этюд Черни № 15

Этюд №32

Этюд № 8

Этюд № 17

Этюд № 8

Этюд Соль мажор

Этюд №12

Этюд №1 оп.299

Этюд №3 оп. 299

Слайд 12. Многие пианисты-педагоги задумывались над развитием технических навыков своих учеников. Этюды Берковича, Беренса, Лака, Жилинского, Гнесиной часто звучат в программе наших ребят.

Елена Гнесина — советская пианистка—педагог, заслуженный деятель искусств.

Основоположница современной трехступенной системы музыкального образования в России – школа, музыкальное училище, институт (консерватория, академия). Она автор детских песен, фортепианных пьес и упражнений, которые охотно используют преподаватели и играют дети.

Елена Гнесина Этюд До мажор

Елена Гнесина Этюд До мажор

Слайд 13. Людвиг Шитте (1848— 1909) — датский пианист и композитор, ученик Ференца Листа. Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.

Сейчас перед вами выступят ребята, которые выучили Этюды Людвига Шитте.

Этюд До мажор

Этюд ля минор

Этюд ми минор

В завершении нашего вечера хочется сказать, что Этюд - пожалуй, лучший способ для оттачивания отдельных элементов игры: во-первых, играть его не так скучно, как гаммы или другие упражнения, а во-вторых, музыканты могут на нем комплексно проработать самые разные техники.

Слайд 14. Ну а мы хотим пожелать нашим юным музыкантам большого терпения, силы воли и покорения новых творческих вершин. Спасибо за внимание! До новых встреч!





Использованная литература:

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь, 1890-1907.

Интернет-источники:

https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/e/chto-takoe-etjud

https://znanija.com/task/1848461

https://www.kakprosto.ru/kak-894321-chto-takoe-etyud#ixzz4vIXXJUcn

http://parzefal.com/Nadyrova/library/20127.pdf

http://ped-kopilka.ru/blogs/poljakova-lubov/biografija-e-f-gnesinoi.html

http://enc-dic.com/enc_music/Berens-G-JU-842/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!