МКОУ Пановская СШ
Сценарий Пушкинского урока в 5 классе
«По дорогам сказок Пушкина»
Учитель литературы: Кирсанова Елена Владимировна
Цели: Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина формировать интерес к творчеству А. С. Пушкина, развивать логическое мышление, артистические способности учащихся.
Ход мероприятия:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине и вспомним его творчество.
- Перед вами на доске кроссворд «Волшебные сказки», чтобы его разгадать, надо правильно ответить на все мои вопросы. Готовы отвечать? (ДА!)
ВОПРОСЫ (ответы)
Вспомните, кто повстречался Балде на базаре, а потом взял его к
себе на работу? (поп).
Кто сидел на ветвях раскидистого дуба, под которым кот ученый
рассказывал сказки? (русалка)
Что за птица охраняла границу государства, в котором правил царь
Дадон? (петушок)
4. В сказке она была золотой и умела исполнять желания? (рыбка)
5. Прекрасные солдаты, предводителем которых был дядька Черномор?
(витязи)
6. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина)
- Что у нас получилось? Прочитайте… (ПУШКИН)
- Правильно, ребята, тема нашего мероприятия «По дорогам сказок Пушкина».
- Кто знает, кто такой Пушкин? (ответы детей)
- Верно, Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, который написал огромное множество сказок, стихов, поэм не только для детей, но и для взрослых.
- Сейчас я немного вам расскажу о Александре Сергеевиче Пушкине.
(Показ презентации)
Пушкин жил в те времена, когда еще даже ваших бабушек и дедушек не было на свете, но его произведения знают и любят даже в наше время. Он родился в Москве. Рос вместе со своей старшей сестрой Ольгой и младшим братом Левушкой. За детьми ухаживала крепостная няня, которую звали Арина Родионовна, Пушкин её очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки и пела колыбельные песни. Всю свою жизнь поэт любил ее и вспоминал о ней в своих стихах.
Александр рос умным и смышленым мальчиком, рано научился читать. У его отца была большая библиотека. Пушкин потихоньку забирался туда и читал все, что попадалось под руку. К семи годам он уже сам сочинял стихи и небольшие пьесы.
В одиннадцать лет его увезли в Петербург и отдали в Лицей. Пушкин любил Лицей, своих учителей и однокашников, нашел среди них друзей на всю жизнь.
Пушкин закончил Лицей и поселился в Петербурге. Он много ездил по России и всегда очень много работал, писал стихи, поэмы, сказки.
С каждым годом вы будете узнавать все больше и больше произведений А. С. Пушкина.
- А сейчас мы с вами отправимся в удивительное путешествие, во время которого вспомним любимые всеми сказки Пушкина, с которыми вы уже познакомились.
- Первая остановка в пути «Разминка»:
1. Что блестело под косой у Царевны-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»?
2. Где жила белочка в «Сказке о царе Салтане»?
3. С чем осталась старуха в конце в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
4. Кого подарил звездочет царю Дадону.
5. С чем разговаривала Мачеха в «Сказке о мёртвой царевне…»?
6. С кем соревновался Балда в «Сказке о Попе и работнике его Балде»?
- Вторая остановка «Иллюстрация»:
(Ребята составляют по картинкам и читают" Сказку о золотом петушке", угадывают иллюстрации по сказкам А. С. Пушкина: «Сказке о царе Салтане», «Сказке о мёртвой царевне…», «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказке о Попе и работнике его Балде»)
- Третья остановка «Знатоки сказок»
1. Как старуха бранила своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
2. Как кричал петушок в «Сказке о золотом петушке»?
3. С какими словами обращалась злая мачеха к зеркальцу в «Сказке о мёртвой
царевне»?
4. Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане…»?
- Четвертая остановка «Угадайкино»;
(угадав загадку, ребята узнают предмет из сказки)
1. Раз старик закинул невод,
Пришёл невод с одной тиной,
Он другой раз закинул невод,
Пришёл невод с морскою травою морскою,
В третий раз закинул старик невод,
Пришёл невод…
2. Он с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна –
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся…
- Пятая остановка «Подсказкино»(ребята добавляют пропущенное слово):
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего (моря)
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведома … .(зверюшку)
3. И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи (кругом)
4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)
6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)
8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
Конечная остановка .Учащиеся инсценировали свои любимые сказки Пушкина: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Сказка о царе Салтане".
Итог:
-Ну, вот мы и побывали в стране сказок А. С. Пушкина. А сейчас мы подведём итоги.
Каждый ребенок награждается дипломами: «Лучшему знатоку сказок Пушкина».