СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного занятия по ОРКиСЭ (Основы буддийской культуры) "Эрын гурбан наадан" ("Три игры мужей")

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного занятия по ОРКиСЭ (Основы буддийской культуры) "Эрын гурбан наадан" ("Три игры мужей"). 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного занятия по ОРКиСЭ (Основы буддийской культуры) "Эрын гурбан наадан" ("Три игры мужей")»



МКУ «Управление образования» МО «Тункинский район»

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»














Методическая разработка внеклассного мероприятия

по предмету ОРКСЭ (Основы буддийской культуры)

«Эрын гурбан наадан»

(«Три игры мужей»)





Разработчик: Токуренова Туяна Карловна,

учитель начальных классов





















2018-2019 учебный год

с.Торы

Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «ОРКСЭ» (Основы буддийской культуры)

Тема урока: «Три игры мужей» («Эрын гурбан наадан»).

Класс: 4

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Тип занятия:  изучение нового материала.

Цели: 

Предметные: формирование у обучающихся новых знаний о традиционной культуре бурят в области спорта, спортивных праздников; познание культурно-исторического материала через практические действия.

Метапредметные: развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса; работать с историческим материалом, проводить учебное исследование; выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы.

Личностные: воспитаниеуважительного отношения к обычаям и традициям своего народа, трудолюбия и ответственности за порученное дело.

Формируемые УУД:

Личностные – прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, проводить самоанализ и самоконтроль результата, признавать значимость созидательного труда, в том числе учебного.

Регулятивные – определять цель учебной деятельности, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать своё задание.

Познавательные – уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные  - уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; набор для проведения обучающих спортивных игр: суры, луки, стрелы, спортивная одежда для борьбы (если есть возможность – бурятскаянациональная спортивная одежда борца), палочки с головами лошадок с уздечками – для имитации верховой езды, плетки.

Программное содержание: Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства.

Ход занятия

Этап урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД (коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные)

1

Организационный этап

- Подготовка учащихся к работе на внеурочном занятии;

- обеспечить благоприятную обстановку;

- психологически подготовить уч-ся к общению.

Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны,
И во всём старательны!

Желаю вам, ребята, сделать для себя на уроке много новых и приятных открытий

Дети рассаживаются по группам (3 группы по 4 человека).

Готовятся к внеурочномузанятию.

Приветствуют учителя.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем


Личностные: ответственное отношение к внеурочному занятию

2

Этап актуализации опорных знаний

Фронтальная беседа:

- С прошлого занятия вашим домашним заданием было узнать значение некоторых религиозных обрядов.

- Что же такое тайлган, обоо?

- Для чего проводили обряд тайлган? Обряд обоо?

- Как вы думаете, для проведения этих обрядов собирались единицы или же множество людей? Если собиралось множество людей, родственников, то, как вы думаете, после молебна они должны были сразу разойтись по домам (своим стойбищам)? Или же логично предположить, что они чем-то могли заняться? Чем-то интересным и полезным.Тогда – чем?

Выскажите свои предположения.

- Итак, тема занятия - . . .

- Что мы сможем узнать на занятии?

- Чем эта тема важна для всех нас?

Отвечают на вопросы, совместно с учителем формулируют тему внеурочного занятия, определяют цели, задачи (прием «Корзина идей»)

















Высказывания детей


Коммуникативные: умение управлять своей деятельностью;

умение использовать монологическую речь, проводить взаимодополнение ответов;


Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;


Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения и равноправных отношений;

3

Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе
















































Историческая справка


Середина лета — традиционное время для проведения тайлаганов и обоо, жертвоприношений духам-покровителям рода. У монголов и бурят к молениям на родовых культовых местах обычно приурочивается несколько видов спортивных состязаний, известные как «Три игры мужей» («Эрын гурбан наадан»). Издревле считалось, что во время проведения обряда угощения и спортивно-увеселительных развлечений среди потомков незримо присутствовал их родовой предок, «хозяин местности», от расположения  духа которого зависело благополучие рода. Поэтому и старались наши предки веселыми спортивными соревнованиями, играми, вкусными угощениями, песнями и ёохором (хороводными танцами) задобрить дух своих прародителей.

- Итак, какие виды спортивных состязаний проходили на этих игрищах, вам предстоит узнать, прочитав статью.

Затем древний праздник монгольских народов, уходящий своими корнями в тысячелетия, постепенно стал называться Сурхарбааном. На этом празднике, куда съезжались представители разных племен, договаривались о мире, объявляли войну. Как вы правильно выделили, на этом празднестве проходят обязательные состязания по трем видам спорта — это стрельба из лука, скачки и борьба. К соревнованиям готовятся заранее. Лучших коней отбирают из табуна, лучники тренируются в стрельбе по мишени и на охоте, борцы тренируются в залах или на природе. Победа на Сурхарбаане — это всегда было очень престижным для победителя и для всего его рода. Издавна такие мероприятия проводились для того, чтобы выбрать лучшего воина и традиционно собирают множество зрителей и участников из ближайших районов и городов. Эти мероприятия помогают поддерживать и развивать культуру и национальную самобытность. Соревнования традиционно проходят с утра до позднего вечера, а на утро становится известно имя победителя.

Во время долгих привалов воины Чингисхана поддерживали свои навыки в стрельбе и состязались между собой в меткости. Мишенью им служили «суры» - шары, скатанные из длинных сыромятных ремней от конной сбруи. 

Считается, что именно тогда и зародилась игра Сурхарбаан («Сур» – это мишень, «харбаан» – стрельба). 
Кстати, эти игры считались своеобразным экзаменом для молодых воинов, мечтавших попасть в великую армию великого полководца Чингисхана.

- Итак, что означает слово «сурхарбаан»?

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Слайдовая презентация



















Исследование текста статьи, поиск ответа на вопросы, обсуждение, выделение информации











































Ответы детей

Личностные: самостоятельная работа, диалог с одноклассниками


Познавательные: анализ, сравнение, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста

Регулятивные: прилагать волевые усилия на пути достижения целей; умение самостоятельно контролировать своё время


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; адекватно использовать речь для планирования своей деятельности

Регулятивные: постановка учебной задачи

4

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.


Сейчас мы, как и наши предки в древние времена, тоже попытаемся окунуться в ту атмосферу азарта, радости, переживаний, отваги… Попробуем устроить такие же состязания!

- Но до начала состязаний мы что-то должны узнать и о чем–то договориться. О чем идем речь?


- Да, мы должны узнать о правилах соревнований.

Сейчас каждая группа ознакомится с правилами одного состязания и нам разъяснит.


- Также мы должны посмотреть, как наши предки чествовали чемпионов











Ответы-предположения детей



Дети знакомятся с правилами и ознакамливают остальные группы и зрителей.


Слайдовая презентация, видеоролики





Личностные: диалог с одноклассниками

Познавательные: выделять главную мысль текста, умение кратко выразить существенное

Регулятивные: прилагать волевые усилия на пути достижения целей; умение самостоятельно контролировать своё время

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; аргументировать свою точку зрения; строить высказывание; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; планировать общие способы работы

5

Этап закрепления новых знаний и способов действий.


Переход в спортивный зал

Первыми начинались соревнования стрелков-мэргенов (мэрген – «меткий»).

Для стрельбища выбирали ровное место и расставляли вплотную друг к другу «суры» — комки шерсти, обшитые кожей. Победителем считался тот, кто выбивал больше мишеней. Стрельба велась с дистанции 30 луков и 20 луков. Лук имел длину около 160 см.



Соревнования по стрельбе из лука

Чествование победителя


После стрельбы проводились соревнования баторов (борцов).

Традиционная одежда борцов в самом начале ее развития:
- сапоги - гутулы;
- короткие шорты – шуудаг
- неизменный атрибут - пояс бэhэ.

Правила борьбы у разных родов бурят различались. У хоринцев в борьбе проигравшим считался тот, кто дотрагивался рукой или коленом земли. У агинцев соперника надо было повергнуть на лопатки. Агинцы боролись на кушаках, за которые держались во время схватки. Весовых категорий не существовало. Победитель исполнял танец орла, в награду получал живого барана, которого уносил на руках. В конце соревнований лучший батор вызывал на состязание всех желающих.


Соревнования по бурятской национальной борьбе

Чествование победителя. Победитель исполняет танец мифической птицы Гаруди.


Наши предки в праздник превратив борьбу,

Сильнейшего из сильных выявляли,

И каждый испытать хотел судьбу,

На праздник торопясь из дальней дали.

Пусть говорят, что ныне той цены

Нет силушке и что борьба – забава,

Но – мышцы ваши так напряжены,

Борцы! Так ваша поступь величава,

Такой живою мощью вы полны,

Что и сейчас вам - слава, слава, слава!


Соревнования по скачкам на лошадях

Скачки  проводились на дистанции 3-4 километра. Лошадей специально готовили к скачкам за несколько недель до праздника. Занимались этим опытные ладильщики. Наездниками (хулэк) были подростки, которые находились при ладильщиках. Хороший наездник погонял коня двумя плетьми, опустив уздечку. На финише лошадей ловили специальные люди. После скачек произносилась хвала коню — победителю.

Чествование победителя


Будут вечно в Бурятии лошади,

Будут лошади на лугу.

Будет степь весенняя

Неуютная поутру.

И аркан посвистывать будет весело на ветру!

Будет сердце всадника, как велось во все времена,

Биться в лад с копытами его быстрого скакуна!

Будут в гривы конские, как всегда вплетены цветы.

Если ты в седле сидишь, настоящий мужчина ты!


Перед скачкой скакуны

У старта собрались во всем наряде

Косматые хвосты заплетены,

А гривы – разъединены на пряди

И яркою завязаны тесьмой.

Жжет аргамаков нетерпенья зной

Аж начинают танцевать на месте.

Но всадник, чтоб понравиться невесте

Сидит невозмутимый и прямой.

Слайдовая презентация



Дети проверяют правильность установки мишеней согласно правилам игрищ.

Показ лука (спортивного, если имеется возможность, то показать бурятский лук)

Дети участвуют в соревнованиях по стрельбе из лука























Команды участвуют в национальной борьбе.

Читает стихотворение девочка

Победитель исполняет танец мифической птицы Гаруди











Команды участвуют в скачках на лошадях (импровизированные кони)












Читает стихотворение девочка









Читает стихотворение девочка


Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера



























6

Этап подведения итогов урока

Ёохор, ёохор веселей,

Позову я всех друзей.

Мы по кругу все пойдем,

Дружно ёохор заведем.

Шаг назад, шаг вперед

Веселится весь народ!

Крепко за руку держись,

В стороне не окажись.

Мы приглашаем всех на ёохор!

Ведущий.

Пусть сбудется то, что вами задумано!

Пусть приумножатся ваши богатства!

Пусть синее небо вас благословит!

Пусть мать земля вас счастьем одарит!

Пусть в ваших домах царит мир и спокойствие,

и всегда горит огонь благополучия! Счастья вам и здоровья!



Исполняет девочка



Исполняется общий ёохор, песню поют на бурятском языке

Коммуникативные: способность слушать и анализировать информацию, подводить итоги работы

7

Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание: Спросить родителей, найти в сети Интернет сведения о знаменитых спортсменах-лучниках, спортсменах-борцах, спортсменах-всадниках Бурятии, возможно, среди родственников, знакомых есть спортсмены. Подготовить о них сообщения.

Рассказать родителям, друзьям, родственникам, что они узнали о бурятском празднике «Эрын гурбан наадан»

Фиксируют информацию

Регулятивные: формирование умения у обучающихся запоминать информацию

8

Этап рефлексии

Завершите предложения:

- На занятии я узнал …

- На занятии я справился с….

- Теперь я тоже умею…

Выражают свое отношение к работе на занятии

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, осознавать важность полученных знаний





Приложение

Текст ёохора на бурятском языке

1)Ерыт орыт ёохортоо
Ёохор наадан хушараа
Хуушарhыень шэнэлжэ
Шэнэ еhоор хатарая

ПРИПЕВ: Манай осоо Авиахим
СССРэй оборооно яас!

2)Ангарайнгаа оёорhоо
Алтан шулуу бэдэрэе
Алаг сээжын оёорhоо
Аятай зугаа бэдэрэе

ПРИПЕВ

3)Эрху голой оёорhоо
Эреэн шулуу бэдэрэе
Элдин сээжын оёорhоо
Элдэб зугаа бэдэрэе

ПРИПЕВ

5)Арбан сагаан хургаяа
Адхан байжа хатарая
Аман соохи зугааяа
Хэлсэн байжа хатарая

ПРИПЕВ

7)Байгал далайн баруун тээ
Байдал манай тэндэ юм аа.
Байха эреэн саарhан дээрэ
Нэрэ соло тэндэ юм аа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!