Воспитатель Самсонова Н.В.
Цели мероприятия: знакомство воспитанников с последствиями влияния человека на природу, с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
Задачи: развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
Оборудование: презентация «Экологические проблемы России»
Ход занятия.
Организационный момент.
Песня «Земля – наш дом», Ю. Антонов.
II. Работа над темой занятия (Презентация на тему: «Экологические проблемы России»)
Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду.
Сегодня на занятии мы будем говорить об экологических проблемах нашей страны. (Слайд 1)
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события) (Слайд 2.)
- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
- Если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
Но со временем человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.
- К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).
- Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).
2. Введение понятия «экология»
- Как выдумаете, может ли планета заболеть?
- Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на занятии мы будем говорить об этом.
- Но прежде, давайте определим, что такое экология? (Ответы детей)
-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.
«Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году. (Слайд 3)
3. Некоторые экологические проблемы России и причины их возникновения.
Экологических проблем много, но на сегодняшнем занятии мы рассмотрим некоторые из них.
( Слайд 4):
- загрязнение воздуха
- гибель лесов
- загрязнение воды
Загрязнение воздуха
- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”. (Слайд 5)
Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:
автомобильные выхлопы ( Слайд 6)
промышленные выбросы в атмосферу (Слайд 7)
курение ( Слайд 8)
радиационная опасность ( Слайд 9)
Гибель лесов
Лес – это «лёгкие» нашей планеты. ( Слайд 10 )
Рассматриваются следующие причины гибели лесов:
истощение леса чрезмерными вырубками ( Слайд 11)
лесные пожары (Слайд 12)
мусорные свалки (Слайд 13)
Загрязнение воды
Жизнь начинается с воды! ( Слайд 14)
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Леонардо да Винчи. (Слайд15,слайд 16)
Рассматриваются следующие причины загрязнения воды:
загрязнение горючими и смазочными веществами (Слайд 17)
различный мусор (Слайд 18)
отходы промышленных предприятий (Слайд 19)
4. Последствия загрязнения окружающей среды (Слайд 20)
гибель животного мира (Слайд 21, слайд 22)
заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами (Слайд 23, слайд 24)
увечья человеческого организма (Слайд 25)
нарушение экосистемы (Слайд 26, слайд 27, слайд 28)
Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить? (Слайд 29)
5. Меры по охране окружающей среды. Международное сотрудничество по охране природы». (Слайд30)
- А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Международное сотрудничество по охране природы». Дети читают статью.
- О каких международных организациях вы узнали из этой статьи? (Это «Гринпис» и « Международный союз охраны природы») (Слайд 31, слайд 32)
- Чем они занимаются?
- Кроме названных в статье международных организаций существует Всемирный фонд дикой природы, главной целью которого является сохранение биологического разнообразия Земли. (Слайд 33)
Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
- Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. По решению ООН ежегодно, 5 июня, отмечается Международный день охраны окружающей среды.
С 1 января 1981 года в нашей стране действует закон об охране природы. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто. Сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красная книга… Почему она Красная? Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп, остановись. Еще один неосторожный шаг и может быть поздно.
Красная книга состоит из цветных страниц.
На черных страницах – списки тех, кого уже никогда не увидим, кого уже нет.
На красных страницах – записаны особо редкие и исчезающие животные.
На жёлтых страницах – те животные, количество которых быстро сокращается.
На белых страницах – те животные, количество которых всегда было невелико.
На серых страницах – те, которые до сих пор мало изучены.
На зеленых страницах – те, которые удалось сохранить, спасти от вымирания.
Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред. Давайте же будем беречь природу. Постараемся оставить после себя посаженное дерево, спасённую птицу, чистую воду и воздух. Постарайтесь услышать тех, кто зовёт на помощь.
IV. Итог занятия.
- Какие экологические проблемы России мы сегодня рассмотрели?
- Какова главная причина загрязнения окружающей среды?
- Лес – это наш друг. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Ни кто не должен забывать, что здесь он в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.
Ребята, вы узнали немало правил, как вести себя в природе. Давайте вспомним эти правила. Ведь, вы хотите многое увидеть и услышать во время прогулки по лесу, а для этого нужно:
Презентация «Экологические ситуации»