СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий лингвистического праздника"Давайте любить свой язык!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий проведения лингвистического праздника "Давайте любить свой язык!"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий лингвистического праздника"Давайте любить свой язык!"»


Лингвистический праздник «Давайте любить свой язык!»


Цели:

  1. привить учащимся интерес к школьному курсу «Русский язык и литература»;

  2. приобщить ребят к искусству слова, помочь ощутить его как гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую ценность русской речи;

  3. раскрыть творческие способности школьников ;

  4. совершенствовать речевую культуру учащихся.


Оборудование: мультимедийная презентация, портреты русских писателей.

Формы работы: инсценирование, декламация стихотворений, выразительное чтение.


Ход мероприятия


1 ведущий.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик!


На совете,

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.


2 ведущий.

- Мы хотим рассказать вам о замечательном учителе – о русском языке.

(Выходит Русский язык)

3 ведущий.

Русский язык подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки. И сегодня мы будем говорить о нём. Всего, конечно, не скажешь, но интересно и важно, что думали и думают о русском языке писатели - классики и современники.

Ребята, кто знает высказывания великих людей о русском языке?


5 ведущий.

- Речь – драгоценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому, что он говорит. Например, если кто-то скажет «Бежи к ихнему дому», значит, он плохо владеет русским языком.


Демонстрируется презентация

1 ведущий. Кто с правилами дружен, тот твёрдо убеждён:

Фарфор нам очень нужен, а фарфор не нужён,


2 ведущий. Не говори алфавит, а только алфавит

Кто говорит алфавит, неверно говорит.


3 ведущий. Не говори каталог, а только каталог.


1 ведущий. А творог?


3 ведущий. Можно творог, а можно и творог.


4 ведущий. А если в магазин вдруг портфели завезли,

То не ходи в магазин – не купишь портфели.


5 ведущий. Когда мы на машине летим во весь опор,

то нас везёт не шофер, а нас везёт шофёр.

Шофёр – он любит дело, профессию свою.

А с шофёром мы быстро влетим в аварию.


6 ведущий. И пусть не будет тайной для взрослых и ребят,

Что в парке не статуи, а статуи стоят.


1 ведущий. А если вы в театр явились, например,

То не ходите в партер, пожалуйте в партер.




Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!


Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!


Русский язык: - А сейчас с удовольствием, точнее, без всякого удовольствия представляю вам одного учащегося, уж он-то вас позабавит!


(Инсценировка)

Стародум: - Здоровья вам, сударыня. До моих ушей дошло, что сын ваш Митрофанушка брать уроки изволил. Любопытно было бы послушать, чему он выучился.

Простакова: - Всем наукам, батюшка!

Митрофан: - Всему, чему изволишь!

Стародум: - Чему бы, например?

Митрофан (подаёт книги): – Вот, грамматике.

Стародум: -Что же вы в ней знаете?

Митрофан: - Много. Существительно да прилагательно.

Стародум: - Дверь, например, какое имя: прилагательное или существительное?

Митрофан: - Дверь? Котора дверь?

Стародум: - Какая дверь? Вот эта!

Митрофан: - Эта дверь – прилагательная.

Стародум: - Почему же?

Митрофан: - Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь стоит, шестую неделю как не навешена, так та покамест существительная.

Стародум: - Так. Стало быть, у тебя слово дурак – прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: - Стало быть.

Простакова: Что, каково, мой батюшка?

Стародум: - Как нельзя лучше. В грамматике Митрофан, я вижу, силён.

Митрофан (радостно): - Не хочу учиться, а хочу жениться! (Убегает, следом за ним -Простакова.)

Стародум: - В человеческом невежестве весьма утешительно считать за вздор всё, чего не знаешь! (Раскланивается, уходит.)




- Русский язык является одним из наиболее развитых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к родному русскому языку.


- Наш лингвистический калейдоскоп о культуре – культуре речи.


- Чтобы речь была грамотной, надо правильно произносить слова.


- Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы каждый из вас мог понять.


Русский язык: - Целый смешной урок показать вам не берусь, но о смешных случаях на уроках расскажу охотно.


Русский язык: - Поставь ударение в слове «девочка».

1 ученик: - Я не могу – девочек ударять нельзя.

Русский язык: - Придумай предложение со словом «уха».

2 ученик: - У Маши на голове два уха.

Русский язык: - Какие ты знаешь знаки препинания?

1 ученик: - Восклицательный, вопросительный знак, точку…

2 ученик (подсказывает): - Запяточку!

Русский язык: - Какие ты знаешь разделы русского языка?

1 ученик: - Синтаксис и пунктаксис!

Русский язык: - Какую роль играет частица «не» в предложении: «Я не выучил урок»?

2 ученик: - Она мешает мне выучить урок.

Русский язык: - Проспрягай, пожалуйста, глагол «идти».

1 ученик: - Я иду…ты идёшь..

Русский язык: - Побыстрее!

2 ученик: - Он бежит, мы бежим, вы бежите!


- Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными. Послушайте, как мальчик Витя разговаривал со своей сестрой.


Витя сидит на стуле, положив ногу на ногу. В руках у него книжка. Входит сестра.


Сестра: – Здравствуй, Витя!

Витя (снисходительно): - Здрасьте!

Сестра: - Витя, сходи за водой. И вот ещё к тебе просьба: наколи дров.

Витя (недовольно): - Вот ещё!

Сестра: - Ну, пожалуйста, не тяни, а не то я не успею рубашку тебе постирать.

Витя: - Ну и пожалуйста!

Сестра: - Витя, подумай, что ты говоришь. Мне очень надо поскорее освободиться.

Витя: - Подумаешь, очень надо…


Оба уходят.


- Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме.

- Только с помощью грамматики слова оформляются в предложения, которыми мы пользуемся при общении друг с другом как в устной, так и письменной форме.

- При несоблюдении правил грамматики у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.

На сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив.

Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.

Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. ( Ставит Пете градусник.) А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В пятом «Бы».

Доктор. В пятом «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело! Гм… А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно. Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…

Доктор. Порядочек… Железно… (Берёт у Пети градусник). Ну-ка, открой рот. ( Петя открывает рот, высовывает язык.) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он. (Извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

Доктор и Петя уходят.

- Некоторые ученики говорят правильно только на уроке. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, а подчас и грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась.

Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.

- Хорошо написал Серёжа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Серёжу.

Серёжа (шапка у него сбита набок, в руках расстёгнутый портфель). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!

Появляется Мишка.

Миша. Ну как контрольная прошла?

Серёжа. Классно! На все десять! Ну что, Мишка, махнём сегодня в кино? Там, говорят, фильм идёт такой – блеск!

Миша. Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?

Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей. Гуд бай. Мы отчаливаем.

Серёжа и Миша убегают.

- В своей речи мы должны употреблять слова в том значении, которое они имеют, а не так, как описано в стихотворении Ю. Благова «Тонкость выражения».

Двух гражданок городских

Слушал я при встрече.

Заурядные у них

Обороты речи.

Никаких таких примет,

Только многократно

Там, где надо, там, где нет,

Слышится обратно:

- Главк обратно ордер дал

Нашему соседу.

- А у нас большой скандал

Был обратно в среду.

- Я обратно плащ взяла,

Там обратно пятна.

- В наследство нам достался богатый, меткий, красивый русский язык. Мы должны вдумчиво относиться к каждому его слову, не засорять свою речь неправильными выражениями.

- Обратно – значит «назад», а кое- кто употребляет это слово в смысле «опять», «снова», например: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получается бессмыслица. Можно подумать, что на протяжении всего лета он ехал из лагеря.

- Великий русский писатель М. Горький говорил о языке так: « Язык – это инструмент, надо учиться ему, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более яркую, простую форму».

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём впервые я сказала «мама»,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в такой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.

- Берегите наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. (И. С. Тургенев)


Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте русским языком!

Боритесь за культуру речи!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!