Министерство образование и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ахтынская средняя общеобразовательная школа№1»
Сценарий открытия Недели русского языка
один из конкурсов, проходивший в рамках данного мероприятия. «Конкурс грамотеев»
Провела учитель начальных классов МКОУ «Ахтынская СОШ№1» Эмирова Марият Кабиловна
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3КЛАССЕ
Цель:
воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
.Формировать у учащихся положительную мотивацию.
.Развивать умение собраться, максимально качественно выполнять задания в новых условиях.
.Воспитывать веру в свои силы, настойчивость и трудолюбие.
Оборудование:
•плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,
•заготовки для чистописания по классам;
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1.Открытие недели. Конкурс на самого грамотного ученика.
Номинации: «Каллиграфия»
«Безошибочное письмо»
2.Конкурс грамотеев.
3.Создание странички газеты
4.Школьный тур олимпиады.
5.Завершение недели. Награждение победителей.
ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Звучит песня «Чему учат в школе».
С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка» На этой неделе вы должны показать все свои знания в области русского языка.
1. КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ.
(Проводится в группах)
Мы смекалистые дети,
Все хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Много правил мы прошли.
Мы всегда соображаем,
Никого не обижаем.
Будем русский изучать
И пятерки получать.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем мы, друзья.
И солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
И станем мы умнее,
Все беды пополам.
В современном русском языке много разделов:
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика.
Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.
- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».
(Стихотворение читают по ролям 2 ученика)
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Ведущий:
- Вот какой был ленивый Лежебокин.
- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?
- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.
- Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
– Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наш конкурс посвящён нашему родному языку – русскому языку. А сейчас я вам буду показывать карточки со словами, а вы выберите слова, определяющие, каким должен быть участник. (Интеллектуальный, образованный, невежественный, интеллигентный, необразованный, умный, знающий, толковый, бестолковый, глупый, сообразительный.
Представление команд
Команда «Грамотеи», капитан команды …
Команда «Эрудиты», капитан команды …
Команда «Умники», капитан команды …
Кто победит, кто проиграет –
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит!
Тот, кто меньше ошибётся,
Тот у нас и победит.
1. Конкурс «Фонетический разбор слова»
Фонетический разбор.
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово,
И труда в этом нет почти
Ударение найти,
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.
В. Синицын
Командам произвести фонетический разбор слова: здоровый, вьюга, коньки Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.
2.Игра «Верно или неверно». Максимальная оценка – 8баллов)
Необходимо прослушать утверждение и сказать да или нет. ( На контрольном листе поставить + или –)
Утверждения:
1.Слова состоят из звуков?
2.Звуки мы можем увидеть?
3.Звуки мы слышим и произносим?
4.Буквы нужны, чтобы записывать звуки?
5.Гласные бывают твёрдые и мягкие?
6.Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?
7.Ударный гласный слышится ясно?
8.Парные согласные на конце слова проверять не надо?
3.Команды должны вставить в слова пропущенные буквы. За каждую правильно найденную – 1 балл.
Почему я не б…лею, почему я зд…р…вее
Всех р…бят из нашего дв…ра?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лен…,
Потому что в…дой из-под крана
Обл…ваюсь я каждый ден… .
4.Конкурс «Знаешь ли ты сказки?»
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки? (Три медведя, русская народная сказка)
На сметане мешён.
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился … (Колобок, русская народная сказка)
Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд! (Репка, русская народная сказка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор … (Айболит, К. Чуковский)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся … (Чиполлино, Д. Родари)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка, Х.-К. Андерсен)
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
1 ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, -
Выучи русский язык!
2 ученик:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
3 ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
8