СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Кладовая солнца"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сценарий внеклассного мероприятия "Кладовая солнца", посвященная 150-летию М.М. Пришвина

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Кладовая солнца"»

МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»

Северного района Оренбургской области





V региональный конкурс методических разработок «Время читать!»


Номинация «Методическая разработка»


Сценарий внеклассного мероприятия «Кладовая солнца»,

посвященная 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина







Подготовила: Киямова Лилия Альбертовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Северная СОШ»





















2023





Цели:

обучающие: расширить представления учащихся о русском писателе М.М. Пришвине, раскрыть мастерство Пришвина как писателя, показать простоту, точность, живописность языка писателя;

развивающие: совершенствовать технику выразительного чтения, развивать устную речь, формировать навыки анализа текста, развивать творческие способности учащихся, прививать интерес к чтению;

воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведений, прививать любовь к природе, к родному краю.

Форма проведения: внеклассное занятие.

Классы: 6, 7

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Материалы: презентация «Кладовая солнца», книги М. Пришвина, книги оренбургских поэтов о Родине, иллюстрации, фотографии родного края, рисунки учащихся по произведениям М. Пришвина.

Оформление доски: 3 листа формата А4 с высказываниями

"Певец природы Михаил Пришвин, охотник, лесной бродяга, поэт и философ..." В. Ф. Боков.

“Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем” (К. Г. Паустовский).

“… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” (М. М. Пришвин).

План мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

2. Слово Биографам писателя.

3. «Пришвин- фотограф». Обзор снимков, сделанных М. Пришвиным.

4. Чтение отрывка из рассказа М. Пришвина «Времена года» под музыку П.И. Чайковского «Времена года» (Весна). Анализ прочитанного текста (Работа в группах).

5. Пришвин- публицист. «Кладовая солнца» в произведениях М.М. Пришвина. Проблематика рассказов Паустовского.

6. «Кладовая солнца Оренбуржья родного».

7. Обзор выставки книг писателя в школьной библиотеке.





Ход мероприятия

1. Слово учителя

«Мои молодые друзья! 

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. И охранять природу – значит охранять родину». 


Ребята, я думаю, вы догадались, кому принадлежат эти слова. Сегодня мы с вами погрузимся в волшебный мир красок, звуков М.М. Пришвина, певца русской природы. 4 февраля исполнилось 150 лет со дня его рождения, мы продолжим изучать творчество наших писателей-юбиляров в рамках проекта «Время читать».

Ребята, обратите внимание на высказывание В.Ф. Бокова: "Певец природы Михаил Пришвин, охотник, лесной бродяга, поэт и философ...". Надеюсь, писатель откроется для вас с новой стороны.


Читает ученик

«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…

М. Цуранов


Учитель:

- Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он так любил лес и все живое, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо.

А откуда у писателя такая наблюдательность? Представим слово Биографам писателя

2. Слово 1 Биографу:

-Родился Михаил 4 февраля 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина, Мария Ивановна, отличалась тихим, спокойным нравом, Но оставшись одна с пятью детьми и заложенным имением, несмотря ни на что, она смогла дать им хорошее образование.

Можно сказать, что любовь будущего писателя Михаила Пришвина к природе и странствиям досталась ему от отца, а стойкий характер и несгибаемую волю он унаследовал от своей матери.


Слово 2 Биографу:


-В детстве никто бы не подумал, что хулиган Миша Пришвин проявит себя позднее как ученый и писатель – слишком уж скромными были его успехи в учебе. Старшие братья Михаила показывали прекрасные результаты в учебе и впоследствии сделали успешную карьеру.

На семейном совете было решено отправить Мишу в Тюмень, где жил его дядя по матери, предприниматель Иван Иванович Игнатов, Здесь Михаил Пришвин впервые и показал свои способности к обучению: он блестяще окончил реальное училище, проявив недюжинные умственные способности и тягу к знаниям.

Слово 1 Биографу :

-В 1893 году в Елабуге он экстерном сдал экзамены за полный курс классической гимназии и затем уехал в Ригу, где поступил на химико-агрономический факультет Рижского политехникума. Позже Михаил по совету матери уезжает учиться в Германию. Здесь он сначала учится в Лейпцигской торговой школе, а потом поступает в университет. За годы учебы за рубежом он получает разностороннее образование: изучает физику, химию, философию и в итоге получает диплом инженера-землеустроителя.

Михаил Пришвин был невероятно увлекающимся и талантливым человеком. За свою жизнь он освоил десятки разных занятий.

3. Слово Фотографу (ученик, увлекающийся фотографией):

- Фотографией Пришвин увлекся в 1906 году во время своего первого этнографического путешествия на Север. Он привез в Петербург путевой дневник – книгу «В краю непуганых птиц», проиллюстрированную рисунками с фотографий, сделанных во время поездки. В 1924 году ему удается купить фотоаппарат. Пришвин осваивает его, и с этих пор фотография постоянно сопутствует его художественному творчеству.


(Ученик комментирует слайды с фотографиями, сделанными М. Пришвиным)

- Пришвин не ищет уникальных ситуаций, он фиксирует обыденное. «Ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира, вследствие чего у нас получается убеждение в его существовании как бы совсем независимо от нашего восприятия. Я хочу воспользоваться этой особенностью фотоаппарата и доказывать светописью мои видения реального мира», - так писал сам мастер, и я с ним согласен. Пришвин подмечал то, чего не замечали профессиональные фотографы. Например, «лица зверей», портреты деревенских жителей, разбившиеся колокола разрушенной церкви…



4. Пришвин- певец природы.

Знаменитый «певец природы», М. Пришвин, был очень музыкальным человеком. Например, в юности прекрасно пел и играл на мандолине. Писатель с наслаждением слушал классическую музыку, неплохо разбирался в живописи, любил оперное искусство и балет.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «Времена года»? (Предполагаемые варианты ответов: смена времен года, изменение природы, произведение П.И. Чайковского»)

«Времена года» - рассказ Михаила Пришвина, который полюбился детям и взрослым. Автор точно и красочно описал наблюдения природы в произведении, будто это календарь. Действительно, этот рассказ и фортепианный цикл П. И. Чайковского, написанный в 1873—1875 гг. и состоящий из 12 характеристических картин, очень созвучны. Чайковский передает красоту природы музыкой, а Пришвин- мастерски владеет словом.

(Дети читают отрывок из рассказа «Времена года». Музыкальный фон- «Времена года» Весна. П.И. Чайковский)

«НИЗКОЕ НЕБО

Ночью был дождь: налился целый ушат. Солнце в тучах то покажется, то спрячется. Река, забитая исковерканным льдом, стоит. Воздух тяжелый, сырой. Поле очистилось совсем.
В лесах еще снегу довольно. Огород внизу начинает чернеть, а к лесу бело.
Утром земля парила, и небо низкое своим туманом доставало дыханье земли. А место, где солнце, на небе было заметно. Река очистилась. Ваня принес свежей рыбки…»

БАБОЧКА

Ранним утром на земле еще оставался холстами мороз, но когда солнце разогрело землю, мороз обдался росой. Под горячим лучом пробудилась жизнь в одной бабочке. Серая, цветом в осиновый ствол, бабочка небольшим треугольником лежала на траве и билась червяком, а крылья не слушались. Я взял ее на ладонь и рассмотрел: у бабочки голова была вроде как у совы с двумя длинными оранжевыми усиками — ночная бабочка. Она лежала на ладони, как мертвая, но, когда я подбросил ее, полетела, да еще как!

Сколько у нас тоже, у людей, есть таких спящих, а толкнешь — откуда что возьмется!

ГОЛУБОЕ ОКНО

Не очень жаркие, дивные майские дни, зеленеют липы на улице Горького, зеленеют веточки чего-нибудь возле каждой лачуги в переулках, и каждой веточке соответствует где-нибудь подобная вспышка в душе человеческой. Воздух насыщен теплым паром, и небо закрыто, и только на востоке сквозь двойные-тройные завесы пробилось светлое окно голубое. В нашем доме и вокруг него все, как сказано о шестом дне творения, — что Творец все оглядел вокруг себя и сказал:

— Молодец Я, все хорошо!»

-Учитель:

Предлагаю вам побыть исследователями. А исследовать мы с вами будем слова.

1 группа- выделите слова, передающие цвета природы (липы зеленеют, голубое окно неба и т.д.)

2 группа- выделите слова, характеризующие звуки природы (бабочка билась червяком, дыхание земли и т.д.)

Учитель:

- Действительно, прав был К. Паустовский, когда говорил, что “слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем” (К. Г. Паустовский).

- Ребята, Пришвин писал, что «…счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому”. Важно смотреть на окружающий мир не только с наблюдательностью натуралиста, но и с добром. Пришвин одухотворяет природу. Он напоминает каждому, что она живой организм, что она способна чувствовать и дышать, плакать, огорчаться, хмуриться, радоваться: «Мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы». Осинка «справляет свои именины», «басят пчелы и шмели, летят поздравить осинку», один папоротник шепнет что-то другому, третьему». Деревья у Пришвина разговаривают, перекликаются, везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена», осинка «выходит на полянку, как зеленая свечка». Ребята, как называется такое средство выразительности?

- Олицетворение.

-Этот прием используется и в других произведениях автора. Сейчас ваши друзья расскажут, какие проблемы поднимает Пришвин в своих рассказах.

(Ребята делают краткий обзор прочитанных ими произведений Пришвина)

1 читатель:

- В рассказе «Паутинка» Пришвин поднимает важные экологические проблемы. Герой пришел в лес. Он, не замечая, рвет паутины, которые создал паук. Человек чувствует себя хозяином природы. Он задается вопросом: «Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок? Нисколько: я же их не видел — моя жестокость была следствием моей физической силы. Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул. Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания».

2 читатель:

- В рассказе «Лесной царь» из-за поджога погибает дерево. С одного дерева на весь лес может перекинуться огонь. В этом и заключается неразумное, потребительское отношение к природе. Кто же является «лесным царем», тот, кто поджег, или тот, кто спас дерево? Мальчик- не царь, автор его называет «вредителем». Любой неосторожный поступок приводит к экологической катастрофе. Если человек живет в доверительных отношениях с природой, она отплатит ему тем же. «Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя».

5. Пришвин- публицист

Учитель:

- Еще во время работы агрономом Пришвин вел дневник, в котором уже в те годы преобладала художественная манера. Так он описывал осеннюю пору, когда в деревне заканчивался сезон:
"Поля пустеют, и по мере этого короче дни и раньше спать ложатся в деревне, зато ярче звезды на небе. Выйдешь на крылечко — такой покой! и вдруг падучая звезда, обрезано все небо на два полунеба — метеор, мчащийся во вселенной, коснулся нашей атмосферы и открыл нам, каким сумасшедшим движением дается этот деревенский покой".

Ребята, мы с вами прочитали сказку-быль «Кладовая солнца», нашу встречу я начала словами самого автора о том, что он называет «кладовой солнца». А как вы понимаете эту фразу?

- Это природа нашего края. Это реки, болота, озера, леса, степи, которые согревает солнце своими ласковыми лучами. А еще это люди, работящие, дружные, добрые, такие, как Настя, Митраша, их односельчане.

- Вы правы. О таких людях Пришвин, публицист, репортер, писал очерки.

Перед вами листочки с отрывком из очерка «Городок на реке».

(Выразительное чтение отрывка из текста вслух)

«… представление о маленьких городах, так называемых «райцентрах», почти не изменилось. Считают, что они, конечно, далеко отстают от больших городов и по культуре, и по благоустройству.

Самое название «райгород» и «райцентр» дает богатую пищу для шутников и зубоскалов. Они называют их «райскими городами» и «райскими центрами» и острят по поводу того, что в этих городах мало признаков земного рая.

Все это – болтовня.

…Я живу в одном таком маленьком городе на Оке.. Лесков написал, как будто анекдотичный рассказ о тульском мастере Левше, который подковал блоху. Но это совсем не анекдот и не забавный случай. В каждом городке есть свои Левши. Есть они и в нашем.

Живет в нем слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт по душе. Он может сделать все, – как говорится, «и небо и землю». Из всякого металлического лома и утиля он собрал мотоцикл, изобрел машину для посадки деревьев в лесах и, между прочим, склепал проволокой сломанный зубной протез одному старичку. И тот носил его еще много лет. Потом, говорят, этот протез взяли в краевой музей как образец тончайшего мастерства…

Есть еще в нашем городке печник Митя – слабый здоровьем и насмешливый, кладущий печи по своему способу – виртуозно и быстро. Оказывается, в печном деле есть свои секреты, свои законы, и нет у Мити ни одной печи, похожей одна на другую.

Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц. Больше всего он любит делать скворечники и птичьи клетки. Каждая вещь, что выходит из его рук, – «игрушка». Его клетки – это просто птичьи дворцы с мезонинами, антресолями, балкончиками и верандами. В этих клетках, будь они немного побольше, хочется пожить и человеку. Они обточены, нарядны и воздушны…».

- Ребята, с какими чувствами М. Пришвин описывает своих земляков?

- Он испытывает гордость за народных умельцев, отмечает их скромность. Это люди непримечательные с виду, но очень талантливы.

- Ребята, а есть ли в нашем районе такие талантливые люди?

- У нас есть художники (С. И.Милин, В.И. Пиянзин и другие), есть рукодельницы, столяры, цветоводы…

6. «Кладовая солнца Оренбуржья». Стихотворение оренбургского поэта Р.П. Герасимова

М. Пришвин воспевал скромную красоту средней полосы России, рассказывал о ее людях. В нашем родном Оренбуржье немало талантливых поэтов, писателей. В рамках проекта «Время читать» в школе прошел конкурс стихотворений о Родине. Послушайте стихотворение нашего земляка Р.П. Герасимова в исполнении победителя конкурса Шарифуллиной Илины.

(Дети смотрят видео с ученицей, которая читает наизусть стихотворение Р.П. Герасимова «Край родной»)

На карте – с ладонь или даже поменьше,

А пешим – попробуй его обойди!

Смотри: бесконечные- бесконечные

Все степи да степи бегут впереди.

А реку… Как реку мне выразить словом?

Я лучше сравнения не отыскал –

По жёсткой руке Оренбуржья родного,

Как синяя жилка, струится Урал…

Народ корневой, работящий, плечистый,

Душа у народа, как степь, широка.

На пляску выходят:

Движенья, что выстрелы.

А песни – медлительней, чем облака.

Я всё здесь люблю,

И мне всё здесь знакомо:

И небо, и солнце, что бродит в хлебах.

Запомнил навек,

Как в родительском доме

Пахуч каравай в материнских руках.

И зной ли нас сушит,

Бураны ли вьюжат,

Гордимся, поля щедро потом умыв,

Что в Герб нашей Родины

Хлеб Оренбуржья

Вплели золотыми колосьями мы.


-Ребята, что для нас, жителей Оренбуржья, «кладовая солнца»?

- Это поля, целинные земли, которые много лет копили энергию солнца, чтобы затем передать ее людям через «золотые колосья».

- Это народ Оренбуржья, «корневой, работящий, плечистый».

-Это мамин «пахучий» каравай, это народные песни и пляски.

Заключение.

- Мои юные читатели, сегодня мы с вами поняли, насколько широко понятие «Кладовая солнца», придуманное певцом русской природы М. М. Пришвиным. Я надеюсь, что этот писатель, юбиляр, открылся для вас с новой стороны. В школьной библиотеке организована выставка его книг. Сейчас я вас приглашаю библиотеку, где нас ждет Елена Петровна.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!