СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия "Менделеевская гостиная"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий можно  использовать во время  проведения  Недели   химии.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Менделеевская гостиная"»

Химический вечер «Менделеевская гостиная».

Цели:

  1. Повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,

  2. Воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов.


Место проведения мероприятия: кабинет химии.


Оборудование и реактивы:

1.Опыт «Продувание углекислого газа через известковую воду».

Химический стакан с раствором известковой воды, стеклянная трубочка.


2.Опыт «Облако из колбы». Колба емкостью 2 –3л, порошок Na2CO3, 10% р-р NH3, концентрированная HCl, стеклянная пластина.


3.Опыт «Эскимо». Высокий стеклянный стакан, сахарная пудра, стеклянной палочкой, вода, концентрированная H2SO4 , большой поднос.




Профессор

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались…

Ой, а где моя ассистентка? (зовет) Мензурка Ивановна…


Ассистентка

Иду, иду Гелий Вольфрамович.


Профессор

Ну наконец-то. И снова здравствуйте, дорогие друзья! Разрешите представиться, профессор химии Гелий Вольфрамович Бюреткин, а это моя помощница- ассистентка Мензурка Ивановна Пробиркина.

Мензурка Ивановна, а где же мое молоко? Вы же знаете, что я перед работой, всегда выпиваю стакан молока. Ой, очки забыл , схожу возьму.


Ассистентка

Где я ему сейчас молока возьму? А придумала! Кто мне поможет?

Опыт «Продувание углекислого газа через известковую воду».

(входит профессор) Вот ваше молоко.


Профессор

(индикатором проверяет жидкость)

Мензурка Ивановна , опять Вы меня искусственным молоком хотите напоить. Его же нельзя пить. Дети, кто знает?? как моя ассистентка его получила? (дети отвечают) Все ясно! Она его сделала пропустив углекислый газ через известковую воду. Охо-хо…

Ну ладно. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о химии. Кстати , 8 февраля отмечался очередной день рождения известного на весь мир российского ученого Д.И.Менделеева. Мне сказали, что Вы о нем смотрели фильм. А кто из Вас может сказать, чем известен этот ученый? (дети отвечают).

Правильно, Д.И.Менделеев в первую очередь известен созданием Периодической системы химических элементов. А Минзурка Ивановна о ней даже стихи знает.

Ассистентка

Периодическая система химических элементов (Н. Глазков).

Пусть зимний день с метелями

Не навевает грусть -

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем её я выучил?

Могу сказать зачем:

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество,

И элемента лишнего

В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева

И внешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.


Профессор

Д.И.Менделеев говорил: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Он сделал еще очень много полезного для науки. И вы об этом будете узнавать , изучая химию.

А сейчас давайте обратимся к временам далеким.


Ассистентка

Многие химические вещества известны еще с древних времен, когда жили фараоны и ученые-мудрецы. А кто и когда их открыл – неизвестно.

Химический язык появился сравнительно недавно , а раньше химические вещества обозначались по- разному . Некоторые из них были обозначены теми же символами, что и небесные тела. О них ведь люди также знают уже очень давно.


Профессор

Да. Посмотрите на картинку.


Золото-это символ солнца, луна –это символ серебра, ртуть-это планета меркурий. Кстати, получение ртути до сих пор называют процессом «демеркуризации». Давайте посмотрим, как это происходит.

(Просмотр видеоролика «Получение ртути из ее оксида»)


Ассистентка

Профессор, а кто такие алхимики?


Профессор

Может , мы спросим об этом присутствующих гостей?

(дети дают ответы)

Большинство алхимиков пытались получить «философский камень». Кто-нибудь знает, что это такое? (дети отвечают).

Да, действительно, с помощью философского камня люди надеялись получать золото из любых металлов.


Ассистентка

Значит, людьми двигала не жажда науки, а меркантильные интересы?


Профессор

Ну, зачем вы так милочка ? Были среди них и действительно люди, ищущие открытия знаний. Вспомните хотя бы Карла Вильгельма Шееле. Простой аптекарь, но он очень любил изучать свойства веществ и случайно открыл кислород.


Ассистентка

Хорошо, хорошо профессор. А можем мы ребятам показать какое-нибудь превращение?

Профессор

Конечно. Давайте, например, получим химическое эскимо.

(демонстрация опыта «Эскимо»)


Ассистентка

(с сожалением) Здорово, жаль только, что это эскимо нельзя съесть.

А давайте во что-нибудь поиграем. Например в слова.

(детям раздаются ллисты бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. )

Проверим, у кого что получилось. Победитель получает конфетку.


Профессор

Ну Мензурка Ивановна, Вы прямо как на сцене выступаете. Только спецэффекта с дымовой завесой не хватает.

Наверни-ка, в некоторых фильмах вы видели, как из чего-нибудь, например, из вазы или кувшина, выходит облако. Давайте выпустим свое облако.

(Демонстрация опыта «Облако из колбы»)


Ассистентка

А давайте ребятам по-загадываем загадки?


Профессор

Согласен.

  1. Вы со мной уже встречались-  

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду.

                          (Водород).


  1. А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

И вездесуща, и легка,-

Я лед, я пот, я облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

                          (Вода).


  1. Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает.

                            (Хлор).


  1. Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Свет зажег, нагрел утюг,

Без сомненья – он наш друг.

Если в атом он попал –

То, считай, почти пропал:

Он с утра и до утра

Носится вокруг ядра.

                    (Электрон).


  1. Зарядом я похвастать не могу,

    А потому сижу в ядре и ни гу-гу.

    А то еще подумают: шпион…

        А я нейтральный и зовусь …!

                              (Нейтрон).


  1. Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня, и под водой

Оксид мой станет кислотой.

                     (Фосфор).


  1. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

                     (Азот).


  1. Чтоб появиться я сумел,

Прокаливают белый мел.

Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вдох,

Чтоб я на свет явиться мог

Я в газированной воде,

Я в хлебе, в соде … Я везде.

                    (Углекислый газ).


  1. Обычно белый как мука,

От йода я синею.

Но как боюсь я кипятка,

В нем сразу стану клеем!

                     (Крахмал).

  1. Быть символом не каждому дано,

           Но именем моим не без причины

           Назвали руки, дождь, тельца, руно,

           Сечение и мнений середину.

           И в честь меня был назван даже век,

           Когда был очень счастлив человек.

           Что нынче в имени моем? А встарь

            Считали все, что я – металлов царь.

                                    (Золото).         


Ассистентка

(скептически) Молодцы. Немного химию знаете.


Профессор

Не иронизируйте, милочка. Ребята нам так же приготовили сюрприз.

(демонстрация презентаций и опытов детей)-готовиться заранее.


Ассистентка

Ну теперь я верю, что есть еще дети , которым химия, как наука интересна.


Профессор

Ну вот и подошла к завершению наша встреча. Позвольте мне закончить ее стихотворением С.Щипачева «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё - от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Есть просто газ легчайший водород,

Есть просто кислород, а вместе это-

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И тёмно-бурые растворы брома,

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Благодарю всех за внимание!











Приложение.

  1. Облако из колбы:

Описание опыта: В колбу емкостью 2 – 3 литра насыпаем порошок карбоната натрия слоем 1 – 2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.



  1. Эскимо:

Описание опыта: Сахарную пудру помещаем в высокий стеклянный стакан, смачиваем ее водой и перемешиваем стеклянной палочкой, до получения густой кашеобразной смеси, затем приливаем по палочке концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем смесь в стакане. В скором времени содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!