СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Пушкин и Лермонтов: "судьбы скрещенья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий предназначен для внеурочного мероприятия по литературе в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции "Пушкин и Лермонтов: "судьбы скрещенья"»

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

Пушкин и Лермонтов: «судьбы скрещенья»

Составитель Вахонина Г.А.


Колокольный звон.

Демонстрация слайдов, изображающих Москву начала XIX века.


Чтец стихотворений

Пушкина: Перед нами

… Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!


Колокольный звон усиливается, затем стихает.

Зажигается свет.

На сцене – два мольберта, на которых портреты

А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Ведущий по судьбе

Лермонтова: Город, которому более 850 лет, связал имена двух русских поэтов – Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Отсюда, из Москвы – из самого сердца нашей Родины, начинались их великие и трагические пути, связанные между собою незримыми нитями.


Ведущий по судьбе

Пушкина: 26 мая 1799 года в Москве «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скворцова у жильца ево моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр…» - гласит запись в метрической книге церкви Богоявления в Елохове.


Ведущий по судьбе

Лермонтова: Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве. Здесь учился он в Московском Благородном пансионе – привилегированном учебном заведении со славными традициями, где царили дух вольнолюбия, серьезный научный поиск, увлечения литературой и искусством. В 1830 году Лермонтов стал студентом Московского университета. В эти годы складывался духовный облик Михаила Юрьевича, его взгляды, созревала убежденность в великом будущем России, крепла мечта стать поэтом. «Москва моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!» - писал поэт.

Чтец стихотворений

Лермонтова: Москва, Москва… люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою – и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!

Ведущий по судьбе

Пушкина: Где бы ни бывал Пушкин, он всегда возвращался в Москву, которая встречала поэта восторженно. Пушкин был везде желанным гостем, в его честь устраивались званые вечера, торжественные приемы. Москва короновала поэта. Здесь жили многие друзья Пушкина – Вяземский, Чаадаев, Нащокин, Соболевский, Баратынский; здесь возникли и новые дружеские связи – с Мицкевичем, Веневитиновым, братьями Киреевскими, Погодиным, Шевырёвым, Зубковым, с московской литературной молодежью, с учеными, художниками, актерами. Московское общество первым познакомилось с «Борисом Годуновым» - этим любимым творением Пушкина. Здесь, в Москве, на одном из балов Пушкин впервые увидел юную Наталью Гончарову, а через два года Наталья Николаевна стала женой поэта; венчанье было в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.


Под мелодию романса Г. Свиридова из кинофильма «Метель»

танцевальная пара исполняет вальс.


Ведущий по судьбе

Лермонтова: В отличие от Москвы, с которой обоих поэтов связывали теплые воспоминания, Петербург, прекрасная и холодная северная столица, встречал их недобтожелательно. Город печальной славы, аристократических интриг и царской подозрительности.


Звучит песня А. Розенбаума «Декабристский сон».


Ведущий по судьбе

Пушкина: Пушкин: «Петербург мне не подходит ни в каком отношении, ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».


Ведущий по судьбе

Лермонтова: Лермонтов:

Увы! как скучен этот город,

С своим туманом и водой…

Куда ни взглянешь, красный ворот

Как шиш торчит перед тобой…

Мундир с красным воротом носили полицейские в Петербурге.


Ведущий по судьбе

Пушкина: Здесь, в Петербурге, пересеклись судьбы двух великих поэтов…


На экране проецируются гравюры, изображающие Петербург

начала XIX века.


Инсценировка фрагментов из книги Г. Степанова

«День из жизни писателя».


Автор: Двадцатидвухлетний корнет лейб-гвардейского полка Михаил Лермонтов в извозчичьих санях подъехал к Певческому мосту.

Извозчик: Дальше, барин, ехать нельзя. Глядите, что твориться!

Автор: Извозчик указал кнутовищем в сторону Мойки. Всю улицу запрудили кареты, возки, сани. У подъезда большого дома княгини Волконской колыхалось огромная толпа людей всех возрастов, сословий и званий. Лермонтов, сдавленный со всех сторон, не в силах протиснуться вперед, остановился.

…Желая познакомиться с Пушкиным и отдать в его журнал «Современник» стихотворение «Бородино», он однажды приходил к этому дому. Пусто и тихо было тогда на Мойке. Обдумывая то, что он должен был сказать Пушкину, он не спеша шел по улице. Хотелось не только поделиться замыслами, но и рассказать ему о своей жизни. Оставалось всего лишь несколько шагов до крыльца дома. Вдруг парадная дверь распахнулась, и на улицу вышел среднего роста господин в черной шляпе, с курчавыми баками на щеках. Размахивая тростью, он быстро шел навстречу.

Лермонтов: Пушкин!

Автор: Глаза Пушкина встретились с его глазами… Надо было остановиться, сказать, что он идет к нему, но Лермонтов смутился, замешкался и пропустил Пушкина мимо. А теперь зачем пришел? Да, он мог тогда остановить Пушкина, мог заговорить с ним.

Лермонтов: Что я наделал? Это был единственный и теперь ужу неповторимый случай высказать ему преданность, признательность, любовь.

Автор: Уже в тот день, проклиная свою нерешительность, он был в совершенном отчаянии. Сейчас же чувство отчаяния было еще сильнее, потому что он слышал о безнадежном состоянии Пушкина и сознавал свое бессилие перед тем роковым, последним, страшным, что не в силах был отвратить…

Весть о дуэли Лермонтову принес вчера поздно ночью Святослав Раевский. Узнав о том, что поэт тяжело ранен, Лермонтов схватился за голову. Кто этот Дантес? Как посмел поднять руку на жизнь русского гения? Он сорвал со спинки кресла мундир и быстро надел его.

Лермонтов: Я поеду, вызову его на поединок!

Раевский: Постой. Неужели ты полагаешь, что этот прощелыга примет твой вызов? Он же трус! Спасаясь от первого вызова Пушкина, он посватался и женился на его свояченице.

Лермонтов: Не примет – я застрелю его на месте!

Раевский: Ах, Мишель… Да не он убил …

Автор: Раевский ушел. Лермонтов шагал по комнате. Подойдя к столу, он взял перья, бумагу и начал писать. Гусиное перо разбрызгивало чернильные кляксы.

Лермонтов: Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

Пал, оклеветанный молвой…

Автор: Первые строки послушно легли на бумагу. Они шли из самого сердца и были полны глубокой и искренной скорби. Но когда речь зашла о Дантесе, Лермонтов стал искать наиболее сильные выражения, чтобы обрисовать отталкивающий образ убийцы. Комкая бумагу, он бросал её под стол, вскакивал с кресла, нервно кружил по комнате…

Лермонтов: Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…


Ведущий по судьбе

Лермонтова: Стихотворение «Смерть поэта» с припиской «Призыв к революции» царь получил по городской почте. Лермонтов был арестован и переведен в армейский Нижегородский полк, который в то время стоял на Кавказе, где шла война с горцами. Так Лермонтов оказался на Кавказе, который когда-то был приютом изгнанника Пушкина. Поэт Лермонтов повторял судьбу поэта Пушкина.

Чтец стихотворений

Пушкина: Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне…


Чтец стихотворений

Лермонтова: Синие горы Кавказа, приветствую вас!

вы взлелеяли детство моё;

вы носили меня

на своих одичалых хребтах,

облаками меня одевали,

вы к небу меня приучили,

и я с той поры

все мечтаю о вас

да о небе.


Чтец стихотворений

Пушкина: Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор…


Чтец стихотворений

Лермонтова: Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере – в стране тебе чужой

Я сердцем твой – всегда и всюду твой.


Звучит мелодия Г. Свиридова к кинофильму «Метель».


Ведущий по судьбе

Пушкина: В январе 1837 года на Черной речке, на окраине Петербурга, прозвучал выстрел, оборвавший жизнь Александра Сергеевича Пушкина…


Ведущий по судьбе

Лермонтова: Спустя четыре с половиной года, в июле 1841 года у подножия горы Машук близь Пятигорска на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов…




Ведущий по судьбе

Пушкина: «Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; поэт ли, гражданин, мыслитель – всех их неумолимый рок толкает в могилу,» - писал Александр Иванович Герцен.


Ведущий по судьбе

Лермонтова: Оба поэта осмелились поднять голову, осмелились бросить вызов судьбе…


Инсценированный диалог из стихотворения

Владимира Гришина «Прощай, Петербург!».


Дама в черном:

Ну что, поэт, опять – досада?

Вновь – в отдаленные края?

Поэт:

Позвольте, кто вы?

Что вам надо?

Дама в черном:

Ах, не признал?!

Судьба твоя!

Поэт:

Не верю я в судьбу нимало.

Я верю в разум.

Дама в черном:

Ох, брат, врешь.

Ведь он тебя привел в опалу.

Поэт:

Не разум виноват…

Дама в черном:

А что ж?

Поэт:

Та гнусность,

Что у нас во славе,

Страною правят…

Дама в черном:

…царь и бог.

Поэт:

Страною кнутобойцы правят.

Свобода загнана в острог,

И содрано с неё три шкуры…

Дама в черном:

На то – цензура, что пенять…


Поэт:

Ну да!

Свирепостью цензуры

Лишь развращенность измерять

И глупость обреченной власти.

Дама в черном:

Ты власть-то мыслишь одолеть

Стихами?

Поэт:

Мужики отчасти

Иное знают…

Дама в черном:

Что, ответь?

Поэт:

Топор, рогатина, дубина…

Дама в черном:

Перо да на топор сменить –

Что за прелестная картина

Поэт:

А и сменил бы, может быть…

Дама в черном:

Тебе осталось жить немного.

Поэт:

Кто знает…

Дама в черном:

Я ж – судьба не зря.

За все благодарим мы бога…

Поэт:

Добавь: и дурака-царя…

Дама в черном:

Ох, вот где Бенкендорф-то нужен…

Поэт:

Пиши донос, и весь секрет.

Дама в черном:

Мне это ни к чему. К тому же

И так ты обречен, поэт.

И без того тебе осталось,

Я повторю…

Поэт:

Поди ты прочь!

Звучит мелодия Г. Свиридова к кинофильму «Метель».

Ведущий по судьбе

Лермонтова: Пушкин и Лермонтов не встречались в жизни, хотя были современниками и судьбы их были очень близкими. Но их имена для нас всегда рядом. И неслучайно два великих поэта России после смерти как бы встретились в Москве – городе, который был их колыбелью.


Ведущий по судьбе

Пушкина: В 1880 году в центре Москвы на площади, носящей сейчас имя поэта, воздвигнут памятник Александру Сергеевичу Пушкину.


На экран проецируется фотография памятника

А.С. Пушкину в Москве.


Ведущий по судьбе

Пушкина: Автор памятника – русский скульптор, сын крепостного крестьянина Александр Михайлович Опекушин. Первый памятник великому поэту создавался на деньги, собранные по всенародной подписке. «Пушкин – это творчество. Изобразить момент творчества необычайно трудно,» - сказал Анатолий Васильевич Луначарский о памятнике. Пушкин как бы остановился в глубокой задумчивости. Его поза проста и выразительна. Лицо поэта отрешенно. Опекушин искусно передал состояние творческого вдохновения.


На экран проецируется фотография памятника

М.Ю. Лермонтову в Москве.


Ведущий по судьбе

Лермонтова: В июне 1965 года на Лермонтовской площади в Москве был открыт памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Создатель его – скульптор Исаак Давыдович Бродский. Когда то на этом месте стоял дом, где родился поэт. Пьедестал увенчан бронзовой фигурой молодого человека в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Голова поэта гордо вскинута, ветер чуть приподнял полу сюртука. Во взгляде Лермонтова чувствуются мятежность, непокорность и сила духа. На бронзовой решетке изображен одинокий парус, сцена битвы Мцыри с барсом…


Чтец стихотворений

Пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа, -

Александр Сергеевич Пушкин.

Чтец стихотворений

Лермонтова: Ни перед кем я не склонял

Еще послушного колена:

То гордости была б измена;

И не поникну я главою,

Хотя б то было пред судьбою! –

Михаил Юрьевич Лермонтов.


Колокольный звон.

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!