Внеклассное мероприятие по православной культуре «Я – патриот!»
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, к ее духовным корням.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «Родина», «патриотизм», «мужество», «честь».
2. Развивать логическое мышление, монологическую речь, память.
3.Воспитывать мировоззрение учащихся, основанное на православных ценностях.
Оборудование:
1. Выставка книг — Схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI — XX веках», «Глинский патерик», М. Хитров. «Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский», М. Жукова. «А.В. Суворов».
2. Проектор, экран, музыкальный центр, аудио и видеозаписи.
3. Стенд «Православная Россия глазами детей».
Ход внеклассного мероприятия:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
2009 год был объявлен президентом Годом молодежи в России. Наша встреча приурочена также к Дню православной молодежи, который отмечался 15 февраля. Этот замечательный праздник пришелся на Сретение Господне.
(Слайд №2 с изобр.иконы и Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.)
«Это праздник исполнения надежды и веры в будущее. Это день, когда необходимо вспомнить, что сам Господь идет навстречу всем честным людям, которые с ранних лет умеют ценить жизнь и свою землю». », - так назвал Всемирный день православной молодежи Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
С 1 февраля в нашей школе проходит месячник по военно-патриотическому воспитанию, в ходе которого мы с вами много говорили и читали о патриотизме – чувстве, которое должно быть присуще каждому человеку.
Мы проделали много работы и сегодня вновь обращаемся к этой теме.
У нас в гостях:
Поприветствуем гостей.
В ходе сегодняшней встречи нам предстоит ответить на важный вопрос,
(Слайд № 3.) который сформулирован в теме мероприятия, и решить для себя – являемся ли мы патриотами, достойными продолжателями дела своих предков. Мне бы хотелось особо обратить внимание на источники патриотизма и силы духа загадочной русской души.
Начну со слов проф. Царевского А. А.:«Удивляющий мир своей физической выносливостью человек русский силен и непобедим главным образом силою духовною. Основа доблестей русского солдата и самая высокая слава и сила его в том, что он всегда исполнен горячей веры в Бога и надежды не на свои силы, а на милосердие к нему Божие.
Русский солдат воистину силён и грозен тем, что всегда он был и есть прежде всего христолюбивый воин».
(Слайд № 4. Звучит песня «Матушка Русь» из к-фильма «Рожденные для счастья, для надежд…)
Какие слова в песне помогли почувствовать, что мы - россияне? (Ответы детей)
Все мы – жители замечательной, богатой страны.
Наша Родина – Россия.
(слова сопровождаются слайдами № 5–15 с видами России).
(Слайд с географической картой России). Россия, Святая Русь, матушка, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды, край “разливов грозных и тихих вешних сил”.
На фоне музыки читаются слова эпиграфа: (слайд № 15).
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
1-й этап Постановка проблемного вопроса
В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «патриот», «мужество», «честь.» А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?
К сегодняшнему мероприятию вам было предложено подготовиться к защите понятий «честь», «патриотизм», «мужество», и найти в художественной литературе краткие и емкие примеры, раскрывающие эти понятия, а также подобрать высказывания известных людей России о любви к Родине и патриотизме.
2-й этап Работа с понятиями
1-я группа.
Задание 1. Сформулировать определение понятия "честь". Школьники должны из предложенных им слов, характеризующих данное понятие, сформулировать определение.
Слова: уважение, совокупность, моральный, принцип, качество, человек, вызывают, которые.
Должно получиться определение: "Честь - совокупность моральных качеств и принципов человека, которые вызывают уважение".
Задание 2. Чтение отрывка.
«Дело было 26 февраля 1904 года во время Русско-Японской войны. Малый миноносец «Стерегущий» против двух крейсеров и четырех больших миноносцев Японии. Семьдесят орудийных стволов, в том числе шестидюймовых, против четырех. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в том числе все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев — машинный квартирмейстер и Василий Сергеевич Новиков — трюмный машинист бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.»
Учитель:Какие качества моряков вызывают у вас уважение?
Учащиеся: Видя, что силы не равны, моряки могли сдаться в плен, но тогда они потеряли бы свое доброе имя и свою честь.
Задание 3. Высказывания знаменитых людей о Родине.
Слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»
2-я группа.
Задание 1. Сформулировать определение понятия "патриотизм". Школьники должны вставить в предложение с пропущенными членами слова:
Должно получиться определение: «Патриотизм – любовь к народу и Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление посвятить свой труд на благо страны, чувство привязанности к тем местам, где родился».
Задание 2. Чтение отрывка.
Отрывок о детях, которые помогали взрослым тушить зажигательные бомбы в блокадном Ленинграде, они снабжали чердаки песком и водой.
«Но вот наступили страшные дни. Наш район фашисты бомбили с тупой и бессмысленной жестокостью. И бывший управхоз, ныне начальник объекта, опять заявил, что ребята доведут его до седых волос. Не загнать их в бомбоубежище, — жаловался он. — Едва отвернешься — они уже на чердаке. Поговорите с ними! И мы поговорили. — Что я, грудной ребенок, что ли? — сказал нам Коля Кузнецов. — Все стоят на своих местах, а нам в нору забираться? Отец с фронта пишет: не бойся ничего.
А я буду трусить? Раз мы не боимся, зачем же нам прятаться? — поддержал его Миша Зайцев. Весь народ защищается, а нам отсиживаться? — продолжал Коля. Нас потом спросят: что вы делали? А мы скажем: прятались. Весь народ поднялся, а мы, значит, не народ? — Мы тоже народ. Мы тоже ленинградцы! — поддержал его Миша Зайцев. Это настоящие дети Ленинграда, плоть от плоти, кровь от крови своих отцов и старших братьев. Они говорят: мы — народ.»
Учитель: Что в поведении ребят указывает на их высокие патриотические чувства?
Учащиеся: Весь народ поднялся на защиту Родины, родного города, и они ощущали себя частью своего народа, хотели быть полезными ему.
Задание 3. Высказывания знаменитых людей о Родине.
Слова Пушкина: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь».
3-я группа.
Задание 1. Сформулировать определение понятия "мужество".
Должно получиться: "Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности".
Задание 2. Чтение отрывка из повести Б.Васильева "В списках не значился"
"Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Какие слова указывают на храбрость солдат? Потеряли ли они присутствие духа в момент опасности?
Задание 3. Высказывания знаменитых людей о Родине.
Философ «серебряного века» Василий Розанов: «Счастливую великую Родину любить не велика честь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена».
Учитель: Я думаю, что все приведенные вами отрывки и высказывания очень емко отразили суть понятия «патриотизм», ведь без мужества, без чести и любви к Родине нет патриотизма.
Давайте обратимся к некоторым страницам истории государства Российского, вспомним самых выдающихся истинных патриотов Отечества и определим, в чём кроется источник духовных сил русского народа.
Взгляните на экран (Слайд № 16, 17. Александр Невский.1249 год)
В истории России эта дата не связана с великими сражениями, но отражает истинный подвиг русского богатыря. Александр Невский — кто из нас не знает это имя?! Александр Невский – по результатам народного голосования в телевизионном проекте «Имя России» занял первое место по значимости для русского народа.
Слава о подвигах легендарного героя, о его уме, силе, красоте живет по сей день. Что вы знаете об А.Невском?
Учащийся 1:
Истинный христианин, святой Александр Невский был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, печальником и молитвенником за родной народ.
Родился 30 мая 1220 г. С ранних лет Александр сопровождал в походах отца. В 1236 г. Ярослав, уезжая в Киев, посадил своего сына самостоятельно княжить в Новгороде.
Началось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути монгольские орды. С запада надвигались германские рыцари. Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, полчища крестоносцев вторглись в пределы отечества. Гордый шведский князь Биргер прислав в Новгород гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся, я уже здесь и пленяю твою землю». Святой Александр, ему не было тогда и 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину словами полными веры: «Не в силе Бог, а в правде. Иные с оружием. Иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовём!». С небольшой дружиною, уповая на Святую Троицу, князь разгромил врага.
Учащийся 2:
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Весной 1242 г. Александр дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду чудского озера сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже». С помощью Божией крестоносцы были полностью разгромлены. Прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до Великого Рима».
Учитель:
А что вы знаете о подвиге спасения Руси от духовного порабощения во время монголо-татарского ига?
Учащийся 3:
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены. Настало время защитить Русь с востока. В 1242 г. А.Невский со своим отцом выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на многотрудное служение. Нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзники. Эту священную миссию Господь увенчал успехом, но потребовались годы трудов и жертв.
Бывало, что русские города восставали против татарского ига и возникала угроза самому существованию Руси. Святому Александру приходилось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательные нашествия татар. Трудами Александра Русь была спасена. Долг его был выполнен до конца, жизнь была положена на служение Руси, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира в Феодоровском монастыре, князь предал свой дух Господу 14 ноября 1263 г. завершив жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.
Учитель: Ребята, давайте подумаем, как Александру удалось договориться с Батыем? Обратимся к страницам книги М.Хитрова «Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский», которую мы прочитали с вами ранее.
Ученица: ________________
Хан Батый прислал к Александру гонцов со словами:
«Бог покорил мне многие народы, ты ли один хочешь противиться? — велел передать хан Батый Александру Невскому. —Если желаешь сохранить свою землю, приходи ко мне и узнаешь честь и славу моего государства».
И вот непобедимому в открытом бою, на поле брани полководцу предстоит одержать наивысшую победу — над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя беспредельным смирением, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю единственно в интересах горячо любимой Родины.
Блаженны кроткие, ибо в кротких сердцах почивает Господь».
Учитель:Труднейший подвиг смирения во имя народа совершил Александр Невский в 1249 году, отправившись к Батыю, но не преклонив там главы перед идолами (как требовали от него советники хана). Что сказал А.Невский Батыю?
Ученик:
Он сказал: «Тебе царь кланяюсь, ибо Господь поставил тебя управлять миром. Я — христианин, и мне не подобает кланяться твари, ради человека сотворенной. Я поклонюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю...» Он не мог нарушить главнейшую христианскую заповедь: «Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом Моим».
Спокойное мужество князя поразило хана. Батый несколько времени любовался героем и, наконец, произнес: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому», и назначил его князем Всея Руси.
Учитель:Обобщение ответов классным руководителем:
Действительно, возвращение Александра Ярославовича от Батыя было счастливейшим днем, давно люди так не ликовали. Не с ратного поля ехал князь, а люди плакали от радости. Все Русичи понимали, чего стоила эта поездка князю, какие душевные силы он приложил, чтобы спасти Родину от нашествия и от окончательной погибели Руси.
Вот как глубоко понимали слово «патриотизм» наши предки!
Перевернем следующую страничку истории:
(Слайд № 18 А.В. Суворов. 13 ноября 1730 года)
Это дата рождения полководца, не проигравшего ни одного сражения — Александра Васильевича Суворова. Что же было, по мнению автора книги о знаменитом полководце — Марии Жуковой, основанием его побед?
Учащийся 1:
По мнению Марии Жуковой, основанием побед Александра Васильевича Суворова была любовь к Богу и любовь к ближним. Недаром в каждом полку Суворова была церковная палатка. ««Безверное войско учить — что перегорелое железо точить», — говорил А.В. Суворов. — Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству».
«Молись Богу, от него победа!» — с этих слов начиналась тетрадь «капральских бесед» Суворова. И дальше он приводил молитву, обязательную для каждого воина: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!»
Значит, патриотизм и вера были слиты воедино в русском народе.
Учащийся 2:
А.В. Суворов понимал присягу как завет с Богом. Он писал: «Один десятерых силой не одолеешь, помощь Божия нужна!
Так, в бою, в самый напряженный момент, Суворов спрыгнул с лошади и начал молиться, а после молитвы отдал такие приказания, что русские победили!
Учитель:Что еще мы знаем об А.В.Суворове?
Учащийся 1:
Каждую победу, каждую удачу Суворов приписывал Богу, и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими. По убиенным воинам после сражения в присутствии Суворова и всех офицеров служились панихиды, после которых сам Суворов говорил короткое слово о павших.
Учащийся 2:
Все награды за одержанные победы, привезенные от «матушки – царицы», Суворов обычно после обедни вносил в алтарь на блюде и просил священника окропить их святой водой. А потом собственноручно в церкви возлагал на всех генералов и офицеров. А сам любил, когда на него самого полученная награда была возлагаема священником.
Учащийся 3:
Наставления Суворова подчеркивают широту сердца русского воина: «Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду! Грех напрасно убить… Просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель, тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник».
Учитель:Действительно, каждую победу Суворов приписывал Господу. Да и о солдатах своих никогда не забывал: недаром его называли ОТЦОМ ВСЕЙ РОССИИ
Перелистаем еще одну страницу нашего календаря (Слайд № 19, Схиархимандрит Андроник,12 февраля 1878 — 21 марта 1974 года).
С чьим именем связаны эти даты?
Учащиеся:
Это даты жизни удивительного человека — Алексея Андреевича Лукаша, Схиархимандрит Андроника, о котором мы читали в книгах «Глинская пустынь...» и «Глинский патерик».
Учитель:Как вы думаете, почему «великого молитвенника и смиренного труженика на ниве Христовой» мы относим к истинным патриотам России?
Учащийся:
- Из примеров русской истории мы поняли, что патриотизм и вера неотделимы друг от друга. Вся жизнь отца Андроника — это подвиг истинного служения Родине. Во время первой мировой войны он был три с половиной года в немецком плену, где пленных почти не кормили, а работу давали самую трудную. Но Алексей Андреевич усердно молился и все испытания принимал как из рук Божиих. Дважды был сослан на Колыму: в 1923 и 1939 годах. Но не обиделся на беззаконное правительство, в ссылке же с искренним состраданием и любовью ухаживал за больными.
Учащийся:
Во время второго ареста, в 1939 году, отца Андроника во время допроса раздели до нижнего белья и вывели на 50-градусный мороз, но старец не сломился — не подписал документов, в которых содержалась клевета на его духовного отца. Выдержал — и Господь спас отца Андроника. Старец разделил все горести своей Родины, претерпел все испытания и страдания, посланные ему и его Отчизне, постоянно молился и помогал людям. Был мудрым духовным наставником. Он выполнил свой долг на земле.
Учитель:Вы сейчас произнесли очень важное для понимания слова «патриотизм» слово «долг». А как вы его понимаете?
Учащиеся:
Долг — это обязанность. И патриот — это человек, честно, по совести, выполняющий свои обязанности по отношению к Родине, к своим соотечественникам.
Учитель:Много имен известнейших патриотов, прославившихся на поле брани и в годы репрессий, родила земля Русская, но не меньше их и в наше время.
Я хочу рассказать вам еще об одном герое, нашем современнике, о жизни которого можно сказать словами о.Василия Рослякова, монаха Оптиной пустыни, убитого сатанистом. (Слайд № 20, Евгений Родионов,1996 г)
Кто молнией промчался по Земле,
Тот светом облечен под небесами…
о.ВасилийРосляков
Проста и обыкновенна короткая биография Евгения Родионова. Родился он 23 мая 1977 года. Рос обычным – крепким и здоровым ребенком. В школе учился хорошо, но, когда закончил девятый класс, пошел работать на мебельную фабрику. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Евгения призвали в армию. Ни о каком увиливании от армии вопрос никогда не стоял.
Не пытался увиливать Евгений и тогда, когда его направляли в Чечню. 13 января 1996 года Евгений был командирован в воинскую часть Назранского погранотряда, а еще через месяц, 13 февраля 1996 года, молодых солдат послали на первое боевое дежурство. Здесь солдаты и были захвачены чеченскими бандитами.
Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете». Чеченские бандиты потребовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест и согласился принять мусульманство. Женя рассуждал так: «Согласившись, я предам веру, потом Родину, затем маму. Как я буду дальше жить на этой земле?».
Он отказался снять крест, и озверевшие чеченцы после мучительных пыток обезглавили Евгения, а его товарищей расстреляли.
Женя казнен не только в день своего рождения, но и в день Вознесения Господня, пришедшийся в тот год на 23 мая. И Храм возле кладбища, где лежит Евгений, тоже носит название Вознесения Господня!
Любовь Васильевна Родионова – мама Жени вспоминала случай:
«Как-то на могилу к Жене приехал ветеран Великой Отечественной. Снял с себя фронтовую награду - медаль «За отвагу», положил на могильный камень и сказал: «Я, дочка, знаю, что такое война, и считаю: он достоин этой медали. Он душу России спас!»
(Слайд 21.) «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, - начертано на кресте, установленном на его могиле, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».
«Нет большей любви, чем та, когда кто душу свою положит за друзей своих» – это слова Иисуса Христа из Евангелие. (Слайд №22. Икона новомученика Евгения)
Поэтому мы видим образ новомученика Евгения. Ибо, как говорил апостол Павел: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2,19-20).
(Слайд№ 23. Звонница.)
Не проходи, остановись.
Ты сердцем подвига коснись,
На век запомни эти плиты,
На век запомни тех, кто пал за нас )
О подвиге Жени Родионова можно сказать словами Ф.М.Достоевского:
"Нет, послушайте, господа, знаете ли, как мне представляется этот темный безвестный Туркестанского батальона солдат? Да ведь это, так сказать, - эмблема России, всей России, всей нашей народной России, подлинный образ ее, вот той самой России, в которой циники премудрые наши отрицают теперь великий дух и всякую возможность подъема и проявления великой мысли и великого чувства.")
Ф.М.Достоевский. Дневник писателя. Фома Данилов, замученный русский герой
- Слово предоставляется Отцу Дмитрию. (Приложение)
Учитель: Мы много можем привести примеров истинного служения Отчизне. И в современной литературе о наших соотечественниках, настоящих патриотах Родины, сложены и стихотворения, и песни, написаны очерки, рассказы, повести...
А сейчас работники библиотеки расскажут о результатах анкетирования, которое проводилось среди вас. И мы увидим – как вы – современные молодые люди относитесь к своей Родине, какова ваша гражданская позиция и насколько в вас развито чувство патриотизма.
(Слово предоставляется работникам библиотеки.)
– Ребята, вы являетесь активными читателями нашей библиотеки.
Мы провели исследование подростков «Я – гражданин», чтобы выяснить ваше отношение к своей Родине, гражданскую позицию и являетесь ли вы патриотами своей страны.
. (Слайд). С радостью хочется отметить, что с гордостью и уважением относятся к своей Родине более 80 % опрошенных
(Слайд). 60 % ребят считают, что патриотические чувства необходимо воспитывать с самого раннего возраста.
(Слайд). На формирование образа гражданина больше всего влияет знание истории своей семьи, края, страны. 50 % ребят отметили, что на формирование гражданина влияют уроки православной культуры, истории и литературы, чтение книг и просмотр хороших патриотических фильмов, 40 % отметили влияние патриотических мероприятий и встреч с ветеранами.
(Слайд). Из литературных героев образцами гражданственности названы: Василий Теркин, Тарас Бульба, Алексей Маресьев, Тимур, героини повести «А зори здесь тихие». Из исторических личностей были названы: Жуков, Кутузов, Минин и Пожарский, Петр I, Юрий Гагарин. Из современников качествами настоящего гражданина обладают: Путин, Медведев, Жириновский.
(Слайд). Среди художественной литературы большим потенциалом воспитания патриотизма, по мнению ребят, обладают книги о войне.
И сегодня, ребята, нам бы хотелось сделать вам подарок. Мы подготовили для вас буклеты с высказываниями выдающихся полководцев о любви к Родине и их наставлениями.
Учитель:
Вот мы и подошли с вами к решению тех вопросов, которые поставили в начале классного часа.
Вы себя чувствуете патриотами Родины? А в чем сегодня может найти выражение ваш патриотизм? У вас на столах находятся листы бумаги и маркеры. За 2 минуты сформулируйте ответ на вопрос: в чем сегодня может найти выражение ваш патриотизм?
Ответы учащихся:
изучение своей истории;
любить народ и гордиться своими героями;
сохранять веру, православную Русь;
стойко переносить испытания и не роптать;
с желанием служить людям;
любовь к семье;
помнить заветы отцов;
помогать ближним словом и делом;
быть милосердным;
бережно относиться к природе;
честно выполнять свой гражданский долг;
быть благодарными родителям, школе, Родине за ту любовь, внимание, заботу и знания, которые они нам передали.
любить свою малую родину, не быть равнодушным к ее проблемам, стремиться делать жизнь людей лучше.
Учитель:
Ребята, давайте мы вновь обратимся к теме нашей встречи Какой же знак мы поставим в конце предложения (? или !)? (Слайд).
Спасибо вам за работу. Помните слова схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет путь для проявления своей любви к Отечеству». И тогда у России будет будущее.
Чтец 1
Егоров Н.
Родина.
Любые боли пересилю,
И встану в строй,
И бой приму.
Но тронуть
Родину-Россию
Не дам и пальцем никому.
Она не то чтобы ранима
И не обидчива она.
Ей после бурь необходима
На всех границах тишина.
Чтец 2
Александр Осыков
Город мой белый
Так к лицу тебе, город мой белый,
Серебристые пряди огней.
Ты, как добрый отец поседелый, –
Все белей и с годами родней.
Я люблю тихих скверов прохладу,
Переулков тенистый уют.
И твои боевые награды
Озаряет победный салют.
Сколько памятных сердцу отметин
На лице твоем… В дымке огней
Мне все время приветливо светит
Отблеск ясный улыбки твоей.
Я люблю тебя, город мой белый,
Зелень улиц, гранит площадей…
Ты, как добрый отец поседелый, –
Все белей и с годами родней.
Чтец 3
Новиков Л.
Песня о Шебекино
Цепью гор меловых опоясанный,
Утопает в садах городок…
Не встречал я сторонки прекраснее,
Хоть проехал немало дорог.
Неспроста полюбился навеки нам
Город, созданный нашим трудом.
Мы гордимся тобою, Шебекино,
О тебе мы сегодня поем.
Не боюсь я ни зноя, ни холода
И согласен на подвиг любой:
Ради славы любимого города,
Ради счастья отчизны родной.
Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, с какими чувствами вы покинете эту аудиторию? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки.
Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя.
Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг, который связал нас в единое целое (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку).
Верю, что вы были сегодня искренни и ощущаете себя пусть маленькими, но патриотами своей Родины. (Презентация в приложении)
16