СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальная композиция «Не вернувшиеся из боя». (По роману Б. Васильева «В списках не значился»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку тематического мероприятия, посвященного Великому празднику Победы 9 мая. Данная методическая разработка может быть использована для проведения тематических классных часов, а также для организации самостоятельного внеклассного мероприятия. Материал может быть использован для обучающихся второй и третьей ступени школьного обучения.  

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальная композиция «Не вернувшиеся из боя». (По роману Б. Васильева «В списках не значился»)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда»



Сценарий литературно-музыкальная композиция

«Не вернувшиеся из боя».

(По роману Б. Васильева «В списках не значился»)





Мачеева Анна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Гимназии № 16

Тракторозаводского района Волгограда













Волгоград 2023

Литературно-музыкальная композиция

«Не вернувшиеся из боя»

Цель: расширение знаний учащихся о литературном наследии, посвящённом военной тематике.

Задачи:

  1. знакомство с литературными произведениями о войне;

  2. формирование ассоциативного и критического мышления учащихся;

  3. развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся и их самореализацию через интерес к произведениям о войне;

  4. воспитание чувство патриотизма.


Предварительная подготовка:

При подготовке литературно-музыкальной композиции учащиеся делятся на группы по интересам:

  • ведущие

  • чтецы

  • художники по костюму

  • декораторы

  • исполнители театральной постановки и музыкальных произведений

Оборудование:

  1. мультимедийная установка;

  2. фрагменты произведений:

    • Б.Васильев «В списках не значился»;

    • Окуджава Б.Ш. «До свидания, мальчики!»

    • Рождественский Р. «Двести десять шагов»

    • Шефнер В. «22 июня»;

    • Агапкин В.И. марш «Прощание славянки»;

    • Александров А.В., Лебедев – Кумач В.И. «Священная война»;

    • Ян Френкель, Расул Гамзатов «Журавли»;

    • песня из к/ф «Офицеры» «От героев былых времен…»


Ход мероприятия


(Звучит марш «Прощания славянки». Чтецы под музыку выходят на сцену и выстаиваются. Музыка постепенно стихает, учащиеся по очереди читают стихи)


1 чтец.
Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!


2 чтец.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

(Звучит отрывок из музыкального произведения «Священная война», затем музыка стихает, чтецы продолжают)


3чтец.
22 июня 1941 года. Этот страшный день вошел в жизнь нашего народа ужасным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых и раненых.

4 чтец.

Война не обошла стороной ни одну семью. 27 млн. своих сыновей, дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили свои жизни ради нашей победы.


5 чтец.

Фашистами было разрушено более 2 тыс. городов и сел. Взорвано около 32 тыс. заводов и фабрик.


6 чтец.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли за солдатом солдат...


(Учащиеся исполняют песню «Журавли», которая сопровождается показом документальных кадров Великой Отечественной войны)

1 чтец.

Четыре года без отдышки

Вела ее страна,

Но были музыка и книжки,

Была война.

2 чтец.

Да. Брест сражался не без славы,

Но Керчь сдана.

Потом дошли мы до Варшавы.

Была война.

3 чтец.

Была Германия едина,

Была сильна.

Но пали крепости Берлина.

Была война.

4 чтец.

Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»


(Инсценировка по роману Бориса Васильева «В списках не значился»)

(Раненый солдат. Входит с автоматом второй, устало садится рядом)

Семишный. Мы честно выполняли свой долг, себя не щадя. И до конца, так до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чему умрешь. Только так. Только так солдат. Смертью смерть поправ, только так.
Плужников. Сил нету, Семишный. Сил больше нету.
Семишный. Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы. Расстегни меня. Ватник, гимнастерку – всё. Расстегнул? Сунь руку. Ну? Чуешь силу? Чуешь? С первого дня на себе ношу. Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего, теперь твой черед. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя – Родины нашей честь. Не запятнай, лейтенант.
Плужников. Не запятнаю.

Семишный. Повторяй: клянусь.

Плужников. Клянусь!

Семишный. Никогда: ни живым, ни мертвым…

Плужников. Ни живым, ни мертвым…

Семишный. Не отдавать врагу боевого знамени…

Плужников. Боевого знамени…

Семишный. Моей Родины!

Плужников. Моей Родины! (встав на колено, поцеловал шелк знамени на груди старшины)

Семишный. Когда помру, на себя наденешь. А раньше не тронь. С ним жил с ним и помереть хочу.

Плужников. Двоих я сегодня убил. Метель на дворе, удобно.

Семишный. Не сдали мы крепость. Не сдали.

Плужников. Не сдали. И не сдадим.

(молчание. Старшина медленно сползает, гаснет свет)


Ведущий. Плужников снял со старшиной знамя, разделся до пояса, обмотал знамя вокруг себя. Холодный шелк вскоре согрелся, и он все время чувствовал его особую, волнующую теплоту. Все врем – и когда хоронил Семишного, и потом, когда лежал на его постели, укрывшись всеми бушлатами.

Он лежал и спокойно думал, что никого и ничего уже не боится: ни немцев, ни смерти, ни холода. Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее – свою личность. Свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим Родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени. И спокойно сознавал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту личность, где и как она жила, кого любила и как погибла. Важно было одно: чтобы звено, связывающее прошлое и будущее в единую цепь времен, было прочным. И твердо знал, что звено это прочно и вечно.

(Из глубины сцены неровный луч фонарика)

Плужников. Стой! Стреляю!

Свицкий. Не стреляйте! Я не немец! Пожалуйста, не стреляйте! Они послали меня!

Плужников. Освети лицо. Иди прямо. Свети только под ноги.

Свицкий. Не стреляйте! Они послали сказать, чтобы Вы выходили. Они сожгут Вас огнем, а меня расстреляют, если Вы откажитесь.

Плужников. Погаси фонарь! Кто ты?

Свицкий. Какая разница? Какая разница, кто я? Они сожгут Вас огнем, а меня расстреляют.

Плужников. Я стал плохо видеть на свету, и они загнали меня в ловушку.

Свицкий. Их много.

Плужников. У меня все равно нет патронов. Где наши? Ты что-нибудь

слышал, где наши?

Свицкий. Понимаете, ходят слухи… Ходят хорошие слухи, что немцев разбили под Москвой. Очень сильно разбили.
Плужников. А Москва наша? Немцы не брали Москву?
Свицкий. Нет, нет, что Вы! Это я знаю совершенно точно. Их разбили под

Москвой. Под Москвой, понимаете?

Плужников (после молчания). Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза. Помогите мне, товарищ.
Свицкий. Товарищ! Вы сказали: товарищ? Боже мой, я думал, что никогда уже не услышу ни одного слова.

Плужников. Помоги мне. У меня что-то с ногами. Они плохо слушаются. Я обопрусь на твое плечо. Пойдем. Не зажигай свет. Я вижу в темноте. Скажешь нашим, когда они вернутся, что я спрятал… Нет, скажешь им, что крепости я не сдал. Пусть ищут. Пусть как следует ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля. (Опираясь на Свицкого, Плужников с трудом поднимается, оба уходят)

(Чтецы по очереди выходят на сцену и читают стихи)

  1. Чтец.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых, 

Средь весёлых и крепких ребят, 

Чьи-то тени в пилотках зелёных 

На окраины молча спешат. 

  1. Чтец.

Им нельзя задержаться, остаться – 

Их берёт этот день навсегда, 

На путях сортировочных станций 

Им разлуку трубят поезда. 

  1. Чтец.

Окликать их и звать их – напрасно, 

Не промолвят ни слова в ответ, 

Но с улыбкою грустной и ясной 

Поглядите им пристально вслед.

(Учащиеся исполнят песню из к/ф «Офицеры» «От героев былых времен…»)















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!