Сценарий
литературно-музыкальной композиции
Пушкин и Лермонтов: «судьбы скрещенья»
Составитель Вахонина Г.А.
Колокольный звон.
Демонстрация слайдов, изображающих Москву начала XIX века.
Чтец стихотворений
Пушкина: Перед нами
… Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Колокольный звон усиливается, затем стихает.
Зажигается свет.
На сцене – два мольберта, на которых портреты
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Ведущий по судьбе
Лермонтова: Город, которому более 850 лет, связал имена двух русских поэтов – Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Отсюда, из Москвы – из самого сердца нашей Родины, начинались их великие и трагические пути, связанные между собою незримыми нитями.
Ведущий по судьбе
Пушкина: 26 мая 1799 года в Москве «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скворцова у жильца ево моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр…» - гласит запись в метрической книге церкви Богоявления в Елохове.
Ведущий по судьбе
Лермонтова: Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве. Здесь учился он в Московском Благородном пансионе – привилегированном учебном заведении со славными традициями, где царили дух вольнолюбия, серьезный научный поиск, увлечения литературой и искусством. В 1830 году Лермонтов стал студентом Московского университета. В эти годы складывался духовный облик Михаила Юрьевича, его взгляды, созревала убежденность в великом будущем России, крепла мечта стать поэтом. «Москва моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!» - писал поэт.
Чтец стихотворений
Лермонтова: Москва, Москва… люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою – и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Ведущий по судьбе
Пушкина: Где бы ни бывал Пушкин, он всегда возвращался в Москву, которая встречала поэта восторженно. Пушкин был везде желанным гостем, в его честь устраивались званые вечера, торжественные приемы. Москва короновала поэта. Здесь жили многие друзья Пушкина – Вяземский, Чаадаев, Нащокин, Соболевский, Баратынский; здесь возникли и новые дружеские связи – с Мицкевичем, Веневитиновым, братьями Киреевскими, Погодиным, Шевырёвым, Зубковым, с московской литературной молодежью, с учеными, художниками, актерами. Московское общество первым познакомилось с «Борисом Годуновым» - этим любимым творением Пушкина. Здесь, в Москве, на одном из балов Пушкин впервые увидел юную Наталью Гончарову, а через два года Наталья Николаевна стала женой поэта; венчанье было в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.
Под мелодию романса Г. Свиридова из кинофильма «Метель»
танцевальная пара исполняет вальс.
Ведущий по судьбе
Лермонтова: В отличие от Москвы, с которой обоих поэтов связывали теплые воспоминания, Петербург, прекрасная и холодная северная столица, встречал их недобтожелательно. Город печальной славы, аристократических интриг и царской подозрительности.
Звучит песня А. Розенбаума «Декабристский сон».
Ведущий по судьбе
Пушкина: Пушкин: «Петербург мне не подходит ни в каком отношении, ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».
Ведущий по судьбе
Лермонтова: Лермонтов:
Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой…
Куда ни взглянешь, красный ворот
Как шиш торчит перед тобой…
Мундир с красным воротом носили полицейские в Петербурге.
Ведущий по судьбе
Пушкина: Здесь, в Петербурге, пересеклись судьбы двух великих поэтов…
На экране проецируются гравюры, изображающие Петербург
начала XIX века.
Инсценировка фрагментов из книги Г. Степанова
«День из жизни писателя».
Автор: Двадцатидвухлетний корнет лейб-гвардейского полка Михаил Лермонтов в извозчичьих санях подъехал к Певческому мосту.
Извозчик: Дальше, барин, ехать нельзя. Глядите, что твориться!
Автор: Извозчик указал кнутовищем в сторону Мойки. Всю улицу запрудили кареты, возки, сани. У подъезда большого дома княгини Волконской колыхалось огромная толпа людей всех возрастов, сословий и званий. Лермонтов, сдавленный со всех сторон, не в силах протиснуться вперед, остановился.
…Желая познакомиться с Пушкиным и отдать в его журнал «Современник» стихотворение «Бородино», он однажды приходил к этому дому. Пусто и тихо было тогда на Мойке. Обдумывая то, что он должен был сказать Пушкину, он не спеша шел по улице. Хотелось не только поделиться замыслами, но и рассказать ему о своей жизни. Оставалось всего лишь несколько шагов до крыльца дома. Вдруг парадная дверь распахнулась, и на улицу вышел среднего роста господин в черной шляпе, с курчавыми баками на щеках. Размахивая тростью, он быстро шел навстречу.
Лермонтов: Пушкин!
Автор: Глаза Пушкина встретились с его глазами… Надо было остановиться, сказать, что он идет к нему, но Лермонтов смутился, замешкался и пропустил Пушкина мимо. А теперь зачем пришел? Да, он мог тогда остановить Пушкина, мог заговорить с ним.
Лермонтов: Что я наделал? Это был единственный и теперь ужу неповторимый случай высказать ему преданность, признательность, любовь.
Автор: Уже в тот день, проклиная свою нерешительность, он был в совершенном отчаянии. Сейчас же чувство отчаяния было еще сильнее, потому что он слышал о безнадежном состоянии Пушкина и сознавал свое бессилие перед тем роковым, последним, страшным, что не в силах был отвратить…
Весть о дуэли Лермонтову принес вчера поздно ночью Святослав Раевский. Узнав о том, что поэт тяжело ранен, Лермонтов схватился за голову. Кто этот Дантес? Как посмел поднять руку на жизнь русского гения? Он сорвал со спинки кресла мундир и быстро надел его.
Лермонтов: Я поеду, вызову его на поединок!
Раевский: Постой. Неужели ты полагаешь, что этот прощелыга примет твой вызов? Он же трус! Спасаясь от первого вызова Пушкина, он посватался и женился на его свояченице.
Лермонтов: Не примет – я застрелю его на месте!
Раевский: Ах, Мишель… Да не он убил …
Автор: Раевский ушел. Лермонтов шагал по комнате. Подойдя к столу, он взял перья, бумагу и начал писать. Гусиное перо разбрызгивало чернильные кляксы.
Лермонтов: Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
Пал, оклеветанный молвой…
Автор: Первые строки послушно легли на бумагу. Они шли из самого сердца и были полны глубокой и искренной скорби. Но когда речь зашла о Дантесе, Лермонтов стал искать наиболее сильные выражения, чтобы обрисовать отталкивающий образ убийцы. Комкая бумагу, он бросал её под стол, вскакивал с кресла, нервно кружил по комнате…
Лермонтов: Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок…
Ведущий по судьбе
Лермонтова: Стихотворение «Смерть поэта» с припиской «Призыв к революции» царь получил по городской почте. Лермонтов был арестован и переведен в армейский Нижегородский полк, который в то время стоял на Кавказе, где шла война с горцами. Так Лермонтов оказался на Кавказе, который когда-то был приютом изгнанника Пушкина. Поэт Лермонтов повторял судьбу поэта Пушкина.
Чтец стихотворений
Пушкина: Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне…
Чтец стихотворений
Лермонтова: Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство моё;
вы носили меня
на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры
все мечтаю о вас
да о небе.
Чтец стихотворений
Пушкина: Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор…
Чтец стихотворений
Лермонтова: Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере – в стране тебе чужой
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
Звучит мелодия Г. Свиридова к кинофильму «Метель».
Ведущий по судьбе
Пушкина: В январе 1837 года на Черной речке, на окраине Петербурга, прозвучал выстрел, оборвавший жизнь Александра Сергеевича Пушкина…
Ведущий по судьбе
Лермонтова: Спустя четыре с половиной года, в июле 1841 года у подножия горы Машук близь Пятигорска на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов…
Ведущий по судьбе
Пушкина: «Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; поэт ли, гражданин, мыслитель – всех их неумолимый рок толкает в могилу,» - писал Александр Иванович Герцен.
Ведущий по судьбе
Лермонтова: Оба поэта осмелились поднять голову, осмелились бросить вызов судьбе…
Инсценированный диалог из стихотворения
Владимира Гришина «Прощай, Петербург!».
Дама в черном:
Ну что, поэт, опять – досада?
Вновь – в отдаленные края?
Поэт:
Позвольте, кто вы?
Что вам надо?
Дама в черном:
Ах, не признал?!
Судьба твоя!
Поэт:
Не верю я в судьбу нимало.
Я верю в разум.
Дама в черном:
Ох, брат, врешь.
Ведь он тебя привел в опалу.
Поэт:
Не разум виноват…
Дама в черном:
А что ж?
Поэт:
Та гнусность,
Что у нас во славе,
Страною правят…
Дама в черном:
…царь и бог.
Поэт:
Страною кнутобойцы правят.
Свобода загнана в острог,
И содрано с неё три шкуры…
Дама в черном:
На то – цензура, что пенять…
Поэт:
Ну да!
Свирепостью цензуры
Лишь развращенность измерять
И глупость обреченной власти.
Дама в черном:
Ты власть-то мыслишь одолеть
Стихами?
Поэт:
Мужики отчасти
Иное знают…
Дама в черном:
Что, ответь?
Поэт:
Топор, рогатина, дубина…
Дама в черном:
Перо да на топор сменить –
Что за прелестная картина
Поэт:
А и сменил бы, может быть…
Дама в черном:
Тебе осталось жить немного.
Поэт:
Кто знает…
Дама в черном:
Я ж – судьба не зря.
За все благодарим мы бога…
Поэт:
Добавь: и дурака-царя…
Дама в черном:
Ох, вот где Бенкендорф-то нужен…
Поэт:
Пиши донос, и весь секрет.
Дама в черном:
Мне это ни к чему. К тому же
И так ты обречен, поэт.
И без того тебе осталось,
Я повторю…
Поэт:
Поди ты прочь!
Звучит мелодия Г. Свиридова к кинофильму «Метель».
Ведущий по судьбе
Лермонтова: Пушкин и Лермонтов не встречались в жизни, хотя были современниками и судьбы их были очень близкими. Но их имена для нас всегда рядом. И неслучайно два великих поэта России после смерти как бы встретились в Москве – городе, который был их колыбелью.
Ведущий по судьбе
Пушкина: В 1880 году в центре Москвы на площади, носящей сейчас имя поэта, воздвигнут памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
На экран проецируется фотография памятника
А.С. Пушкину в Москве.
Ведущий по судьбе
Пушкина: Автор памятника – русский скульптор, сын крепостного крестьянина Александр Михайлович Опекушин. Первый памятник великому поэту создавался на деньги, собранные по всенародной подписке. «Пушкин – это творчество. Изобразить момент творчества необычайно трудно,» - сказал Анатолий Васильевич Луначарский о памятнике. Пушкин как бы остановился в глубокой задумчивости. Его поза проста и выразительна. Лицо поэта отрешенно. Опекушин искусно передал состояние творческого вдохновения.
На экран проецируется фотография памятника
М.Ю. Лермонтову в Москве.
Ведущий по судьбе
Лермонтова: В июне 1965 года на Лермонтовской площади в Москве был открыт памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Создатель его – скульптор Исаак Давыдович Бродский. Когда то на этом месте стоял дом, где родился поэт. Пьедестал увенчан бронзовой фигурой молодого человека в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Голова поэта гордо вскинута, ветер чуть приподнял полу сюртука. Во взгляде Лермонтова чувствуются мятежность, непокорность и сила духа. На бронзовой решетке изображен одинокий парус, сцена битвы Мцыри с барсом…
Чтец стихотворений
Пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа, -
Александр Сергеевич Пушкин.
Чтец стихотворений
Лермонтова: Ни перед кем я не склонял
Еще послушного колена:
То гордости была б измена;
И не поникну я главою,
Хотя б то было пред судьбою! –
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Колокольный звон.
9