Лингвистический праздник «Давайте любить свой язык!»
Цели:
привить учащимся интерес к школьному курсу «Русский язык и литература»;
приобщить ребят к искусству слова, помочь ощутить его как гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую ценность русской речи;
раскрыть творческие способности школьников ;
совершенствовать речевую культуру учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, портреты русских писателей.
Формы работы: инсценирование, декламация стихотворений, выразительное чтение.
Ход мероприятия
1 ведущий.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик!
На совете,
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
2 ведущий.
- Мы хотим рассказать вам о замечательном учителе – о русском языке.
(Выходит Русский язык)
3 ведущий.
Русский язык подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки. И сегодня мы будем говорить о нём. Всего, конечно, не скажешь, но интересно и важно, что думали и думают о русском языке писатели - классики и современники.
Ребята, кто знает высказывания великих людей о русском языке?
5 ведущий.
- Речь – драгоценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому, что он говорит. Например, если кто-то скажет «Бежи к ихнему дому», значит, он плохо владеет русским языком.
Демонстрируется презентация
1 ведущий. Кто с правилами дружен, тот твёрдо убеждён:
Фарфор нам очень нужен, а фарфор не нужён,
2 ведущий. Не говори алфавит, а только алфавит
Кто говорит алфавит, неверно говорит.
3 ведущий. Не говори каталог, а только каталог.
1 ведущий. А творог?
3 ведущий. Можно творог, а можно и творог.
4 ведущий. А если в магазин вдруг портфели завезли,
То не ходи в магазин – не купишь портфели.
5 ведущий. Когда мы на машине летим во весь опор,
то нас везёт не шофер, а нас везёт шофёр.
Шофёр – он любит дело, профессию свою.
А с шофёром мы быстро влетим в аварию.
6 ведущий. И пусть не будет тайной для взрослых и ребят,
Что в парке не статуи, а статуи стоят.
1 ведущий. А если вы в театр явились, например,
То не ходите в партер, пожалуйте в партер.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Русский язык: - А сейчас с удовольствием, точнее, без всякого удовольствия представляю вам одного учащегося, уж он-то вас позабавит!
(Инсценировка)
Стародум: - Здоровья вам, сударыня. До моих ушей дошло, что сын ваш Митрофанушка брать уроки изволил. Любопытно было бы послушать, чему он выучился.
Простакова: - Всем наукам, батюшка!
Митрофан: - Всему, чему изволишь!
Стародум: - Чему бы, например?
Митрофан (подаёт книги): – Вот, грамматике.
Стародум: -Что же вы в ней знаете?
Митрофан: - Много. Существительно да прилагательно.
Стародум: - Дверь, например, какое имя: прилагательное или существительное?
Митрофан: - Дверь? Котора дверь?
Стародум: - Какая дверь? Вот эта!
Митрофан: - Эта дверь – прилагательная.
Стародум: - Почему же?
Митрофан: - Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь стоит, шестую неделю как не навешена, так та покамест существительная.
Стародум: - Так. Стало быть, у тебя слово дурак – прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: - Стало быть.
Простакова: Что, каково, мой батюшка?
Стародум: - Как нельзя лучше. В грамматике Митрофан, я вижу, силён.
Митрофан (радостно): - Не хочу учиться, а хочу жениться! (Убегает, следом за ним -Простакова.)
Стародум: - В человеческом невежестве весьма утешительно считать за вздор всё, чего не знаешь! (Раскланивается, уходит.)
- Русский язык является одним из наиболее развитых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к родному русскому языку.
- Наш лингвистический калейдоскоп о культуре – культуре речи.
- Чтобы речь была грамотной, надо правильно произносить слова.
- Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы каждый из вас мог понять.
Русский язык: - Целый смешной урок показать вам не берусь, но о смешных случаях на уроках расскажу охотно.
Русский язык: - Поставь ударение в слове «девочка».
1 ученик: - Я не могу – девочек ударять нельзя.
Русский язык: - Придумай предложение со словом «уха».
2 ученик: - У Маши на голове два уха.
Русский язык: - Какие ты знаешь знаки препинания?
1 ученик: - Восклицательный, вопросительный знак, точку…
2 ученик (подсказывает): - Запяточку!
Русский язык: - Какие ты знаешь разделы русского языка?
1 ученик: - Синтаксис и пунктаксис!
Русский язык: - Какую роль играет частица «не» в предложении: «Я не выучил урок»?
2 ученик: - Она мешает мне выучить урок.
Русский язык: - Проспрягай, пожалуйста, глагол «идти».
1 ученик: - Я иду…ты идёшь..
Русский язык: - Побыстрее!
2 ученик: - Он бежит, мы бежим, вы бежите!
- Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными. Послушайте, как мальчик Витя разговаривал со своей сестрой.
Витя сидит на стуле, положив ногу на ногу. В руках у него книжка. Входит сестра.
Сестра: – Здравствуй, Витя!
Витя (снисходительно): - Здрасьте!
Сестра: - Витя, сходи за водой. И вот ещё к тебе просьба: наколи дров.
Витя (недовольно): - Вот ещё!
Сестра: - Ну, пожалуйста, не тяни, а не то я не успею рубашку тебе постирать.
Витя: - Ну и пожалуйста!
Сестра: - Витя, подумай, что ты говоришь. Мне очень надо поскорее освободиться.
Витя: - Подумаешь, очень надо…
Оба уходят.
- Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме.
- Только с помощью грамматики слова оформляются в предложения, которыми мы пользуемся при общении друг с другом как в устной, так и письменной форме.
- При несоблюдении правил грамматики у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.
На сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив.
Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?
Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. ( Ставит Пете градусник.) А в каком классе учитесь, молодой человек?
Петя. В пятом «Бы».
Доктор. В пятом «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор. Жутко и весело! Гм… А учитесь как?
Петя. Порядочек! Железно. Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…
Доктор. Порядочек… Железно… (Берёт у Пети градусник). Ну-ка, открой рот. ( Петя открывает рот, высовывает язык.) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он. (Извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.
Доктор и Петя уходят.
- Некоторые ученики говорят правильно только на уроке. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, а подчас и грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась.
Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.
- Хорошо написал Серёжа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Серёжу.
Серёжа (шапка у него сбита набок, в руках расстёгнутый портфель). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!
Появляется Мишка.
Миша. Ну как контрольная прошла?
Серёжа. Классно! На все десять! Ну что, Мишка, махнём сегодня в кино? Там, говорят, фильм идёт такой – блеск!
Миша. Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?
Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей. Гуд бай. Мы отчаливаем.
Серёжа и Миша убегают.
- В своей речи мы должны употреблять слова в том значении, которое они имеют, а не так, как описано в стихотворении Ю. Благова «Тонкость выражения».
Двух гражданок городских
Слушал я при встрече.
Заурядные у них
Обороты речи.
Никаких таких примет,
Только многократно
Там, где надо, там, где нет,
Слышится обратно:
- Главк обратно ордер дал
Нашему соседу.
- А у нас большой скандал
Был обратно в среду.
- Я обратно плащ взяла,
Там обратно пятна.
- В наследство нам достался богатый, меткий, красивый русский язык. Мы должны вдумчиво относиться к каждому его слову, не засорять свою речь неправильными выражениями.
- Обратно – значит «назад», а кое- кто употребляет это слово в смысле «опять», «снова», например: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получается бессмыслица. Можно подумать, что на протяжении всего лета он ехал из лагеря.
- Великий русский писатель М. Горький говорил о языке так: « Язык – это инструмент, надо учиться ему, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более яркую, простую форму».
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём впервые я сказала «мама»,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в такой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
- Берегите наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. (И. С. Тургенев)
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Овладевайте русским языком!
Боритесь за культуру речи!