СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий учебного занятия "Эпоха великих географических открытий"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий занятия соответствует ФОП

Просмотр содержимого документа
«Сценарий учебного занятия "Эпоха великих географических открытий"»

Сценарий учебного занятия «Эпоха великих географических открытий».


ФИО участника

Якименко Елена Вилиаус

Образовательная организация

МБОУ «Белоярская

Должность

Учитель географии

Предмет

География

УМК

География: 5-6 классы: учебник \ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина (и др.). – 12-е изд., перераб.-Москва : Просвещение, 2023. -191 с. : ил., карты. – (Полярная звезда)

Место урока в УТП

5 урок

Тема

Эпоха великих географических открытий

Цель учебного
занятия

Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий и его роли в освоении Земли.

Задачи

  1. Выявить причины активизации морских путешествий в период Великих географических исследований.

  2. Познакомить учащихся с путешественниками Эпохи.

  3. Подвести учащихся к пониманию роли Великих географических открытий в освоении территории Земли.

  4. Рассмотреть роль личности в географических исследованиях.

  5. Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению географии.

Используемые методы и технологии

Методы: частично- поисковый, проблемный.

Технологии: технология проблемного обучения, кейс-технология.

Формы организации
работы на учебном занятии

Индивидуальная, работа в группах.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты обучения

Предметные:

интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

способность к рефлексии своей деятельности.

Метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения знаний;

умение планировать пути достижения целей;

формирование умений выдвигать гипотезу и обосновывать ее;

умение работать в группе, организовать и планировать учебное сотрудничество;

умение извлекать информацию из разных источников.

Виды оценивания, применяемые на учебном занятии

Самооценка, оценка в группе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ход учебного занятия

  1. Организационный этап.
    Деление класса на группы. Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Вспоминают правила работы в группе.

  2. Актуализация знаний.
    Учащимся предлагается разгадать ребусы. (См. приложение 1.)
    Учащимся предлагается назвать путешественников, которые раньше побывали в Индии. Чем была интересна Индия для европейцев. Учащиеся называют Марко Поло и Афанасия Никитина. Отвечают, что из Индии привозили пряности, ткани. Эти товары можно было выгодно продать.

  3. Мотивация и целеполагание.
    С конца 15 века начинается эпоха новых открытий. Эпоха Великих географических открытий. При помощи наводящих вопросов учащиеся формулируют цели и задачи урока.

  4. Этап освоения нового материала.
    Учитель объясняет детям что работа будет проходить в группах. Каждая группа в ходе урока должна будет выполнить задания, подготовить небольшое выступление об одном из путешественников.

Учитель создает проблемную ситуацию. Почему открытия данного периода назвали Великими? Предлагает группам обсудить и выдвинуть гипотезу.
Из текста параграфа §4 на стр. 16 учитель предлагает учащимся найти причину начала эпохи Великих географических открытий.
Учитель представляет ребятам портреты путешественников, с которыми они познакомятся во время работы (Приложение 2).

Каждой группе предлагается кейс с материалами об одном из путешественников (Приложение 3). Учителем проводится инструктаж по работе с кейсом.
Группам необходимо выполнить задания, используя материалы кейса, учебника и карт «Маршруты важнейших путешествий в учебнике на стр.184-185, подготовить рассказ о путешественнике и подтвердить или опровергнуть гипотезу. Результаты работы фиксируются каждым учеником группы в маршрутном листе (Приложение 4).

  1. Самостоятельная работа в группах. В ходе работы ребята выполняют задания, указанные в маршрутном листе, обсуждают, работают с контурной картой.

  2. Представление результатов работы группами. Один ученик из группы дает краткое описание путешествия, доказывает или опровергает выдвинутую группой гипотезу. Еще один ученик показывает маршрут путешествия на карте, называя объекты: какие океаны пересекаются, материки и объекты, указанные в учебных материалах. В ходе отчета групп, ребята продолжают заполнять таблицу в своем маршрутном листе.

  3. Закрепление полученных знаний.
    Самостоятельная работа с тестом (Приложение 5).

  4. Оценочно-рефлексивный этап
    Предлагается оценить свою работу на уроке по критериям в таблице (Приложение 6)

Рефлексия проходит с использованием приема «Неоконченное предложение»
Я похвалил бы себя …
Особенно мне понравилось …
Я научился …
Было трудно…
После урока мне захотелось …
Домашнее задание. Учитель информирует о домашнем задании, обращает внимание на возможность выбора задания и творческий подход.
Прочитать параграф 4 в учебнике. По желанию составить кроссворд «Великие географические открытия». Используя интернет-ресурсы подобрать интересные факты о путешественниках данного периода.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Результативность урока будет достигнута за счет успешной мотивации учащихся, активного включения их в поисковую (отбор содержания в кейсе) и исследовательскую деятельность (работа с контурной картой). Учащимся предстоит сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы. Достоинством урока может стать применение кейс- технологии и групповая форма организации учебного процесса, которая позволит учащимся разного уровня обученности выбрать себе задание по силе, а так же достичь результатов при поддержке товарищей.

При выполнении предполагаемых результатов, урок будет результативным, так как предметные результаты, метапредметные будут востребованы учащимися на других занятиях и в повседневной жизни.
















ПРИЛОЖЕНИЕ К СЦЕНАРИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Приложение 1.

Приложение 2



Приложение 3 МАТЕРИАЛЫ КЕЙСА

Великие открытия

Путешествие Христофора Колумба.

Давно это было. В 1451 году родился в Генуе у ткача Колумба сын, по имени Христофор. В молодости он хорошо учился, много знал, ко многому стремился.

Христофор Колумб с ранних лет приобрел познания в географии и совершил несколько морских путешествий.

Однажды пришла ему в голову мысль совершить путешествие в Индию; но ему нужен был небольшой флот. С этим вопросом Колумб обращался к правительствам Англии и Португалии. Но получил отказ.

После долгих мытарств он обратился с просьбой к испанскому королю Фердинанду и королеве Изабелле и те дали своё согласие. Три корабля и сто двадцать человек экипажа – и маленький флот Колумба отправился искать счастья. Это случилось в 1492 году, 3 августа.

Колумб поплыл через Атлантический океан. Плавание было долгим и опасным, но в октябре 1492 года флотилия Колумба достигла неизвестной земли. Там было тепло, росли странные растения, водились невиданные звери, а люди имели кожу красноватого оттенка. Колумб решил, что его затея удалась, и он попал в Индию. Колумб ошибочно считал, что смог открыть западный морской путь в Индию, поэтому назвал индейцами местных жителей.

На самом деле Земля просто оказалась намного больше, чем полагал моряк. Он попал на остров Сан-Сальвадор в Карибском море. Потом Колумб совершил еще три путешествия, побывал на побережье американского континента, но так и не понял, что находится не в Индии. Он так и умер, не узнав, что открыл новый материк. Об этом догадался другой выдающийся мореплаватель, Америго Веспуччи, и поэтому земля была названа в его честь Америкой.

В честь Христофора Колумба названа страна в Южной Америке, река в Северной Америке. Памятники отважному мореплавателю установлены в Италии, Испании, в некоторых странах Латинской Америки и в США.


В одном шаге от цели

На протяжении почти 40 лет португальские корабли продвигались на юг. И вдруг — Африка кончилась. Берег, который всегда был слева по борту, исчез. Так был найден проход в Индийский океан.

Первым европейцем, которому удалось обогнуть Африку и найти путь в Индийский океан, был португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш.

В 1487 году его корабли обогнули южную оконечность Африки. Путь в Индию был открыт. Диаш поплыл на север вдоль восточных берегов Африки, но команда попала в шторм в месте, которое Б. Диаш назвал мысом Бурь, команда взбунтовалась и отказалась продолжать плавание, когда самая трудная часть пути была позади. До цели, к которой стремилось несколько поколений португальских капитанов, оставался один шаг. Но Бартоломеу Диаш был вынужден повернуть назад. На берегу Африки он установил большой деревянный крест.

Диаш надеялся, что сразу же сможет отправиться в новое плавание, на этот раз — в Индию, но так не получилось. Принц Генрих к этому времени уже умер, а португальскому королю было вполне достаточно тех богатств, которые он получал из Африки. Поэтому отправлять экспедицию в Индию он не торопился.


Адмирал Магеллан

Путешествие Фернана Магеллана

Португалец Фернан Магеллан  предложил достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга.

Магеллан родился в Португалии. Он принимал участие в нескольких военных походах в Азию. Там-то у него и зародился смелый план.

Магеллан познакомил португальского короля со своим планом путешествия в Индию. Он предлагал плыть не вокруг Африки, а на запад. Но король, как и в случае с Колумбом, считал, что путь, открытый Васко да Гама, вполне удобен. И тогда Магеллан, как и Колумб, перешёл на службу к королю Испании. Тот очень заинтересовался планом, который сулил огромные выгоды его стране. 20 октября 1519 года пять кораблей с экипажем 234 человека (запомните эту цифру) покинули испанские берега.

Переплыв Атлантику, испанская флотилия стала продвигаться на юг вдоль побережья Южной Америки. Магеллан предполагал, что где-то на юге должен быть пролив, соединяющий Атлантический океан с Южным морем (так называлась в те времена часть Тихого океана южнее экватора). Но он не знал, как далеко тянется на юг Америка и как велик лежащий за ней океан. И никто на земле не знал этого.

Наступила зима. Решение Магеллана перезимовать и затем продолжить поиски пролива вызвало недовольство команды. Поднялся мятеж. В руках мятежников оказались три самых крупных корабля, основные запасы провианта и вооружения. Они требовали возвращения в Испанию. Магеллану с трудом удалось подавить бунт. Вскоре один из кораблей, отправившись в разведку, потерпел крушение.

Наконец 21 октября 1520 года его флотилия достигла узкого и извилистого пролива. Это был долгожданный пролив Всех Святых — так назвал его Магеллан. Магеллановым его назовут позднее.

На трёх кораблях Магеллан проходит в Южное море. Четвёртый, самый большой, с основным запасом продовольствия мятежники повернули к берегам Испании.

В последующие 4 месяца экспедиция путешествовала по водам неведомого тогда океана. Поскольку в течение всего плавания океан был очень спокойным, мореплаватели назвали его Тихим. Океан оказался не просто большим, а огромным. Во время путешествия начался голод, моряки страдали от цинги.

Путешествие закончилось удачно: было доказано, что Земля имеет форму шара. Однако Фернан Магеллан не дожил до возвращения на родину: он погиб в пути. Путешественник был убит в стычке с туземцами на острове Мактан (Филиппины), где позднее ему был поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

В итоге в Испанию вернулась только одна каракка — «Виктория» (18 человек из 270), которую возглавил Хуан Себастьян де Элькано. Так завершилось первое в истории кругосветное путешествие.


Морской путь в Индию

Путешествие Васко да гама

Васко да Гама (1469–1524) — португальский мореплаватель, первооткрыватель морского пути из Европы в Индию.

Васко да Гама родился в небольшом городке Синиш, расположенном на западном побережье Португалии. Образование получил в городе Эвор, где он обучался математике и навигации. Ещё в молодые годы Васко да Гама отличался твёрдым и решительным характером и был известен как осторожный и искусный мореплаватель, умеющий управлять кораблями и людьми.

Возможно, именно поэтому португальский король Хуан II назначил его главой экспедиции, целью которой был поиск пути из Европы в Индию. За счёт такой возможности Португалия планировала наладить торговые связи со странами Востока. Предпосылкой этой экспедиции было путешествие Бартоломеу Диаша, который побывал у мыса Доброй Надежды — одной из самых южных точек африканского континента.

В июле 1497 года экспедиция под началом Васко да Гамы отправилась в плавание на четырёх кораблях. Обогнув с юга Африку, 20 мая 1498 года экспедиция подошла к берегам индийского города Каликут. Так был открыт морской путь из Европы в Индию.

На родине Васко да Гаму встречали как героя, он получил титул «Адмирал Индийского океана». Васко да Гама привёз образцы товаров (в основном пряности), которые убедили короля в больших возможностях торговли с Индией.
 Позже Васко да Гама совершил ещё два путешествия в Индию. А в 1524 году он был назначен вице-королём Индии, где вскоре и умер.


Значение открытия Нового Света

Благодаря открытию Нового Света европейцы не только получили золото, но и узнали о ранее неизвестных им культурных растениях, которые быстро распространились в Старом Свете.


Открытие новых земель привело и к трагическим последствиям. Конкистадоры, которые появились на новых землях после первооткрывателей, грабили местное население, уничтожали города, убивали индейцев, разрушали храмы, насильственно прививали свои язык и веру.

Конкистадор (исп. conquistador — «завоеватель») — в период конца XV — начала XVI веков испанский или португальский завоеватель территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки, участник конкисты — завоевания Америки.

Приложение 4






Приложение 5

Тест

  1. Целью плавания Колумба было
    а) кругосветное плавание б) достижение берегов Индии
    в) открытие нового материка в) пересечение Индийского океана

  2. В каком году отправился в свое путешествие Фернан Магеллан?
    а) 1492 б) 1497 в) 1519 г) 1487

  3. Бартоломеу Диаш – первый европеец, который
    а) достиг Индии
    б) обогнул Африку
    в) совершил путешествие в Китай
    г) совершил кругосветное плавание.

  4. Дал название Тихому океану
    а) Христофор Колумб б) Фернан Магеллан
    в) Васко да Гама г) Бартоломеу Диаш

  5. Расставьте имена путешественников эпохи Великих географических открытий в той хронологической последовательности, в которой они совершили свои главные открытия.
    а) Христофор Колумб б) Фернан Магеллан в) Васко да Гама г) Бартоломеу Диаш


Приложение 6

Лист самооценки и взаимооценки работы в группе.


Критерии

Индикаторы\ количество баллов

Моя оценка

Оценка группы

я внес (-ла) большой вклад в работу группы.

0б – не работал (а)
1б-работал(а) иногда

2б- работал(а) активно




Я умею выслушивать мнение других ребят, принимать другую точку зрения.

  1. Не слышу

  2. Иногда

2-всегда



Я умею объяснять свою точку зрения

0– не умею

2-умею



я выполнил (а) тест:

без ошибок

с 1 ошибкой

с 2 ошибками

с 3-4 ошибками




10-11 б – оценка «5»

8-9 б. – оценка «4»

7-6 б. – оценка «3»

5б и менее – оценка «2»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!