СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий реконструкции бала "Петровская Ассамблея"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия - воссоздание картины культурной жизни и быта россиян эпохи Петра I.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий реконструкции бала "Петровская Ассамблея"»

Сценарий реконструкции бала

«Петровская Ассамблея»

Цели:

- воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта россиян эпохи Петра I;

- развивать образную речь, артистические способности, навыки общения;

- активизировать интерес к истории России, способствовать развитию уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.


Место и время проведения: 25 ноября 2022 г. 17 ч., школа, актовый зал.

Участники мероприятия: учащиеся 8-11 классов.

Реквизит: подсвечники, шахматы, шашки, костюмы.

Музыкальное оформление: полонез Лядова, «Испанский вальс», полька «Дружба», полька «Тройка», «Английский контрданс», музыка Петровского времени.

Оформление: Дворцовая зала (актовый зал), музыка и костюмы, соответствующие эпохе.

Ход Ассамблеи:

Ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Петровскую Ассамблею. Ассамблеи учреждены Петром I в 1718 году. В своем указе он пояснял, что ассамблея – это «вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что и где делается…».

Все вы сегодня являетесь участниками нашей ассамблеи. Сам Петр I составил правила поведения на ассамблеях, а также правила их организации.



Пётр I:  коим образом оные ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктами, покамест в обычай не войдет.

Меньшиков: в котором дому ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объяснить, куда вольно всякому прийти, как мужскому полу, так и женскому.

Пётр I:  ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.

Меньшиков: Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употребляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употребляемые.

Пётр I: Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени, также тут быть, сколько кто похочет, и отъезжать волен, когда хочет.

Меньшиков: во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть; также церемонии делать вставанием, по приезде же и отъезде почтить поклоном должно.

Ведущий: за исполнением правил следил специально выбранный Маршал ассамблеи. На нашей ассамблее тоже есть свой Маршал – это директор нашей школы Людмила Яковлевна Соколовская.

Петр I:

Мы открыли ассамблею,
Полонез продолжит бал.
Приглашайте, кавалеры,
Юных, милых, нежных дам.

Пары выстраиваются. Звучит музыка, пары танцуют «Полонез»

Меньшиков:

Когда- то царь Великий Петр,
Приехав из Европы,
Завез в Россию правил свод,
Не знал другой заботы.
Бороды заставил брить,
Сарафаны не носить,
Рот платочком вытирать,
Ручку даме целовать.

Ведущий:

Петр I придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу, на них должна была царить непринужденная обстановка. Давайте посмотрим, какие могли вестись разговоры на Петровских ассамблеях.

Стихи читают подготовленные учащиеся

Чтец (1):

Отменно прочно строить корабли,
Чтоб в плаванье  ходить на  край  земли.
Морскому делу за  границей
Обучен будет граф Роман.
Ему придется потрудиться,
Вот смелый будет капитан!

Чтец (2):

Сударыня, скучать нам не придется  боле,

Не  знали многих развлечений  мы дотоле.

Из самоваров – чай, народные обеды,

В салонах модных – светские  беседы.

Зимой  морозной – на  санях катанье

И на кофейной гуще по ночам  гаданье.

Чтец (3):

Какие рюши, ленты и цветы!

Но  в платье вашем  не хватает простоты!

Чтец (4):

Графиня, за  границей это носят  без стесненья.

К  чему тогда в продаже украшенья?

Чтец (3):

Ах, мне  поверьте, не успеть за модой,

Она  меняется  так быстро год от года!

Чтец (5):

Наш государь  умен и просвещен,

Весь Петербург идеей   восхищен!

Приказ царя: державу  укреплять

И матушку – Россию прославлять.

«Пример с меня  берите, господа!» -

Сказал  царь Петр.

И руки показал в  мозолях от  труда.

Чтец (6):

Стихи в альбом устали  мы  писать,

Хотела  бы я новость рассказать:

У Полицейского  моста на  Мойке

Теперь пойдут  спектакли  бойко!

Просила  я одну княжну

Прислать  мне бархат из Парижа.

Чтец (7):

Да вы, сударыня, не в курсе, вижу,

А, впрочем, это  не  секрет.

Ведь государь – то наложил  запрет:

В  Россию бархат  не велел ввозить,

Чтоб  ткани русские, российские  носить.

Чтец (8):

Вы всё о моде, господа…

О флоте говорить нужда!

России  нужен сильный  флот,

Пусть грамоте морской обучится народ.

А  Петербург в волненье небывалом,

Здесь  велено по пушечным  сигналам

Всем в море  выходить, учась морской  науке,

Не предаваясь лености и  скуке.

Чтец (9):

Всем строить лодки, шлюпки и  фрегаты,

Работать от рассвета до  заката.

Где огороды  были  некогда с укропом,

Сад  Летний создадут по образцу Европы.

Здесь  будет целый  мир  зеленый,

Дубы и  липы, яблони и  клены.

Чтец (10):

Из Амстердама, Швеции  и  Подмосковья

Везут деревья и сажают их с любовью.

Услышим скоро мы певцов известных,

Ведь  сколько  опер  нам дадут прелестных!

Ну, право, сколько можно нам болтать,

Давайте ж будем просто танцевать!


Звучит музыка. Дамы и кавалеры танцуют польку «Дружбу»

Пётр I: История таит в себе много любопытных фактов. В какой бы области ни происходили те или иные события – в искусстве, технике или точных науках, - все они делаются достоянием истории. Давайте это проверим и проведём конкурс.

КОНКУРС «Всякая всячина»

Меньшиков: За каждый правильный ответ ответивший получает приз. На экране загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи.

ОТВЕТЫ:

1. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.

2. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.

3. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.

Петр I: а мы продолжаем наш конкурс. В предыдущем вопросе вы искали реалии времени на иллюстрациях. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли знатоков. А вопрос будет такой: В 58-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, вышедшем в 1903 году, рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга. “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниеншанцем, флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. Связь между обоими берегами Невы была устроена на самолете...” Что это за самолет?. (Самолетом в XVIII веке называли самоходный паром, движущийся силой речной струи).

Меньшиков: Петр I часто присутствовал на ассамблеях, иногда сам устраивал приемы в Летнем саду.

Этот сад – ровесник городу.

С ним он рос, и цвел, и зрел,

С ним беду делил и радости,

С ним взрослел и зеленел.

Для вас мы приготовили кроссворд «Летний сад» (Приложение 1) .

Участники делятся на 2 команды, получают на листах кроссворд, разгадывают его.


Ведущий: Мы предлагаем игру «Платочек», которая была очень популярна в Петровскую эпоху. Сам царь был ее зачинщиком. Десять – двенадцать пар связывали себя платками и переходили из помещения в помещение, при этом ведущая пара придумывала разные па, а все остальные повторяли. Танцующие могли забраться и на чердак и в погреб, откуда иногда дамы возвращались со сломанными каблуками. В очень немногих комнатах петербургских домов были тогда хорошие полы. Как правило, между половицами существовали щели, черневшие и зимой и летом от влаги, шедшей с земли и разъедавшей дерево. Модные тонкие, высотой в полтора вершка, каблуки расшалившихся дам застревали в щелях и своим треском призывали к благоразумию, правда, слишком поздно.

Звучит музыка. Остальные играют в игру «ПЛАТОЧЕК»

Пётр I:

В ассамблею Летний сад

Превращался вдруг в танцзал,

Каждый, кто прийти изволил,

Много – много танцевал.

Звучит музыка. Дамы и кавалеры танцуют «Испанский вальс»


КОНКУРС «Буквенная неразбериха»

Пётр I: я с самого рождения был любознательным и любил учиться. За всю жизнь освоил множество специальностей. Среди буквенной неразберихи найдите восемь профессий Петра I. (Приложение 2)

(Таблица букв на экране. Участники отгадывают профессии. Звучит музыка. За правильные ответы получают призы).


Меньшиков: Все эти слова, начинающиеся на букву «Г», употреблялись в Петровскую эпоху. Вам необходимо назвать их. (Приложение 3).

(Запись на экране. Участники отгадывают слова. Звучит музыка. За правильные ответы получают призы).

КОНКУРС «Море деятельности Петра I»

За каждый правильный ответ – сладкий приз. Конкурс проводят Пётр I и Меньшиков.

  1. Когда Петр I стал именоваться императором? (С 1721 года).

  2. Как называлась деревня, возле которой был уничтожен большой шведский обоз, шедший на помощь Карлу XII? (Лесная).

  3. Однажды на пиру Петр предложил тост за здоровье учителей своих в военном искусстве. Кого он имел в виду? (Шведов).

  4. В Швеции в насмешку над московитами была отчеканена медаль, изображавшая плачущего русского царя и бегущее войско. Надпись на медали гласила: “Исшед вон, плакася горько”. Что дало повод к созданию этой медали? (Поражение русского войска под Нарвой в 1700 году).

  5. В честь какого военного события Петр I приказал отчеканить медаль с надписью “Небываемое бывает”? (Захват в устье Невы двух шведских военных судов).

  6. Чем закончилась Северная война? (30.08.1721 года по Ништадтскому мирному договору Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом; Россия выплачивала Швеции контрибуцию; стороны беспрепятственно обменивались пленными).

  7. Историк В.О. Ключевский писал: “Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело из строя больше бойцов”. О каком событии так сказал историк? (О строительстве Петербурга).

  8. Именно столько классов чиновников включала в себя “табель о рангах” в России. (14).

  9. Их во времена Петра I называли пенсионерами. (Студентов, отправленных учиться в Европу, т.к. они получали денежное пособие от правительства – пенсию).

  10. Именно это запрещалось молодым дворянам, если они не получили образование хотя бы в цифирной школе. (Жениться).

  11. В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: губернатор московской губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что за привилегию имели эти люди? (Носить бороду без уплаты соответствующего налога).

  12. Этот промышленник был главным поставщиком оружия для русской армии. Он пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Петербурга и построил 4 завода на Урале и 1 на Оке. (Демидов).

  13. Среди многочисленных орденов Меншикова не было русского ордена Святой Екатерины. Почему? (Этим орденом награждали только женщин).

  14. В 1718 году в Санкт-Петербурге указом Петра I была создана организация, первоначально насчитывавшая 200 человек под командованием генерал-адъютанта Девиера. Ее роль определялась так: “Она есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности”. Назовите ее. (Полиция).

  15. Петр I приказал создать в Москве и Петербурге аптекарские огороды. Как сейчас называются их преемники? (Ботанические сады).

Ведущий:

Господа, прошу всех встать!

Будем вместе танцевать.

В пару даму выбирайте,

Польку «Тройку» затевайте!.

Кавалеры приглашают дам на танец. Звучит музыка.

Танцующие исполняют польку «Тройку»

Петр I:

Прошу вниманья, господа!

Зачту вам свой указ.

С хорошими манерами хочу я видеть вас.

(Читает Указ. Приложение 4)

Меньшиков:

Давайте вспомним полное название книги для отроков о правилах хорошего тона.

(Участники собирают из слов название «Юности честное зерцало, или Обхождение к житейскому обхождению»)

Ведущий:

Друзья! И в наши дни

Мы помнить этикет должны.

Чтоб в нашей жизни, как наказ,

Звучал Петра святой указ.

Уважаемые участники Ассамблеи, перед вами мозаичный монумент над надгробием Петра I.



Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж.


Три года понадобилось этому ученому, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской, - самых разных цветов и оттенков. Для этого ему пришлось разработать собственную теорию "Трех цветов", опираясь на физическую природу света. Именно он доказал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и синего, смешивая которые и получаем весь спектр радуги. В 1757 году этот учёный представил в Сенат проект, в котором предложил соорудить над надгробием Петра I мозаичный монумент, а стены церкви «выложить мозаичными картинами». Сенат проект одобрил и оплатил работы. Кто был этим учёным? (М.В. Ломоносов)

Видеофрагмент

Дамы и господа! Вот и подошла к завершению наша ассамблея. Время разъезжаться по домам. А завершить ассамблею мы бы хотели одой М.В. Ломоносова, который, как и Пётр ратовал за распространение наук в Отечестве и даже сквозь время он обращается ко всем поколениям россиян.

Видеофрагмент

Царь Петр устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловкой крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк. Петровские ассамблеи положили начало светской жизни в России.

Вот кончен бал, погасли свечи!

(Гаснет свет)

И пушки радостно палят. (Грохот хлопушек, колокольный звон).

Звучит музыка. Участники ассамблеи зажигают бенгальские огни. На экране фейерверк.

Ведущий:

Ну что ж, друзья, настала пора прощаться. Звучит музыка. Дамы и кавалеры выстраиваются на финальный танец «Английский контрданс».







Кроссворд «Летний сад» Приложение 1


  1. Первое название Летнего сада. (Цветочный).

  2. Подарок герцога Голштейнского, выставленный в Летнем саду Петром I. (Глобус).

  3. Богиня, у статуи которой Петр I установил круглосуточное дежурство. (Венера).

  4. Летний сад создан по образцу парка в этом французском городе. (Версаль).

  5. На его месте сейчас стоит Кофейный домик. (Грот).

  6. При Петре I в летнем саду их было около 20. (Фонтаны).

  7. Автор скульптуры «Мир и изобилие». (Баратта).



5

6



4



1




2


7


3


















Профессии Петра I Приложение 2


К

Н

Е

О

К

А

Р

Ь

С

А

У

З

Ц

Т

Н

И

К

Ж

О

П

Р

Е

Л

О

Т

К

И

Г

Р

У

А

В

П

Р

Ь

Ш

К

Х

И

Р

Р

Г

Ц

А

П

У

А

Р

Ь

Г

























Слова на букву «Г» Приложение 3


1. Дворянский титул, введенный Петром I (граф)




2. Верховный правитель Украины (гетман)




3. Остров, возле которого российский флот одержал победу над шведами

(Гренгам)



4. Часть территории Российской империи с единой системой управления

(губерния)



















О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем Приложение 4
Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.
9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней. За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!