СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Физмат биатлон"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по физике для студентов 1 курса

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Физмат биатлон"»

Турнир среди студентов 1 курса «Физико-математический биатлон»


Вступительное слово:


Добрый день, уважаемые участники турнира!

Наконец то выпал снег. Лыжники начинают открывать очередной сезон. Отправимся и мы в след за ними. Нет-нет, мы с Вами не встанем на лыжи, не возьмем в руки настоящую винтовку, но попробуем «пробежать» несколько «кругов» и «пострелять по мишеням» своими знаниями и умениями, которые у вас есть с собой в вашем физическом арсенале. Сегодня Вам выпала возможность поучаствовать в физико-математическом турнире. Почему же физико-математический? Подумаете вы?...Математика – это язык, на котором говорят все точные науки, особенно физика и астрономия. Все физические законы записаны математическими формулами. Все законы движения планет, звёзд и галактик подчиняются математическим законам. Сегодня на нашем «Физико-математическом биатлоне» мы с Вами выявим сильнейшие коллективы биатлонистов физики.


Перед вами лыжная трасса и сейчас Вам предстоит поучаствовать в биатлоне, но лыжи вам не нужны, так как это не обычный биатлон, а физико-математический.

Соревнование будет состоять из 6 этапов (перечислить), в каждом этапе заложена ситуация, которая возможна в настоящем биатлоне, но решать ее вы будете при помощи ваших знаний, смекалки, сообразительности и внимательности.

Да начнется соревнование!

Приветствие команд:

В самом начале Вам необходимо дать название вашей команде и нарисовать на специальных заготовках Флаг, под которым будет выступать ваша команда. На это вам отведем некоторое время.

………………………….

На старт, внимание, марш!!!


1 этап СТРЕЛЬБА:

Вы выдвинулись идти по лыжной трассе и перед вами первое испытание, 1 этап, который называется «СТРЕЛЬБА». Стрельба по мишеням неотъемлемая часть биатлона, давайте проверим, как вы можете поражать цели своими знаниями. Мы по очереди будем задавать вопросы каждой команде, каждый правильный ответ будет поражать одну мишень, максимально можно набрать 5 очков за этот этап. После того как все команды ответят мы подведем итоги.

Конкурс “Шутливая физика” Правильный ответ 1 балл. 

1. Чему равно расстояние между двумя столкновениями студентов бегущих на перемене в столовую? (Длине свободного пробега)

2. Какой кулон нельзя повесить на шею? (Кулон – единицу электрического заряда)

3. Какой мениск нельзя повредить при падении?   (Мениск – кривую поверхность на границе жидкости с твердым телом)

4. Каким метром нельзя измерить длину? (Метр – это также учитель, наставник)

5. Какие кольца нельзя надеть на палец? (Кольцо Ньютона)

6. За какую решетку нельзя упрятать? (За дифракционную решетку)

7. Какая моль не проедает одежду? (Моль – единица количества вещества)

8. Какая дырка ведет себя как положительно заряженная частица?

(“Дырка” в полупроводнике)

9. Какое поле нельзя засеять? (Электрическое или магнитное поле)

10. Какой проводник не принесет вам чая в поезде? (Электрический проводник)

11. Выразите следующие величины в системе СИ: 23 тонны, 46 нКЛ, 45 МГц, 45 миллиметр.


………………………...

Спасибо командам, подводим итоги.

2 этап ТАКТИКА:

Отстрелялись вы хорошо. Но большая часть пути еще впереди, поэтому пришла пора выбрать тактику, по которой вы будете стремиться к победе, что вы будете выжидать ошибки соперника и медленно, но верно копить баллы или будете рисковать и пытаться уйти в отрыв как можно дальше чего бы это вам не стоило. Давайте проверим.

Следующий этап называется «ТАКТИКА». Перед вами физико-математические ребусы разного уровня сложности, за отгадывание, которых будут начисляться вам баллы. Я буду по очереди спрашивать команды. Вы выбираете, уровень сложности и если отвечаете, балл достается вам, а если нет, то те соперники, которые первые поднимут флаг, и ответят, получат эти баллы.


Вещество

невесомость

физика

наука

сила



закон

Что общего у этого графика с алгеброй и физикой

Т акой график является гиперболой (вспомните алгебру — график функции  ). Изотерма-гипербола изображена на рис. 1.

 Квадратичная функция встречается в физике в теме "Криволинейное движение". На экране рисунок пушки и оси координат. Движение снаряда происходит по траектории, представляющей собой параболу. поэтому уравнение траектории - это уравнение параболы.







При смешивании 100 мл воды и 100мл спирта получили смесь объемом 190 мл. Объясните почему так произошло?








Кусок льда и сырое яйцо поочередно опускали в спирт, воду и раствор соли, результаты опытов изображены на рисунке. Как можно объяснить полученные результаты.






По результатам опыта мы сформулируем обобщение: если средняя плотность тела больше плотности жидкости, то это тело в ней тонет; если средняя плотность тела меньше плотности жидкости, то это тело в ней всплывает.



Какой механизм использовали древние люди при строительстве пирамид.



Рычаг








Что позволяет покоящемуся в руках человека камню разбивать кокос?










…………………………..

Отличная игра, молодцы, подводим итоги 2 этапа.





3 этап РЕМОНТ:

Выбрав тактику, вы уверенно идете к финишу, почти половина пути за плечами, но не стоит расслабляться, наша трасса очень коварна и перед вами очень сложный подъем, а второе дыхание еще не открылось. И вот неудача, оступившись, вы, ломаете, догадайтесь что? Конечно лыжи. Необходим экстренная замена или ремонт.

Для этого в карточках, которые Вам выдали, по сигналу начинаете на скорость их выполнять.

В карточках вам нужно:

  • собрать из предложенных фигур лыжника;

  • решить задачу, связанную с ним.

Команда, которая справится быстрее и правильнее, побеждает на этом этапе и получает новые лыжи, а кто будет последним, увы, придется воспользоваться скотчем.

Приготовились, начали!


А пока наши команды выполняют задания, предлагаем нашим болельщикам показать свои знания и смекалку, ответив на вопросы. Обращаем ваше внимание, что свои знания вы можете вложить в валюту «Ньютоны», и в дальнейшем конвертировать Ньютоны в оценку по физике (Напоминаю, что пункт обмена находится в кабинете 407, при себе иметь журнал).

Задача 1 Команде

Лыжник, спускаясь с горы, проходит 50 м за 5 с. Спустившись с горы и продолжая двигаться, он до полной остановки проходит ещё 30 м за 15 с. Найдите среднюю скорость лыжника за всё время движения.

Решение:

Дано:
 = 50 м,  = 5 с.
 = 30 м,  = 15 c
Найти:
Vср − ?
Решение:

S = 50 + 30 = 80 м;

t = 5 + 15 = 20 c

Ответ. 4

Советы:

Вспомни, что в жизни, в большинстве случаев, скорость тел постоянно меняется со временем. Такое неравномерное движение характеризуется средней скоростью.









Задача 2 Команде

Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска скорость 10 м/с, останавливается через 40 с после окончания спуска. Определите силу трения.

Решение

Сначала найдем ускорение, с которым движется лыжник. Затем по второму закону Ньютона найдем силу, которая действует на него:

…………………………

Итак, подведем итоги, никто не выбыл из состязания, все продолжают борьбу, едем дальше!


4 этап ФИЗМАТБИАТЛОН:

И вот середина пути, можно чуть-чуть выдохнуть и открыть второе дыхание. 4 этап называется #ФИЗМАТБИАТЛОН.

Ваша задача за 2 минуты составить как можно больше слов из слова физматбиатлон.

На старт, внимание, время пошло!

…………………………..

Подводим итоги!

5 этап УСКОРЕНИЕ:

Осталось совсем немного еще два этапа и долгожданный финиш. Наконец-то открылось второе дыхание и как раз на нашей трассе мы видим затяжной спуск, самое время вырываться вперед тем, кто экономил силы и выжидал удачного момента, или увеличивать отрыв, если еще остались силы. Лыжники, словно самолет при взлете набирают скорость. Кстати приближается следующий этап соревнования, который называется «УСКОРЕНИЕ».

На данном этапе Вам необходимо, по моему сигналу как можно быстрее собрать самолетик по предложенной схеме. После сборки поднимаете ФЛАГ команды, но помните, скорость конечно важна, но так, же будет оцениваться аккуратность и летательные способности самолета.

Раз, два, начали!

……………………………..

Молодцы, жюри зафиксировали, кто был первым и так далее. Давайте проверим летательные способности самолетиков. Один член команды возьмите самолетик и пройдите в конец аудитории, затем запускаете самолетик, чей улетит дальше самолет, та команда получает дополнительный 1 балл.

Хорошо, подведем итоги этого этапа.






6 этап ТРАВМА:

Вот уже виднеется ФИНИШ. Страсти накаляются. От прохождения последних 100 метров зависит исход всего состязания. Но не может быть, спортсмен спотыкается и получает травму. Врач команды сразу реагирует и ему нужно быстро решить эту проблему. И у нас на очереди последний 6 этап, который называется «ТРАВМА».

Из предложенных Вам предметов за 3 минуты показать, как применяется физический закон, физическое явление или физический процесс с объяснением.

Выигрывает в этом этапе команда, которая будет наиболее оригинальна и сможет объяснить. Жюри может оценить вас, поставив суммарный балл от 1 до 5, оценивается оригинальность, аккуратность, правильное объяснение явления, процесса или закона.

Итак, командам раздали предметы и время пошло!


А втополив растений Отправляетесь в отпуск? Позаботьтесь о горшочных растениях. Организуйте автополив: поставьте рядом с горшком банку с водой, опустите в нее до дна хлопчатобумажный шнур, другой конец которого положите в горшок. Работает капиллярный эффект. Вода заполняет пустоты тканевых волокон и перемещается по ткани. Система работает сама – по мере подсыхания земли движение воды по ткани увеличивается и, наоборот, при достаточной увлажненности – прекращается.

Термос

Здесь нужно немного вспомнить свои знания по физике, а именно теплообмен веществ. Так как термосу необходимо сохранить тепло внутри себя, то его нужно изолировать от внешней среды, которая заставляет его остывать. Самый простой изолятор веществ — это воздух, но стоит знать, что он не идеален. Поэтому во многих термосах применяют вакуум, т.е. пространство, где нет никаких веществ, следовательно, и передавать тепло от колбы в окружающую среду будет нечем. Кстати, чтобы вода в термосе была чище, пользуйтесь кувшинными фильтрами.

Внутренняя часть колбы покрыта отражающим материалом, который отражает тепло внутри термоса. Внешняя часть термоса изготавливается либо из металла (больше механической прочности), либо из пластика.

……………………….

Подводим итоги этапа.

Заключение:

И вот долгожданный ФИНИШ. Трибуны гудят, болельщики не могут усидеть на своих местах. И сейчас давайте подведем итоги состязания и узнаем, какая команда сегодня одержала победу. Подводим итоги состязания, награждение!

Спасибо всем кто принимал участие, спасибо гостям! Спасибо за внимание!



Игра со зрителями «Физические загадки»

  1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

  2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

  3. Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)

  4. Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

  5. Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

  6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

  7. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

  8. Чист и ясен, как алмаз,  дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)

  9. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

  10. На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт.(барометр)

  11. Кто не учившись на всех языках разговаривает ? (эхо)

  12. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (запах)

  13. Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (молния, гром, дождь)

  14. Чего в избе не видно (воздух)

  15. Привела я солнце за своё оконце, к потолку подвесила, стало в доме весело.(лампочка)

  16. На дворе горой, а в избе водой. (снег)

  17. В круглом домике, в окошке, ходят сестры по дорожке. Не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (часы)


"Триатлон по физическим величинам"

1. Это физическая величина (сила).

  • Основная физическая величина "Динамики", это причина возникновения ускорения.

  • Она есть у всех людей, только у больных ее мало, а вот у здоровых много.

  • Это есть, ума не надо.

2. Это физическая величина (время).

  • Для его измерения используют повторяющийся физический процесс. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении, его можно повернуть назад только в сказках.

  • Часто, по ошибке, считают, что одна из единиц ее измерения - световой год.

  • Делу это, а потехе - час.

3. Это физическая величина (ускорение).

  • Это результат действия силы.

  • Измеряется акселерометром.

  • Любимый термин времен Горбачева.

4. Это физическая величина (давление).

  • Действует на дно и стенки сосуда.

  • Увеличивается с глубиной, мы это чувствуем, когда ныряем.

  • Нужно измерить, когда болит голова.

5. Это физическая величина (мощность).

  • Важнейшая характеристика всех двигателей.

  • Скорость выполнения работы.

  • У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа.

6. Это физическая величина (импульс).

  • При ударах возникают большие силы, потому что изменение этого происходит за очень малое время.

  • Равна произведению массы тела на его скорость.

  • Из рекламы - если неизвестный мужчина дарит вам цветы, это он реагирует на …

7. Физическая величина (масса)

  • Она имеется у всех.

  • Ее целый день определяют продавцы

  • Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

8. Физическая величина (скорость).

  • Ее начинают изучать еще в начальных классах.

  • Ее у нас нет, когда мы спим, а появляется, когда встаем.

  • У птиц она больше, чем у нас, а еще больше у ракеты.

9. Физическая величина (плотность).

  • Странно, но у льда она меньше, чем у воды.

  • У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.

  • У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной.

10. Физическая величина (энергия).

  • Она согласно закону уменьшается при совершении работы.

  • У летящей пули и у сжатой пружины она называется по - разному.

  • Когда съешь "Сникерс", то она прибавится.






1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XII в. , XV в. , в конце XVIII и середине XX в.

2. Данное изобретение используется и в мирных целях.

3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай.

4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название – “летающий огонь”, или “огненный волан”, а в середине ХХ в. – имя милой девушки.

5. Это изобретение – основной двигатель космических кораблей.

(РАКЕТА)



1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.

2. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений.

3. С ним дружат некоторые спортсмены.

4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

5. По нему плакала Таня.

(Мяч)



1. Он один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва среди людей науки.

2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

3. Он – крупный изобретать. Его изобретения широко известны.

4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

5. По легенде, ему принадлежит возглас: “Эврика!”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(Архимед)

1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.

3. Его можно использовать для уменьшения трения.

4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.

5. Это вещество называют “соком жизни” на Земле.

(ВОДА)



1. Сначала он плавал, потом стал и летать.

2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.

3. Он не любит большую жару и сильную тряску.

4. Он всегда целенаправлен.

5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

(КОМПАС)

1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

2. Мощность, развиваемая его сердцем – 2,2 Вт.

3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.

4. За свою жизнь он съедает около 40 т пищи.

5. Это самое умное животное на Земле

(ЧЕЛОВЕК)



__________________________________________________

Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (ответ 0,0004 т)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!